Возрастные кризисы - наименование переходных этапов возрастного развит, рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Эриксон - как разрешение основной задачи возраста; Фрейд -смена основных стадий психосексуального развит). ВК - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому- обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной соц ситуации развит и возникновению др адекватной новому псих облику реб-ка. Структура: границы четко не определены; 3 фазы: предкритич, кульминационно-критич, посткритич; Прежние методы воспит воздействия в период кризиса оказываются неэффективными; негативный х-р развит: утрата прежних интересов; новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный х-р. По мнению Эриксона, ч-к на протяжении жизни переживает 8 психосоц кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развит личности. 1) 1 год - связан с удовл основных физиологич потребности. Доверие \недоверие. 2) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Автономия \стыд или сомнений, связанные со страхом потерять контроль над собственным организмом. 3) Возраст игры: инициативность /вина. Происходит самоутверждение ребенка. 4) Школьный возраст: трудолюбие /неполноценность. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. 5) Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. 6) Молодость: достижение близости /изоляция. Связан с поиском близости с любимым ч-ком. 7) Зрелость: продуктивность /инертность. Характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося гл образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». 8) Старость: целостность эго/отчаяние. Знаменует завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Выготский выделил: кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 г – отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13-совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи