ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Возвратимся к нашему разговору о конкретности поста­новки цели: для того чтобы создать у себя ясную картину того, что именно вы собираетесь делать или чего хотите до­биться, представьте себе, на что это будет похоже.

Самоисполняющиеся образы

Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных ощущений — со зри­тельными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными ощущениями.

Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой внутренней визуализации, они способны «вжи­ве» представить себе самые невероятные сценарии, формируя таким образом свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода внутреннюю образность будут само–осуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитив­но настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный — негативные.

Отличительной чертой прирожденных лидеров и успеш­ных спортсменов является то, что они могут «вживе» пред­ставить в голове события еще задолго до того, как те вопло­тятся в реальность. Это своего рода программа действий. Та­кая способность относится к числу врожденных. Тем не менее ее можно у себя развить. Этим в значительной мере и занимается НЛП. «Не могу себе представить этого» — свидетельство того, что внутренняя цель не сформирована, отсутствует.

Правополушарная образность и процесс реализации целей

Следующие положения особенно важны для процесса дос­тижения целей в самых разнообразных сферах деятельности.

• Постановка целей — не просто полезное занятие, а со­вершенно необходимый момент любой деятельности. Без цели человеческая кибернетическая система не может работать.

• Существуют значительно более мощные способы фик­сировать для себя цели, чем просто записывать их на бумаге.

• Желаемый результат может быть создан сначала у нас в мозгу со всей подробностью до мельчайших деталей.

Вы можете ощутить и пережить его еще задолго до того, как он возникнет в действительности. Такого рода навыки получили название проигрывания сценариев. Вы можете «примерить» на себя тот или иной резуль­тат, не подвергая себя реальному риску и не затрачивая при этом никаких ресурсов.

• Мы можем приобретать некий внутренний опыт пре­бывания в различных состояниях, так же как обладаем опытом знакомства с людьми, вещами, городами и стра­нами. Поэтому есть глубокий смысл в использовании модели «изменения состояний».

• Техника визуализации применяется для того, чтобы сде­лать цель более привлекательной, подвигающей к дей­ствию. Для этого требуется некоторым образом «на­строить» различные субмодальности, то есть характерис­тики нашего образа цели, такие как яркость или резкость картинки, громкость звуков (см. рис. 3). Таким обра­зом мы в буквальном смысле слова можем сами себя подтолкнуть к действиям.

• Интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, она как бы включает систему автопилота.

• Все это хорошо согласуется с широко известными пред­ставлениями о роли бессознательного в процессе целеполагания, когда мозг работает сам по себе, безо всяких сознательных усилий с вашей стороны, но тем не менее в соответствии с некоторым внутренним образом же­лаемого результата (интернализированной цели).

• Эти образы могут иметь различную степень отчетли­вости. Если цель в достаточной мере притягательна, по­буждает к действию, то она обычно бывает представлена в виде яркого и реалистичного образа. Если же она менее привлекательна, — образ размыт. Этим процес­сом, который в обычной ситуации носит довольно слу­чайный характер, можно научиться управлять. Здесь вами правят не привычки (многие из которых сами яв­ляются проявлением неких бессознательных намерений), а вы сами сознательно контролируете этот процесс.

• Нет необходимости визуализировать то, как именно вы будете осуществлять свою цель. На деле это лишь ог­раничит вашу гибкость, подвижность и способность следовать интуиции и подсознательным ассоциациям.

• Четко визуализированную цель куда проще описать другим людям.

Внутреннее повторение

Цели могут быть подвергнуты логическому испытанию на основе критериев, описанных ранее. Но им можно придать дополнительные силы при помощи внутреннего представле­ния (расцвеченного всеми пятью чувствами). Этот процесс чувственного представления будущего получил в НЛП на­звание «шага в будущее». Но более широко он известен под названием «внутреннего повторения». В качестве одной из техник НЛП он применяется не только при постановке целей, но и в других ситуациях, об этом еще пойдет речь.

ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ


Практика внутреннего повторения существовала и до НЛП, так, например, известно, что тем спортсменам, которые использовали внутреннее образное представление при подго­товке к выступлению, удавалось достичь выдающихся резуль­татов. Иногда эту технику называют также внутренней роле­вой игрой.

Уникальность техники внутреннего повторения состоит в том, что необходимо полностью забыть обо всех своих прома­хах и неудачах. Только в этом случае наш мозг сможет себе реально представить «образ успеха» (что особенно важно для людей, не слишком в себе уверенных). Образность правого полушария уравновешивает аналитическое левое полушарие, и все это вместе способствует лучшей работе мозга. Этот феномен совместной согласованной работы левого/правого полушария необычайно важен для успешной работы во всех сферах человеческой деятельности.

• Стратегии достижения целей

Для успешного достижения целей важно также и то, как проходит процесс их визуализации. Часто именно здесь про­ходит граница между теми целями, которые останутся всего лишь фантазиям», и теми, которые осуществятся на деле. Ус­пешные модели (или схемы) деятельности могут повторять­ся. Так, например, вы вполне сможете перенести те стратегии поведения, которые оказались успешными в сфере хобби или в спортивных занятиях, на работу, и наоборот. Даже если до сих пор вам что–то удавалось всего лишь в какой–то одной сфере, это уже немало. Этот опыт можно использовать в ка­честве основы для распространения успеха на те сферы, где до сих пор ваши результаты и самооценка были невысоки. По­том вы уже сможете моделировать успешные стратегии дея­тельности других людей. Дальше об этом пойдет речь под­робнее. А теперь настал момент потренировать ваши навыки визуализации, для того чтобы придать дополнительные силы и жизненность вашим целям и намерениям.

Упражнение

Воплотим мечту в жизнь

Выберите одну или две цели из вашего приоритетного листа и попробуйте представить себе их как уже свершившийся резуль­тат. Предыдущие тесты послужили к этому заданию хорошей подготовкой, потому что если намерению недостает конкретно­сти, вам ни за что не удастся представить себе его со всей чув­ственной достоверностью и отчетливостью. Полезно попытаться проработать каждую модальность отдельно, сначала поработай­те с картинкой, потом добавьте к ней звук, а потом поэкспери­ментируйте с осязанием. А затем попытайтесь объединить все это в одном реалистичном образе, который придаст процессу достижения цели необходимый импульс и силу. Возможно, что некоторые цели вам будет гораздо проще пред­ставить себе, чем другие. Их образы будут ясными и четкими, изображение всегда в фокусе, тогда как с другими будут возникать серьезные затруднения. Используйте характеристики образа цели (действительно вас привлекающей, в которой вы совершенно уверены) в качестве модели для всех других образов, которые пока еще находятся на уровне мечты или фантазии. Попробуй­те просто перенести субмодальности — то есть детальные ха­рактеристики зрительных образов, звуков и эмоций — с хорошо поставленных целей на те, которые еще не удается сделать дос­таточно ясными и четкими. Используйте рис. 3 в качестве под сказки. Потренируйтесь в определении и изменении этих ха­рактеристик — это придаст вам дополнительные силы при по­пытках взять под контроль собственное состояние и процесс достижения поставленных целей.

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.