ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
С позиций рефрейминга различие между «проблемой» и «возможностью» носит преимущественно семантический ха­рактер. Любая проблема подразумевает существование (иногда глубоко в подсознании) решения, а также возможностей для его отыскания. Итак, мы вновь обращаемся к процессу решения проблем.

С прагматической точки зрения удобнее разделять реше­ние проблем и их выявление. Причем решить проблему зна­чительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психо­лог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сде­лать). Выявить и решить свои проблемы и использовать име­ющиеся возможности вам поможет рефрейминг.

РЕФРЕЙМИНГ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять кар­ты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые воз­можности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с оп­ределенной сенсорной чуткостью позволяет выявить пред­ставления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими соб­ственными представлениям о том, что правильно, а что непра­вильно. Такой подход способствует установлению взаимопо­нимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.

Контекстуальный и содержательный рефрейминг

Любое поведение, ситуация или событие могут быть под­вергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Стадии процесса мышления

Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом дей­ствуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотно­сится с универсальными мыслительными стратегиями.

• Подготовка

Стадия подготовки соответствует этапу планирования ка­кого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной цикличес­кой модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.

Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой дру­гой, заключается в преодолении разрыва между вашим ны­нешним и желаемым состоянием (при помощи обмена инфор­мацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ УСПЕХА

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Целенаправленное поведение невозможно при отсутствии тщательно продуманной стратегии. Выработка определенных стратегий мышления является неотъемлемой составной час­тью процесса моделирования. Взгляните на ребенка, отец ко­торого — футбольный фанат. Естественно, такой ребенок бу­дет пытаться подражать отцу, неосознанно моделировать его поведение. То же самое будет происходить, если ребенка ок­ружают художники, портные, любители чтения, плавания, вело­сипедных прогулок и т. п. Значительное влияние на формиро­вание мировоззрения и, соответственно, определенного типа поведения оказывает телевидение. При этом моделируется не только позитивное поведение, но и негативное, асоциальное. НЛП позволяет придать моделированию более позитивный и сознательный характер.

Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться пред­ставлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называ­ется перцептуальным сдвигом и означает такой способ вос­приятия, при котором вы как будто видите мир глазами друго­го человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время го­ворить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагиро­вать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, — иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по–настоящему кому–то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чув­ствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдай­те за кем–либо, представьте себя делающим то же самое, а за­тем попытайтесь сделать это в действительности.

ОБУЗДАНИЕ ЧУВСТВ И ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Обуздание чувств

Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему–либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении — в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получать­ся ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хоро­шей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить... Естественно, ваши действия при этом будут го­раздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чув­ства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым ради­кальным образом.

• Эмоциональные переключатели

Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.

Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выраже­ние лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) — могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огром­ное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в не­которых критических ситуациях.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Эффективное поведение

Ваша личная успешность в конечном счете зависит от того, что вы делаете. Информация — это могучая сила в дос­тижении поставленной цели, но она — не только знание. Ин­формация — то, что вы делаете со своими знаниями, а это уже большая разница. Любой результат, в итоге, достигнут теми или иными действиями, а не возвышенными мечтаниями и размышлениями. Но это улица с двусторонним движением, негативное поведение, конечно же, — особенно в привычных его формах — довольно часто является причиной многих не­удач. Даже записные активисты, которых обычно так ценит руководство, могут ошибаться (и завести дело в тупик).

Мы уже неоднократно говорили о важности того, чтобы все действия были ориентированы на стоящую перед вами цель.

• Действуем без размышлений

НЛП исходит из того, что большая часть наших поступков бессознательна. В этом легко убедиться, ведь часто мы совер­шенно не задумываемся над тем, что в тот или иной момент делаем. Это относится, в первую очередь, ко всем привыч­ным действиям — начиная от пробуждения, одевания и умы­вания, кончая вождением машины и составлением балансо­вого отчета. Таким образом, бессознательное — подводная часть айсберга сознания — некоторым образом связан с теми элементами нашего поведения, которые, по крайней мере в настоящее время, не требуют сознательного размышления. Некоторые психологи утверждают, что таковы более чем 90 % наших действий. Любопытства ради вы можете соста­вить собственный список дел за день и посмотреть, какая часть из них носит автоматический и полуавтоматический характер, а какая требует сознательных усилий. Даже сложная тех­ническая работа может со временем стать рутинной, так что вы уже не будете больше задумываться о своих действиях. И наоборот, напряженное размышление над каким–то слож­ным моментом деятельности обычно связано с вытеснением из сознания всех остальных проблем, будь то профессиональ­ные или домашние заботы, в то время как привычные дей­ствия осуществляются как бы в «фоновом» режиме и притом с завидной эффективностью.

ЯЗЫК — ВАШ СОЮЗНИК: МЕТА–МОДЕЛЬ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Было бы странно говорить о процессе общения и ничего не сказать о языке. Лингвистический элемент НЛП содер­жится уже в самом его названии. Люди, умеющие общаться, знают, сколь многое зависит от правильного выбора слов. В некоторых случаях язык дает возможность быть более точ­ным. Например, фразу «Встретимся на станции» следует конк­ретизировать, чтобы не пришлось потом тратить время на вы­яснение возможных недоразумений. В других случаях язык, напротив, помогает создать впечатление расплывчатости и неопределенности. К примеру, если вы хотите услышать от своих сотрудников какие–то новые творческие предложения, то чем менее конкретно вы сформулируете задание, тем бу­дет лучше. Аналогичным образом, лучше дать возможность клиенту самому представить себе пользу и удовольствие, ко­торые он получит от рекламируемого продукта, чем сразу же оглушить его подробным техническим описанием. Намерен­но неточный, метафоричный язык в гораздо большей степени стимулирует работу воображения собеседника и способству­ет установлению более тесного контакта с ним, чем обруши­ваемый на него поток подробностей. Может, это и делается с самыми лучшими намерениями, но приводит скорее к потере контакта, чем к его развитию. Чтобы убедиться в этом, доста­точно провести несколько бесконечных минут в компании этакого технического гения — помощника продавца в уни­вермаге. Выбор способа и языка общения зависит от конкрет­ной ситуации и тех целей, которые вы перед собой ставите.

На примере одной из базовых моделей НЛП — так на­зываемой мета–модели — рассматривается роль языка в общении. Как может помочь собеседникам язык в восприя­тии карт сознания друг друга? Мета–модель выступает в каче­стве инструмента, обеспечивающего правильное понимание смысла, который люди вкладывают в слова. Так же как прин­цип подстраивания к сенсорным предпочтениям собеседника и мета–программы, эта языковая модель призвана помочь нам лучше понять других людей и самих себя, а также точнее представить себе стоящие перед нами задачи. Рассмотрим мета–модель применительно к процессу общения. Затем рас­пространите мета–модель и на другие процессы, например, на процесс решения проблем или на контроль за собственным самочувствием.

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ОБЩЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Помимо того, что все мы обладаем различными сенсорны­ми предпочтениями, каждый из нас использует свою собствен­ную жизненную стратегию, от которой во многом зависит наше поведение на самых различных уровнях. Один человек может быть оптимистом, а другой — пессимистом, независимо от того, какой модальности восприятия он отдает предпочтение.

Даже два человека визуального типа, которые, казалось бы, должны прекрасно понимать друг друга, общаясь посред­ством обмена яркими зрительными образами, тем не менее могут не получать никакого удовлетворения от беседы, если один из них — неисправимый ворчун, а другой — стопроцент­ный оптимист. Каждый из этих людей в полную силу исполь­зует особенности своего сенсорного восприятия, общие для них обоих, но придерживается при этом собственной жизнен­ной стратегии.

Мета–программы

Ваш подход к работе и вообще к жизни, оптимистический или пессимистический, может послужить хорошим примером макростратегии высшего уровня, или мета–программы. Сло­во «мета» имеет греческое происхождение и означает «над», «за» или «на ином уровне». Мета–программы определяют развитие огромного количества самых разных событий на ни­жележащих уровнях. Вплоть до того, как вы прореагируете на брошенное мимоходом замечание шефа, какой фразой начне­те письмо или как вы решите провести свой отпуск. У каждо­го из нас на уровне психики существуют такие чрезвычайно устойчивые программы, которые пропускают через некий фильтр все намеченное нами. Отбрасывая то, что не соответ­ствует определенному критерию, эти программы в значитель­ной степени определяют наше поведение.

СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Вы можете быть похожими на других людей как по образу мышления, так и по внешнему облику и по поведению. Напри­мер, некоторые люди — оптимисты, а другие — пессимисты. У одних «с мозгами все в порядке», а у других, похоже, такой же беспорядок внутри, как и снаружи. Один человек предпочита­ет мыслить образами, другой постоянно ведет с собой внут­ренний диалог, третий же должен все сам «пощупать». В этой главе речь пойдет о разных способах мышления и представле­ния мира (в виде зрительных, звуковых, осязательных образов или через внутренний диалог).

Это и есть начала общения, те основополагающие особен­ности, благодаря которым одни люди похожи, а другие корен­ным образом отличаются друг от друга. Это очень важно для установления и поддержания контакта между людьми.

Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внут­реннее представление нашего опыта в виде звуковых, осяза­тельных, вкусовых и обонятельных образов. Так, например, мы можем думать о неком событии, имевшем место в прошлом, воспроизводя в памяти зрительные образы, звуки и прочие связанные с ним ощущения. Точно так же этот механизм можно использовать для того, чтобы представить себе буду­щее. Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам поступает информация извне: зрительный, слуховой, кинесте­тический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих каналов называется модальностью, а их более детальные характерис­тики или качества — субмодальностями. Примерами визу­альных (зрительных) субмодальностей могут быть яркость и четкость воображаемой картинки. Звуковые субмодальности включают в себя громкость и высоту тона (как при настройке телевизора). В дальнейшем мы встретимся и с другими суб­модальностями, что еще раз продемонстрирует, насколько бо­гат и уникален образный мир каждого из нас и насколько многообразны те способы, при помощи которых мы представ­ляем себе реальность.

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И МАГИЯ КОНТАКТА

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
«Смысл общения — в его результате», это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предуп­редить, напугать и т. п. Поэтому все, что мы знаем теперь о це­лях — как сделать их более четкими, осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого обще­ния, независимо от его конкретных целей и содержания, являет­ся психологический контакт. НЛП как раз и занимается тем, что разрабатывает способы установления и поддержания пол­ноценного контакта между людьми.

В этой главе мы остановимся на некоторых конкретных приемах и техниках, освоение которых поможет вам научить­ся устанавливать контакт с людьми, что является залогом эф­фективного общения. Приобретение этого навыка будет спо­собствовать развитию у вас чувства общности с людьми и достижению ваших целей. Каждый акт общения имеет опреде­ленный результат, который зависит от людей, с которыми вы общаетесь, и от обстоятельств общения. Здесь применимы общие принципы достижения цели (см. главу 3) и тесты, опре­деляющие правильность поставленной цели (см. главу 4). Но, вне зависимости от обстоятельств общения и его целей, вам всегда пригодится умение устанавливать и поддерживать близ­кий контакт с собеседником.

ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Возвратимся к нашему разговору о конкретности поста­новки цели: для того чтобы создать у себя ясную картину того, что именно вы собираетесь делать или чего хотите до­биться, представьте себе, на что это будет похоже.

Самоисполняющиеся образы

Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных ощущений — со зри­тельными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными ощущениями.

Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой внутренней визуализации, они способны «вжи­ве» представить себе самые невероятные сценарии, формируя таким образом свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода внутреннюю образность будут само–осуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитив­но настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный — негативные.

Отличительной чертой прирожденных лидеров и успеш­ных спортсменов является то, что они могут «вживе» пред­ставить в голове события еще задолго до того, как те вопло­тятся в реальность. Это своего рода программа действий. Та­кая способность относится к числу врожденных. Тем не менее ее можно у себя развить. Этим в значительной мере и занимается НЛП. «Не могу себе представить этого» — свидетельство того, что внутренняя цель не сформирована, отсутствует.

ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТАВЛЕНА ВАША ЦЕЛЬ?

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Существует несколько довольно простых тестов, которые вам помогут существенно повысить шанс достичь поставлен­ных целей. Критерий правильности поставленной цели хоро­шо зарекомендовал себя на самых разных организационных уровнях, но наиболее эффективен в работе над собой. Попро­буйте применить этот тест ко всем своим личным целям (и если он окажется эффективным, распространите его на все ваши деловые планы и стратегии достижения успеха).

Конкретна ли ваша цель?

Некоторые цели больше похожи на мечты. Ваша цель выс­шего уровня должна быть подкреплена и уточнена в целях нижележащих уровней, это очень важно для успеха дела. За­дайте себе вопрос: что именно мне нужно?

Тест на конкретность цели можно применять в самых раз­личных ситуациях. Например, вы можете поставить перед собой цель выучить испанский язык. Но такая общая цель не пройдет тест на конкретность, поскольку существует множе­ство уровней владения языком. Хотите ли вы научиться всего лишь кое–как объясняться на улице и в магазинах во время поездки за границу в ближайший отпуск или же вы ставите перед собой некие более далеко идущие цели? Может быть, вы хотите изучить испанский язык настолько хорошо, чтобы можно было жить и работать в какой–нибудь испано-язычной стране, свободно вести на этом языке деловые переговоры? Выбор за вами, но если вы не сформулируете свою цель дос­таточно конкретно, у вас не будет шанса достичь ее.