1. Оральная стадия. От рождения до 1 года.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.
2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.
2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.
Обучение ведет за собой развитие. То насколько развит ребенок влияет на то, чему он модет научиться.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии
Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии
Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.
Источник развития – соц среда. Ребенок развивается с помощью естественной и культурной линии (система знаков, символы) (они идут параллельно ) -> VPF развиваются
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Поведение детей в детских домах. Не способны сформировать взаимоотношение с другими людьми не могут показывать любовь как дети из семей. Дети в детских домах упускают возможность в полной мере привязаться к матери.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.
1. Базовое доверие / базовое недоверие. От рождения до 1 года.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
Стадии развития.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.
Организационные методы-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей..Эмпиричисеские методы.Наблюдение-сплошное и выборочное.Самонаблюдение.Психодиагностические (тесты, опросники)
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений
Это один из острых. На подходе к кризису появляются симптомы:
1 Острый интерес к своему изображению в зеркале.
2 Озадаченность своей внешностью. У девочек проявляются через наряды, у мальчиков эффект конструирования - озабоченность тем, что они производят. Остро реагируют на негатив.
3. Ребенок неуправляем, не поддается коррекции. Симптом кризиса называется семизвездием.
Негативизм – стремление сделать все наоборот, вопреки своему желанию. Реакция ребенка не на предложение взр, а на самого взр.
Упрямство – не воспр мнения др людей, постоянно стоит на своем.
Строптивость – протест против образа жизни, реб не доволен всем, что ему предлагают. В отл лт негативизма – это общий протест)
Своеволие – все хочет делать сам даже если не умеет.
1 Острый интерес к своему изображению в зеркале.
2 Озадаченность своей внешностью. У девочек проявляются через наряды, у мальчиков эффект конструирования - озабоченность тем, что они производят. Остро реагируют на негатив.
3. Ребенок неуправляем, не поддается коррекции. Симптом кризиса называется семизвездием.
Негативизм – стремление сделать все наоборот, вопреки своему желанию. Реакция ребенка не на предложение взр, а на самого взр.
Упрямство – не воспр мнения др людей, постоянно стоит на своем.
Строптивость – протест против образа жизни, реб не доволен всем, что ему предлагают. В отл лт негативизма – это общий протест)
Своеволие – все хочет делать сам даже если не умеет.
ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта чел, проявл в запоминании, сохранении и последующее припоминанием того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о нем думал.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания человека на опр объектах при одновременном отвлечении от др. Виды:
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де – конечным результатом.
3 Послепроизвольное. Сначала необходимость а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает – чтение книги).
Свойства
1 Объем. Количество объектов которые могут быть восприняты (одновременно) с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Пример с 1г до 3 – 1 предмет, у дошкольников от 2 до 5, у взрослых от 4 до 6.
2 Распределение. Возможность одновременно успешно выполнять несколько видов Де.
3 Концентрация. Выражается в степени сосредоточенности на обьекте.
4 Переключаемость. Динамическая характеристика опр способность переходит от одного объекта к др.
5 Устойчивость. Способность задерживаться на восприятии данного объекта. Табл Шульте – квадрат 25 клеточек 5*5, а внутри цифры.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де – конечным результатом.
3 Послепроизвольное. Сначала необходимость а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает – чтение книги).
Свойства
1 Объем. Количество объектов которые могут быть восприняты (одновременно) с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Пример с 1г до 3 – 1 предмет, у дошкольников от 2 до 5, у взрослых от 4 до 6.
2 Распределение. Возможность одновременно успешно выполнять несколько видов Де.
3 Концентрация. Выражается в степени сосредоточенности на обьекте.
4 Переключаемость. Динамическая характеристика опр способность переходит от одного объекта к др.
5 Устойчивость. Способность задерживаться на восприятии данного объекта. Табл Шульте – квадрат 25 клеточек 5*5, а внутри цифры.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.
Виды:
1 Активное воображение направленно на преобразование окр действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию (чел, реб воссоздает то, что ему рассказали – при чтении книги, литературы)
б) творческое. Самостоятельное создание нов образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит вседа большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
Виды:
1 Активное воображение направленно на преобразование окр действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию (чел, реб воссоздает то, что ему рассказали – при чтении книги, литературы)
б) творческое. Самостоятельное создание нов образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит вседа большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)