Критические и стабильные периоды. Характеристика, сходства и различия. Роль в развитии ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
КРИЗИС ВОЗР, РАЗВИТИЯ – особые, относительно непродолжительные по времени (до 1 года) периоды в развитии человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.

Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.

Наука » Психология » Возрастная психология
Факторы:
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).

2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.

Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.

Понятие ведущего вида деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.

Наука » Психология » Возрастная психология
Характерен для каждого возр. периода, в котором формируются псих. личностные новообразования, в этой Де зарождается след. Вед. Де.
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.

Наука » Психология » Возрастная психология
Рисование – творческий акт, позволяющий ощутить и понять себя, освободиться от конфликтов, выразить мысли и чувства, мечты и надежды. + Способ выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.

Возможности использования библиотерапии и танцевальной терапии в коррекционной работе с детьми.

Наука » Психология » Возрастная психология
Библиотерапия – использование художественной литературы как одной из форм лечения словом. Просто и эффективно помогает клиентам находить правильные решения. Использование специально подобранных книг оказывает воздействие на эмоциональное состояние. При работе с детьми лучше использовать сказки, былины, рассказы для детей русских писателей. Учат социализации, развивают эмоции, волевые качества и пр.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.

Характеристика проективных методик и ограничения к их использованию.

Наука » Психология » Возрастная психология
Проекция — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний. Содержание фантазий говорит о внутреннем мире ребенка. Рисунки, фигурки из пластилина, поделки и игры со своими игрушками.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.

Проведение группового и индивидуального психологического обследования.

Наука » Психология » Возрастная психология
Групповое обследование – обследование группы с целью выявления межличностных отношений, лидерства, направленности, целей, мотиваций, уровня интеллекта и способностей, преобладающих установок и пр. у всей группы в целом.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.

Диагностические методики для выявления особенностей личностной сферы ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Методики для изучения сферы общения:
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.

Диагностические методики для изучения межличностных отношений в детской группе.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля:
1) Изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей. Ребёнка просят показать, где будет располагаться он.
2) В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?» Определяется отношение ребёнка с родителями, друзьями, другими людьми и вырисовывается характеристика самого ребёнка (конфликтность, любознательность, общительность, стремление к лидерству и пр.).
2. Рисуночные методики: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие в форме, пропорциях, деталях, величине. Анализ особенности нарисованных фигур в методиках «Рисунок семьи», «Рисунок группы»: индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие отношения – много деталей, разные цвета. Негативное отношение – схематичность, однотонность изображения. Смотрится содержание, размещение изображенных людей, использованные цвета, фон, словесные дополнения, пояснения испытуемого к рисунку.

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Матрица Равена» - для оценки наглядно-образного мышления при решении задач. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку.
2. Методика «Умение считать в уме» - проверка способности производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.
3. Методика «Формирование понятий»: Ребёнку даётся набор плоскостных фигур - квадратов, треугольников и кругов – трёх различных цветов и трех различных размеров. Ребёнок должен отобрать фигуры по одному, двум и трём признакам, сказать, какие признаки входят в формируемое понятие (охарактеризовать его) и дать этому понятию определение.
4. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» - для оценки развитости интеллектуальных процессов. Эти особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.
5. Методика «Кубик Рубика» - для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени (9 задач за 9 минут).

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Вырежи фигуры». Предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание: как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.
2. Методика «Воспроизведи рисунки». Задание: в специальных пустых квадратах воспроизвести картинки, на которых изображены фигуры в таких же квадратах.
3. Методика «Раздели на группы». Для оценки образно-логического мышления. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп.
4. Методика «Кому чего не достает?»: ребенку показывают рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание: определить, кому и чего не хватает.
5. Методика «Что здесь лишнее?»: для исследования образно-логического мышления, уровня анализа и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, один из которых лишний.

Диагностические методики для изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Наука » Психология » Возрастная психология
Экспресс-диагностика:
1. «Тест в картинках»: даны картинки с учёбой и игрой; предлагают выбрать те, что нравятся. Определяют предпочитаемый вид деятельности (учебную, учебно-игровую или игровую) и степень мотивации к учёбе.
2. Методика «Нарисуй себя» (уровень сформированности образных представлений) – смотрится количество изображённых частей тела и качество их прорисовки.
3. Тест «Кубики» (уровень наглядно-образного мышления) – предлагается найти из 4 кубиков два одинаковых (6 повторов с разными комбинациями).
4. Методика «Классификация» (сформированность понятий и умение классификации): предлагают из четырех слов назвать лишнее.
5. Методика «Третий подходящий» (сформированности понятий): последовательно показывают пять наборов карточек, кладут перед ребёнком две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну.
6. Тест «Правая - левая рука» (способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других): психолог и ребенок садятся друг против друга; психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку психолога. При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении и доказал свою точку зрения.
7. Методика Пьерона-Рузера (обучаемость): на доске нарисованы 4 геометрические фигуры; внутри каждой – определённый символ (точка, вертикальная или горизонтальная черта или ничего). Детям предлагают заполнить по образцу соответствующими символами аналогичные пустые фигуры, напечатанные у них на листах.