Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подросткового кризиса».

Наука » Психология » Возрастная психология
Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто период именуют критическим. Сущ множество исслед, теорий подросткового возраста. Отцом подросткового возраста называют Холла, т.к он впервые в 1904 предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса. В следствии чего происходит отказ от идентификации с родителями. Холл и Фрейд - сторонники био универсализма: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его био предопределенности, связанной с половым созреванием. В противовес био универсализму в 20-30-е XX стало набирать силу социогенетич направление, толковавшее природу возраста со стороны соц условий, обуч, воспит. Оно было подкреплено исслед Мид: обнаружила сущ-ние гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспит, обряды инициации и отношения детей с окружающими. Левин поставил отрочество в контекст соц психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между соц гр, что порождает особую подростковую субкультуру. Шпрангер разработал культурно-истор концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Главные новообразования -открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви. Ш.Бюлер опред подростковый возраст как период созревания, когда ч-к становится половозрелым. По Штерну - подростковый возраст -один из этапов формир личности. В нем важно то, какая ценность переживается ч-ком как наивысшая, опред жизнь. Переходный возраст, характеризуется особой направленностью мыслей и чувств, и особым образом действий - «серьезной игрой» - промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деят взрослого. Выготский центральным и спец новообразованием отрочества считал чувство взрослости -возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окр-щими. Указал еще 2 новообразования подросткового возраста –развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. По Эльконину П возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деят-ти предшествующего периода. Уч деят разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя. В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к главное теперь вне школы); ребенок стремится войти в компании (поиски друга, того, кто может понять); иногда начинает вести дневник. Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Эльконин и Драгунова предложили придать ему статус ведущей деят этого возраста. В П периоде происходит становление различных по степени близости отношений: товарищи, близкие знакомые, друзья. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери. П. возраст характерен и тем, что в это время появляется первая проф направленность интересов и жизненных планов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.