Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти).
Ребенку предлагается 4 рисунка с геометрическими фигурами (вписанные друг в друга квадраты, кольца, флажки); не каждую картинку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
3. Методика «Заучивание 10 слов» (изучение слуховой памяти). Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак, предлагают воспроизвести их. Оценивают количество правильно воспроизведённых слов.
4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их.
5. Методика «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания). Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения предметов: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребёнку предлагается искать и вычёркивать изображения определённых предметов.
6. Методика «Узнай фигуры» (на узнавание). Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.
1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти).
Ребенку предлагается 4 рисунка с геометрическими фигурами (вписанные друг в друга квадраты, кольца, флажки); не каждую картинку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
3. Методика «Заучивание 10 слов» (изучение слуховой памяти). Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак, предлагают воспроизвести их. Оценивают количество правильно воспроизведённых слов.
4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их.
5. Методика «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания). Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения предметов: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребёнку предлагается искать и вычёркивать изображения определённых предметов.
6. Методика «Узнай фигуры» (на узнавание). Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.
Арттерапия – лечение искусством (рисунок, лепка, поделки, коллаж и пр.)
Цель – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В отличие от игры искусство позволяет творить.
Варианты арттерапии:
- использование готовых произведений искусства: их анализ и интерпретация клиентами;
- самостоятельное творчество клиентов;
- творчество психотератпевта, направленное на взаимодействие с клиентом.
При работе с детьми обычно используется рисуночная, песочная и сказкотерапия.
Можно использовать цветотерапию (цветовые предпочтения клиента – для диагноза, определённую гамму – для лечения), музыкотерапию, библио- (книжную) и танцтерапию, сказкотерапию и пр.
Цель – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В отличие от игры искусство позволяет творить.
Варианты арттерапии:
- использование готовых произведений искусства: их анализ и интерпретация клиентами;
- самостоятельное творчество клиентов;
- творчество психотератпевта, направленное на взаимодействие с клиентом.
При работе с детьми обычно используется рисуночная, песочная и сказкотерапия.
Можно использовать цветотерапию (цветовые предпочтения клиента – для диагноза, определённую гамму – для лечения), музыкотерапию, библио- (книжную) и танцтерапию, сказкотерапию и пр.
1. Школьная дезадаптация (безответственность, неприспособленность к коллективу, недисциплинированность, несформированность навыков учебной деятельности; несформированность мотивации учения, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
2. Расстройство учебных навыков: чтения (дислексия, алексия); грамотного письма, способности к счёту (дискалькулия, акалькулия);
3. Расстройства речи: дефицит словарного запаса, проблемы понимания, артикуляции
4. Психический инфантилизм (задержка психического развития на уровне детского сада, стремление к общению с младшими по возрасту).
5. Проблемы умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала);
6. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
7. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
8. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость);
9. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
2. Расстройство учебных навыков: чтения (дислексия, алексия); грамотного письма, способности к счёту (дискалькулия, акалькулия);
3. Расстройства речи: дефицит словарного запаса, проблемы понимания, артикуляции
4. Психический инфантилизм (задержка психического развития на уровне детского сада, стремление к общению с младшими по возрасту).
5. Проблемы умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала);
6. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
7. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
8. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость);
9. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
1) Проблемы взаимоотношений со сверстниками.
2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).
3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.
4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» - больно, «какотик» - колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.
У старших дошкольников выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
Психологические проблемы детей:
1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.
Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.
2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).
3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.
4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» - больно, «какотик» - колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.
У старших дошкольников выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
Психологические проблемы детей:
1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.
Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.
1) Отклонения (олигофрения) или задержка развития (обычно проходит);
2) Гиперактивность и гиперподвижность;
3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);
4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);
5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);
– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова) – к 18-24 месяцам);
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).
2) Гиперактивность и гиперподвижность;
3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);
4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);
5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);
– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова) – к 18-24 месяцам);
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).
Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы. = Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).
Источники анамнеза:
- Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;
- Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);
- Тестирование (результаты);
- Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;
- Беседа с ребёнком.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).
Источники анамнеза:
- Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;
- Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);
- Тестирование (результаты);
- Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;
- Беседа с ребёнком.
- Этапы клинико-психологического исследования:
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).
- Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для принятия решения о способах оказания помощи.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
Тесты должны быть надёжными (в плане результатов) – точными, с минимальными ошибками измерения, устойчивыми к действию посторонних случайных факторов и валидными (в плане отношения к предмету исследования) – соответствующими цели исследования.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Формулировка проблемы на основании изучения данных об индивиде;
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
Психологическая коррекция – исправление особенностей психологического развития и формирование нужных психологических качеств для повышения социализации и адаптации индивида. = Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры для полноценного развития и функционирования индивида.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.