Проблемы акмеологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Акмеология -наука о закономерностях псих развития взрослого ч-ка и объективно-субъектив­ных факторах, содействующих или препятствующих дости­жению личностных и проф вершин творче­ской зрелости. Акмеологич наука формир учеными: Ананьев- заложили теорет основу науки о зрелом возрасте, Бехтерев, Мясищев, Ковалевский, Кузьмин, Кузьмина, Рыб­ников. Понятие «акмеология» в псих науку впервые ввел Рыбников в 1928 г, обозначая им возрастную псих зрелости или взрослости. Акме -феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации ч-ка в гражданской, личностной, межлично­стной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизне­деятельности. Проблемами развит зрелой Л занимается акмеология, возникшая на стыке естественных, гум и общественных дисциплин. А изуч закономерности и феномены развит ч-ка на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого ур-ня в этом развитии. Непроф-лизм спо­собствует росту напряженности в межнациональных отнош, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к псих дискомфорту в самочувствии людей. А как научная дисциплина предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда явл орга­низация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и соц цен­ного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому А явл одновременно и учебной дисциплиной. Задачи: 1)при изуч труда профессионалов в разных областях деят-ти выделить общее, к-рое их объеди­няет, и т.о научно раскрыть как содержание явления вы­сокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия. 2)Наблюдения за проявлениями высокого проф-лизма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и его утрату, + деформацию личности самого про­ф-нала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих. 3)через проведение комплексных разработок предложить, предельно технологичные стратегию и тактику организа­ции и практ осущ-ния процесса перевода начина­ющего свою самостоят деят специалиста на все более высокие ур-ни проф-лизма. Решение этой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-соц,-экономи, пед, психофизиологич, психоген, возрастно-псих, соц-псих, дифференциально-псих исслед и, исслед по псих труда, связанных с поднятой про­блемой. 4)со­здание методического инструментария, позволяющего выявлять ур проф-лизма, достигнутый как отдельным ч-­ком, так и общностью людей.

Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Исследование периодов и задач взрослого развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физ способ­ностей личности. Эта основная характеристика зрелого воз­раста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде макс расцвета личностно­го роста, высшего момента проявления дух сил. Эриксон считал, что зрелый ч-к нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться. Соц ситуация развит в период зрелости связана с активным включением ч-ка в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспит детей, творчестве, взаимоотнош с людьми в процессе труд деят-ти. По Фельдштейну, жизнь взрослого ч-ка- движение, изменение, развитие. Возрастную псих интересуют изменения, происходящие на этапе зрелого воз­раста в ч-ке как сложнейшем природном сущ-ве - ин­дивиде, как продукте общественных отнош - личности, как субъекте деят-ти и прежде всего как проф-ле. Ананьева опре­д 4 направления исслед псих раз­вит в зрелости. 1)Установление сущности развит индивидных и лично­стных характеристик с позиции соотношения действия соци и биол факторов. 2)Прослеживание взаимосвязей индивидных и личност­ных качеств на разных этапах индивидуального развит ч-ка. 3)Выявление связей как индивиду­альных, так и личностных феноменов ч-ка с его субъектно-деятельностной характеристикой. 4)Исслед становления инди­видуальности как процесса интегра­ции основных характеристик ч-ка как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по сво­им многим параметрам неповтори­мым своеобразием. Слободчиков и Цукерман считают, что суть 1 ступени взрослости (17—42 г) сост в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно лично­стной позиции ч-ка, к-рый становится субъектом обществен­ных отнош. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации псих разви­т, могут стать слова М. Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39) - универсализа­ция - полагается как потенциальная возможность достижения выс­шего ур-ня дух развит, вхождения в пространство обще- и сверхчел ценностей.

Развитие личности и деятельности на этапе взрослости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Соц ситуация развит предполагает активное включение ч-ка в сферу общественного производства, в сферу труд дят-ти, + в создание собственной семьи и воспит детей. С внутренней стороны соц ситуация развит в период взрослости опред стремлением к самостоятельности, независимости и отнош к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять ответственность-ключевое переживание соц ситуации развития зрелости. Представления о ведущей деят-ти, разработанные Ле­онтьевым и Элькониным для периода детства, нуждаются в уг­лубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте. В период взрослости ведущим типом деят-ти явл труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деят-ю становится не просто включение в производит жизнь общ-ва, но макс реализация сущностных сил ч-ка в ходе такой деят-ти. Т. о, речь идет о стремлении к высшим, достижениям ч-ка в разных областях- физ, нравст­венной, интеллект, проф. С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводст­вом и творчеством в системе общественных деятельностей. Развит личности в период зрелости остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психоло­гии. Период зрелости личности иногда рассматривается как целевое сост, к к-рому направлено соц и псих развит, а далее происходит простое изменение личностных св-в. Многие психо­логи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Но простой констатации этого положения недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развит.

Развитие в период взрослости. Исследование периодов и задач взрослого развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Период взрослости - наиболее продолжит период онтогене­за. Обычно выделяют 3 стадии:- ранняя (молодость),- средняя (зрелость), -поздняя (старение и старость). Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­лость -самый соц активный и продуктивный период жизнедеят; период взрослости, когда может осущест­виться тенденция к достижению наивысшего ур-ня развит ин­теллекта и личности. Др греки называли его акме- высшая ступень, цветущая пора. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдель­ных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и стано­вящийся характер этого раздела психологии развития. Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого пе­риода. Слободчиков и Цукерман считают, что суть 1 ступени взрослости (17—42 г) сост в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно лично­стной позиции ч-ка, к-рый становится субъектом обществен­ных отнош. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации псих разви­т, могут стать слова М. Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39) - универсализа­ция - полагается как потенциальная возможность достижения выс­шего ур-ня дух развит, вхождения в пространство обще- и сверхчел ценностей. Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 (Биррен), 21 (Д.Б. Бромлей), 20 ж и 21 м (по международной классификации), 25 лет (Бунак). Неопред отл характеристики и временные границы ср взрослости от 20 до 35 (Векслер), 25-40 (Бромдей), 25-50 (Биррен), 36-60 (согласно международной классификации). Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьи­руют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 (Бунак, Гинзбург, Бромлей, Векслер), 60 (Гримм и большинство демографов), 75 (Биррен). Ананьева опре­д 4 направления исслед псих раз­вит в зрелости. 1)Установление сущности развит индивидных и лично­стных характеристик с позиции соотношения действия соци и биол факторов. 2)Прослеживание взаимосвязей индивидных и личност­ных качеств на разных этапах индивидуального развит ч-ка. 3)Выявление связей как индивиду­альных, так и личностных феноменов ч-ка с его субъектно-деятельностной характеристикой. 4)Исслед становления инди­видуальности как процесса интегра­ции основных характеристик ч-ка как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по сво­им многим параметрам неповтори­мым своеобразием.

Отечественные исследования периода ранней юности (Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).

Наука » Психология » Возрастная психология
Важные теоретико-методологич основы комплексного изуч юности, заложил Выготский. Становление ч-ка как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натур и соц рядов развит. Натуральный ряд - процессы физ созревания, соц - социализации. Процессы натур ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронностъ обнаруживается на межиндивидуальном ур; и на внутрииндивидуальном уровне - разные био системы созревают неодновременно. Процессы соц ряда описывают движ от общ-ва к личности, социализацию индивида, этапы его приобщения к культуре, овладения общественно необходимыми нормами, знаниями, ценностями и включение в общественно-производственную деятельность. В психологических периодизациях Леонтьева, Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деят-ти, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Говорил, что Каждый возраст хар-тся своей соц ситуацией развит; ведущей деят-ю, в которой преимущественно развивается мотивац-потребностная или интеллект сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развит. Божович определяет старший шк возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формир мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием. Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных соц ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. Кроме того, существенно меняются субъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений: например, подросток вполне может быть удовлетворен своим положением в компании сверстников, юноша же на первое место выдвигает др отнош— профессиональные, производственные, трудовые.

Основные подходы к юности в зарубежной психологии: Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Эриксон.

Наука » Психология » Возрастная психология
Ни один исследователь развития не прошел мимо проблем подросткового и юношеского возраста. Анализируя подростковый возраст Холл выдвинул концепцию о повторении филогенетических стадий в онтогенезе. Не разделяя подростковый и юношеский возраст, он соотнес переходный период в целом (от 12—13 до 22—25 лет) с истор периодом романтизма, «бури и натиска». Др взгляды связаны с анализом псих процессов, в нем можно выделить 3 разных течения. Концепции, объясняющие поведение в терминах эмоций, влечений и др внерациональных компонентов психики- психодинамические; концепции, объясняющие изменения в психике с помощью интеллектуальных, когнитивных структур - когнитивистские или когнитивно-генетические; концепции, исходящие из личности в целом -персонологические. К психодинамическим направлениям относятся теории Фрейда и Эриксона; персонологическое направление связано с работами Шпрангера, Ш.Бюлер; когнитивистскую ориентацию воплощают труды Пиаже, Кольберга, Бруннера. Шпрангер разработал культурно-истор концепцию возрастов, считает период ранней юности возрастом врастания в культуру. Главные новообразования –совершенствование «Я», совершенствование рефлексии, осознание своей индивидуальности, + чувство любви. Ш.Бюлер опред подростковый возраст и юность как период созревания, когда ч-к становится половозрелым. Эриксон выделял юность отдельным возрастным этапом, между школьным возрастом и молодостью. Юность: эго-идентичность /ролевое смешение 12-13- 18. Важный период в психосоц развит. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми соц ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Осуществляется стихийный поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Кем я хочу стать?»

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Акселерация и ее социально-психологические последствия.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психофизиологич особенности П возраста обусловлены главным физиологич новообразованием данного этапа - формир репродуктивной функции, или половое созревание. Сущ несколько периодизаций полового созревания, опирающихся на описание изменений половых органов и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий : 1) - детство (инфантилизм), -медленное, развитие репродуктивной системы; ведущая роль принадлежит гормонам щитовидной железы. Вторичных половых признаков нет. Стадия завершается в 8-10 у д и 10-13 у м. 2) - гипофизарная - начало пубертата. Активация гипофиза: увеличивается секреция гипофизарных гормонов,они влияют на скорость роста и появл начальных признаков полового созревания. Стадия оканчивается, у д 9-12, у м -12-14. 3) - этап активизации половых желез (стадия активизации гонад). Продолжается развитие.4) - максимального стероидогенеза - начинается в 10-13 у д, 12-16 у м. Наибольшей активности достигают половые железы (семенники и яичники), продуцирующие мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны. 5) - окончательное формир репродуктивной системы - начинается в 11-14 и 15-17лет. Вторичные половые признаки выражены полностью. У девушек устанавливается регулярный менструальный цикл. У юношей завершается оволосенние кожи лица и нижней части живота. Возраст окончания пубертатного процесса 15-16, - 17-18. В П возрасте усиливается активность симпато-адреналовой системы. Временное повышение её активности обеспеч в П возрасте адекватное энергообеспечение и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Процесс полового созревания протекает под контролем ЦНС и желез внутренней секреции. Ведущую роль играет гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамус, управляет сост-ем гипофиза, к-рый, контролирует деят всех желез внутренней секреции. Половое созревание - стадиальный процесс, поэтому возрастные изменения в состоянии НС подростков развиваются постепенно и имеют опред специфику, обусловленную динамикой пол созрев. Эти изменения находят отражение в психике и поведении. Возрастание ур половых гормонов коррелирует с появлением или усилением некоторых псих особенностей. Баланс корково-подкорковых отнош изменяется в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки. В этом возрасте - повышенная возбудимость, эмоцлабильность, гиперактивность. На 4-5ом этапе пол созрев в корково-подкорковых отнош вновь начинает доминировать КБП. В результате у старших подростков восстанавливается и нормализуется произвольная саморегуляция поведения и псих деят. У д- в 14-15, у м -15-17. На протяж всего П возраста сохр тенденции морфофункц-ного созревания мозга, в первую очередь ассоциативных отделов коры мозга, которые создают условия для дальнейшего прогресса в псих развит в юношеском и взрослом возрастах.

Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подросткового кризиса».

Наука » Психология » Возрастная психология
Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто период именуют критическим. Сущ множество исслед, теорий подросткового возраста. Отцом подросткового возраста называют Холла, т.к он впервые в 1904 предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса. В следствии чего происходит отказ от идентификации с родителями. Холл и Фрейд - сторонники био универсализма: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его био предопределенности, связанной с половым созреванием. В противовес био универсализму в 20-30-е XX стало набирать силу социогенетич направление, толковавшее природу возраста со стороны соц условий, обуч, воспит. Оно было подкреплено исслед Мид: обнаружила сущ-ние гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспит, обряды инициации и отношения детей с окружающими. Левин поставил отрочество в контекст соц психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между соц гр, что порождает особую подростковую субкультуру. Шпрангер разработал культурно-истор концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Главные новообразования -открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви. Ш.Бюлер опред подростковый возраст как период созревания, когда ч-к становится половозрелым. По Штерну - подростковый возраст -один из этапов формир личности. В нем важно то, какая ценность переживается ч-ком как наивысшая, опред жизнь. Переходный возраст, характеризуется особой направленностью мыслей и чувств, и особым образом действий - «серьезной игрой» - промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деят взрослого. Выготский центральным и спец новообразованием отрочества считал чувство взрослости -возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окр-щими. Указал еще 2 новообразования подросткового возраста –развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. По Эльконину П возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деят-ти предшествующего периода. Уч деят разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя. В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к главное теперь вне школы); ребенок стремится войти в компании (поиски друга, того, кто может понять); иногда начинает вести дневник. Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Эльконин и Драгунова предложили придать ему статус ведущей деят этого возраста. В П периоде происходит становление различных по степени близости отношений: товарищи, близкие знакомые, друзья. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери. П. возраст характерен и тем, что в это время появляется первая проф направленность интересов и жизненных планов.

Развитие личности среднего школьника.

Наука » Психология » Возрастная психология
Большое значение для формирования личности в целом в ср шквозрасте играет обучение. Обуч в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у реб-ка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания реб-ка, полученные им до обуч, не явл про­стой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они сост некоторое содержательное це­лое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления реб-ка, с особенностя­ми его отнош-я к действительности, с его личностью в целом. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появл новые особенности личности, выражаю­щиеся в новой мотивации, новом отнош к действи­тельности, практике, знаниям. Процесс усвоения шк знаний- не только процесс образования, но и процесс воспитания, непо­средственно связанный с формир личности шк-ника. Формир лич­ностных интересов в ср шк возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на но­вые открытия, изобретения, широко интересуются техни­кой, начинают посещать различные уч кружки, чи­тать научно-популярную, тех лит-ру, начи­нают сами производить опыты, мастерить модели. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении уч предметов в ср классах школы и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формир-нию лич­ности подростка. Интерес к нравственным кач-вам людей, нормам их поведения, приводит в ср шк возрасте к формир-нию нравственных идеалов, вопло­щенных в дух облике ч-ка. Нравственно-псих идеал у подростка- не только знаемая им объективная этическая категория, это- эмоц окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного пове­дения и критерием оценки поведения др. Идеалы шк-ника ср- возраста представлены в облике конкрет­ного ч-ка. Формир самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деят-ти, в которых раскрывают­ся качества его личности. Фор­мир самосознания заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные ка­ч-ва из отдельных видов деят-ти и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности сво­его поведения, а затем и как относительно устойчивые кач-ва своей личности.

Научение и мышление в процессе школьного обучения.

Наука » Психология » Возрастная психология
Школы играют определяющую роль в развитии детей. Именно здесь ребенок проверяет свои интеллектуальные, физ, соц и эмоц данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом. В школе дети приобретают уверенность в своей способности овладевать знаниями о мире и развивать соц отношения со сверстниками. Поступив в школу, ребенок сталкивается с рядом требований и ожиданий со стороны нового окружения, причем существует значительное различие между этими требованиями и теми, к которым он привык дома. Дети существенно отличаются по возможности приспосабливаться к новым требованиям, + по способности к критич мышлению, по общей академической успеваемости и по помощи, которую родители оказывают им при обучении. С началом школьного обуч дети, возможно впервые в жизни, отделяются от своих родителей и должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В то же время им предоставляется больше независимости. В школе требования к ребенку, всегда существенно отличаются, от ожиданий дома. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новым условиям. В приспособлении к шк обуч важная роль отводится научению. В школе детей прежде всего учат критичности мышления, способности выбирать главное, существенное для себя в процессе обучения, а так же регулировать свою деятельность в соответствии с учебной деятельностью.

Развитие речи школьника.

Наука » Психология » Возрастная психология
К моменту поступления в школу словарный запас реб-ка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с др ч-ком по любому поводу. У мл школьников появл ориентировка на системы родного языка: звуковую, грамматическую. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь школьника, формируется эмоциональная культура речи. Особое значение для развития речи ребенка имеет овладение письменной речью. Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В ней принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное сопровождение речи. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Тексты имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе и т.д. Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность: орфографическая, грамматическая и пунктуационная. Ребенок овладевает письмом вместе с письменной речью. Усвоение письменной речи качественно изменяет и устную речь ребенка. Оно влияет и на все психическое развитие школьника. Развитие письма - это процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, т.е установление ассоциации между буквой и звуком в письме и чтении, - в этом и есть процесс развития. По сути письменная речь - это не речь в прямом смысле, а символизация звуковых символов, т. е. двойная абстракция.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий ур развит мотивационной, интеллект сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют 3 аспекта псих готовности – морфофизиологическую, предметную и псих готовность к школе. Обычно расхождение в созревании этих видов, при принятии в школу нужно учитывать их все. В качестве составных компонентов псих готовности к школе обычно рассматриваются личностная, волевая и интеллектуальная. Личностная готовность: мотивационная готовность: внутренняя и внешняя мотивация; коммуникативная готовность для продуктивного сотудничества с учителем и сверстинками в контексте поставленной учебной задачи; сформированность Я-концепции – осознание своих физ возможностей, личностных качеств; эмоц зрелость в освоении соц норм выражения чувств, эстетич чувства. Умственная зрелость: интеллектуальная готовность: - ориентировка в окружающем; - запас знаний; - развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); -речевая готовность; память; внимание; воображение. Волевая готовность опред способностью к подчинению правилам и требованиям взрослого. Обуч в школе требует также интеллектуаль­ной готовности ребенка. Он должен преодолеть свой дошкольный эгоцентризм и научиться разли­чать разные стороны действительности. Важными аспектами интеллект готовности явл: умственная активность и познавательные интересы: его стремление узнать новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить задачу. Учебное содержание и уч задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком: они должны стать мотивом его собственной уч деят-ти. Т.о, псих готовность к школьному обуч обеспечивается высоким ур-нем развития мотивационной, интеллектуальной и волевой сферы. Отставание в процессе разви­тия одной из них обычно влечет за собой отставание и в др, что сказывается на адаптации ребенка к школе и успешности уч деят-ти.