Теории научения (Б. Скиннер; И.П. Павлов; Дж. Уотсон; Э. Торндайк).

Наука » Психология » Возрастная психология
Простейший тип науч-я, при котором на основе непроизволь­ных безусл рефлексов врожденного хар-ра складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием. Первым установил такой способ науч Павлов при исслед физиологии пищеварения в усло­виях лаб эксперимента. Эксперимент-но установил принципы классич обусловливания: угасание R, генерализация S, дифференциация S, обусловливание высших (вто­рого, третьего) порядков. Возможно угасание УР, если в течение продолжи­т времени S не подкрепляется. Однако новое предъявление S вновь вызовет R, т.е произойдет самопроизвольное восстановление УР. Можно добиться выработки УР на дифференц S, или генера­лизованные. Данные об эксперимент формир повед R были использованы псих-бихевиористами. Уотсон считал, что псих должна стать точной и достоверной наукой, т.о необходимо изуч повед ч-ка, открытое и доступное наблюдению и измере­нию. В классич бихевиоризме схема S-R - механизм образования новых форм повед и считается достаточной для описания процесса образо­вания повед акта любой сложности. Гл детерминанта, опред направление псих развит - воздействия окр среды. Эксперимент исслед условий приобретения нового поведения, + динамики научения находилось в центре внимания Торндайка, изучал закономерности реше­ния проблемных ситуаций. При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лаб задачи, трудно выделить стимул, вызывающий опред реакцию. Тип науч-я, когда испытуемый, неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты, из которых отбирает­ся наиболее подходящий, - оперантное. Метод «проб и ошибок» в решении интеллект задач стал рассматриваться как общая закономерность, характер-щая по­вед. 4 закона науч-я: 1) повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между S и R, тем быстрее и прочнее она закрепляется. 2) эффекта (подкрепления). При выуч-нии R закрепляются те, которые сопровождаются подкреплением (+ или -). 3) готовности. Сост субъекта небезразлично для выработки новых R. 4) ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный S, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное повед. Скиннер отвергал понятия скрытых псих процессов (мотивы, цели, чувства, бессознат тенденции). Утверждал, что повед ч-ка формир его внешним окр-ем. Та­кую позицию называют иногда инвайронментализмом. Признавал сущ-ние 2ух типов повед: респондентного и оперантного. Гл- оперантное- спонтанные действия, у кото­рых нет первоначального S. Подкрепление -ключ понятие концепции Скиннера, выделял подкрепление + и -.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.