Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского. Периодизация развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Одна из фундаментальных идей Выготского - в развит повед-я надо различать 2 линии: естественное «созревание» и культурное совершенство­вание, овладение культурными способами повед-я и мышления. Культурное развит заключается в овладении вспомога­тельными средствами поведения, которые чел-во создало в процессе своего истор развит: язык, письмо, система счисления. Выготскому принадлежат 2 понятия, опред каждый этап возрастного развит - понятие соц ситуа­ции развит и новообразования. Соц ситуация - складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, спе­ц для данного возраста отнош между ч-ком и окр соц дей­ствительностью. ССР - исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Новообразование – кач-но но­вый тип личности и взаимодействия ч-ка с действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах. В своей периодизации развития он предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, мл шк воз­раст, подростковый возраст) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших кол-ных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 7 лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачко­образно возникших необратимых новообразований. На каждой ступени развития всегда есть центральное новообразо­вание - ведущее для всего процесса развития и характеризую­щее перестройку всей личности реб-ка в целом на новой основе. Вокруг основного новообразования располагаются и группируются все остальные частичные новооб­разования, относящиеся к отдельным сторонам личности реб-ка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествую­щих возрастов. Выготский построил концепцию связи обуч и развит, одно из фундамен­тальных понятий которой -зона ближайшего развития. Возрастная периодизация: кризис новорожденности -младенческий возраст (2 мес -1 г) - кризис 1 г -раннее детство (1-3 г) -кризис 3 лет -дошкольный возраст (3-7)- кризис 7 лет- шк возраст (7-13)- кризис 13 лет- пубертатный возраст (13-17) -кри­зис 17 лет.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.