Про критическое мышление студентов

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Как положительное, так и отрицательное
В академическом контексте «критика» означает анализ как положительных, так и отрицательных сторон. Важно уметь определять сильные стороны и убедительные доказательства, а не просто недостатки. Это поможет оценить, что действует, а что — нет. Хороший критический анализ дает заключение, почему что-то является хорошим или плохим, почему оно имеет успех или не работает. Недостаточно просто перечислить положительные и отрицательные стороны.

Как студенту научиться понимать критическое мышление

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум

Предполагается, что студенты учатся использовать критическое мышление для более глубокого понимания изучаемого предмета, его основных теорий и аргументов. Обучение этим навыкам обычно происходит на семинарах, где идет обсуждение основных тем, через презентации и выполнение письменных заданий, цель которых — получение оценки или публикация результатов.
Один из лучших способов достичь понимания — это собственноручное выполнение или воспроизведение исследований. Однако и в высшем учебном заведении, и в повседневной жизни у вас просто не будет времени исследовать все, с чем вы сталкиваетесь. Вместо глубокого понимания, которое со временем достигается через жизненный опыт, тренировки и эксперименты, нужно использовать критический анализ и работы других людей.

Настойчивость, аккуратность и пунктуальность в критическом мышлении

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум

Критическое мышление требует точности и аккуратности, а также большого желания, почти самоотверженности, в поиске правильного ответа. Это означает:
- внимательное отношение к деталям: находить время для того, чтобы обнаружить самые мелкие подробности, которые могут прояснить вопрос в целом;
- определение тенденций и закономерностей: через упорядочение информации, анализ данных или выявление сходств и повторений;
- повторение: несколько раз возвращаться к одному и тому же вопросу, чтобы не упустить ни одной детали;
- рассмотрение с разных углов: изучение информации с разных точек зрения;
- объективность: умение оставить свои предпочтения, убеждения и интересы вне обсуждения, чтобы получить более точный результат или глубже разобраться в проблеме;

Реалистичная самооценка и умение мыслить

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Реалистичная самооценка
Вполне вероятно, что вы уже владеете некоторыми навыками и используете их в повседневной жизни и работе или раньше использовали в учебе. Однако в профессиональной деятельности или на более высоком уровне обучения вам понадобятся более совершенные навыки. Чем больше вы умеете, тем лучше и увереннее справляетесь со сложными проблемами и проектами и получаете хорошие результаты.
Нередко люди переоценивают свою способность критически осмыслить то, что они читают, видят по телевизору, находят в Интернете или с чем сталкиваются на работе или в учебе.
Обычное дело, когда люди считают свою точку зрения хорошо обоснованной, знают все лучше всех и полагают свои рассуждения логичными и последовательными.

Навыки критического мышления и преимущества при владении ими

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Преимущества, которые дает владение навыками критического мышления
1) умение обращать внимание на детали и наблюдать;
2) умение читать сосредоточенно и внимательно;
3) способность выделять важные моменты в текстах и не рассеивать внимание на второстепенные детали;
4) способность реагировать на ключевые моменты в сообщении;
5) умение без усилий доказать свою точку зрения;
6) навыки анализа, которые можно применять в различных ситуациях.

Процессы,связанные с вниманием

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Внимание и концентрация — разные вещи. Сконцентрироваться — значит не отвлекаться от задания, даже если это сложно сделать. Процессы, связанные с сохранением внимания, могут включать концентрацию такого рода, но не всегда.
Для критического мышления важны такие вещи, как:
- знание о том, куда смотреть и на чем сосредоточить внимание;
- понимание, что ваше внимание начинает рассеиваться и пора отдохнуть, чтобы восстановить способность к концентрации;
- использование определенных правил для чтения, написания текстов, тестов или экзаменов, которые помогали бы сохранять внимание;
- понимание, что существуют правила для шуток, пазлов, телепрограмм, видеороликов, различных текстов или голосовой информации, и умение использовать эти знания для того, чтобы эффективно направить свое внимание;
- понимание, где могут скрываться уловки, ложные впечатления или иллюзии;
- умение помнить о прошлом опыте и использовать его для того, чтобы направлять свое внимание.

Критический анализ рассуждений других людей

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Критическое рассуждение обычно состоит из рассмотрения рассуждений других людей.
Это требует умения ухватить главный аргумент, а кроме того, нужны навыки анализа и оценки деталей.
Построение и представление рассуждений
Рассуждения состоят из анализа свидетельств и заключений, которые можно сделать, опираясь на эти свидетельства. Тогда свидетельство приводится для поддержки заключения. Например, вы полагаете, что сегодня холодно. Некто не соглашается с вами и спрашивает, почему вы так думаете. Вы можете привести такие доказательства, как показания термометра и наблюдения за погодными условиями. Вашими доводами могут быть низкая температура и лед на поверхности земли.

Критическое мышление и аргумент

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Часто в «фокусе» критического мышления находится некое доказательство, аргумент. В Главе 3 рассматриваются особенности аргументации в контексте критического мышления. Аргументом является высказывание, которое может быть выражено в любой форме: устной, письменной, невербальной, визуальной и т. д. Критическое мышление помогает более точно определить очевидные и скрытые послания, а также понять процесс построения доказательств.
Критическое мышление связано с рассуждениями, или со способностью к рациональному мышлению. Слово «рациональный» означает «использующий причины» для объяснения проблемы.
Рассуждать мы начинаем от себя:
1. сначала мы находим причины: почему мы верим во что-то или делаем что-то; при этом мы осознаем, что это за причины;
2. затем происходит критическая оценка убеждений и действий;

Вера и скептицизм

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум

Эннис (1987) определил, какие установки и способности связаны с критическим мышлением.
Это: 1) способность рассматривать вещи скептически; 2) способность рассуждать.
Скептицизм в контексте критического мышления означает, что мы подвергаем все вещи некоторому сомнению. Это совершенно не значит, что мы не должны верить ничему, что видим и слышим. Это был бы непродуктивный путь.
Скептицизм — это признание того, что наши взгляды могут со временем измениться, если мы получим некую дополнительную информацию.
Критическое мышление дает возможность использовать скептицизм и сомнения конструктивно — анализируя имеющийся материал. Это помогает нам принимать более обоснованные решения о том, что представляется истинным, правильным или продуктивным.

Аргументы как суть критического мышления

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Суть критического мышления — аргументы. В этой главе рассматривается значение понятия «аргумент» в контексте критического мышления, а также признаки, по которым можно распознать его отличительные особенности. Если вы можете определить главный аргумент, то сможете сосредоточить свое внимание на самом значимом материале. Это позволяет использовать время наиболее эффективно.
В данной главе вы найдете множество коротких отрывков, которые помогут вам попрактиковаться в умении мыслить критически. Вы можете столкнуться с ситуацией,когда вам придется вынести решение по поводу аргументации, и при этом никто не спросит, согласны вы с ней или нет. Вы можете и не соглашаться с доводами или заключениями. Критическое мышление требует оценки аргументов в плане их формальных свойств, например качества рассуждений и вне зависимости от их поддержки вашего собственного мнения..

Критическое мышление

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Критическое мышление представляет собой сложный процесс обдумывания, который требует многих навыков и установок. В частности:
- определение позиции другого человека, его аргументов и заключений;
- оценка свидетельств альтернативной точки зрения;
- сравнение и оценка противоположных аргументов и свидетельств, беспристрастная и объективная;
- умение читать между строк, видеть подводные камни и определять ложные или неверные предположения;
- распознавание приемов, которые используются для того, чтобы сделать определенную позицию более привлекательной, чем другие, например ложная логика или различные способы убеждения;

Понятие об аргументе и заключении

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Когда мы обсуждаем аргументацию, то часто используем множество специальных понятий. Необходимо сориентироваться в терминологии с самого начала обучения, поэтому ниже вы найдете список понятий и их объяснение.
Аргумент [argument). Использование доводов в поддержку точки зрения так, чтобы убедить в ней любую аудиторию, знакомую или не знакомую с обсуждаемой темой. Аргумент, или доказательство, может содержать несогласие. Но при этом аргумент, если он имеет под собой доводы, — это больше, чем простое несогласие.
Аргумент — содействующий аргумент (argument — contributing arguments). Отдельный довод, который имеет отношение к основному аргументу или к его составным частям.