Возрастная периодизация жизненного цикла человека - общая характеристика.

Наука » Психология » Возрастная психология
Возраст -одна из фундаментальных категорий пси­х развит. Абсолютный (календарный, хронологический) - вы­ражается кол-вом временных единиц. Условный (возраст развития) опред путем ус­тановления местоположения объекта в опред эволюц-ген ряду, на основании кач-колич признаков. Установление ус­л возраста -элемент периодизации, которая предполагает вы­бор не только хронологических единиц измерения, но и самой сис­темы отсчета и принципов ее расчленения. Содержание периодов, их временные границы опред представ­лениями автора периодизации о наиболее важных, суще­ственных сторонах развития. Л.С. Выготский различал 3 гр периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. 1) построение периодиза­ции на основе внешнего, не связанного с самим процессом развит критерия. Периодизации по биогену принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развит реб-ка выстраивается в соответствии с основными пери­одами био эволюции и истор развит чел-ва. 2)периодизации используют внутренний критерий - одна сторона развит, например развитие ко­стных тканей в периодизации Блонского и развитие детской сексуальности у Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъек­тивны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается измене­ние роли выбранного критерия в общем развитии на раз­ных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 3) периодизации выделяются на основе нескольких осо­бенностей э развития - периодизации Выготского и Эльконина. Периодизация развит относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различ подходы к перио­дизации развит, сущ в науках. Трудности в значи­тельной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы Выготским: признак, на основа­нии которого можно отличить одну эпоху детства от другой, дол­жен быть: показательным для суждения об общем развит реб-ка; легкодоступным для наблюдения и объективным.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.