Лидерам на самом деле есть что сказать участникам своих тренингов. Одновременно у каждого лидера есть задача удивительной сложности — передать свой опыт переживаний другим. Многие лидеры поддерживают в себе некое состояние, которое каким-то образом чувствуют участники тренингов. Редко индуцируемое состояние адекватно отражается в переживаниях участников. Поэтому возникает необходимость передачи состояния другими способами. Я осознаю, что для этого наш внешний язык чрезвычайно беден. Словесное объяснение часто настолько не подходит для изложения глубинных переживаний, что возникает чувство бессилия, стыда, грусти. '
Проблема выбора игры весьма древняя.
Если мы вспомним каноническую историю жизни Будды Шакья-муни, то можем определить такую ситуацию и в его жизни. С малолетства Сиддхартха узнал о четырех стадиях жизни брахмана. В молодости брахман изучает Веды. На второй стадии он женится, обзаводится семьей и служит обществу. На третьей стадии, когда его дети подрастают, он может освободиться от этой службы и посвятить себя религиозным занятиям. И, наконец, на четвертой стадии освобожденный от всех связей и обязательств брахман может жить жизнью монаха. £иддхартха обдумал это и заключил, что когда человек становится старым, бывает уже поздно учиться Пути. Он не хотел ждать так долго.
Проблема выбора игры весьма древняя.
Если мы вспомним каноническую историю жизни Будды Шакья-муни, то можем определить такую ситуацию и в его жизни. С малолетства Сиддхартха узнал о четырех стадиях жизни брахмана. В молодости брахман изучает Веды. На второй стадии он женится, обзаводится семьей и служит обществу. На третьей стадии, когда его дети подрастают, он может освободиться от этой службы и посвятить себя религиозным занятиям. И, наконец, на четвертой стадии освобожденный от всех связей и обязательств брахман может жить жизнью монаха. £иддхартха обдумал это и заключил, что когда человек становится старым, бывает уже поздно учиться Пути. Он не хотел ждать так долго.
В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов:
1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия;
2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать;
3) способа достижения цели.
Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание.
Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами.
Способ — интенсивные психотехнологии с применением расширенных или каких-то других необычных состояний сознания.
1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия;
2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать;
3) способа достижения цели.
Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание.
Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами.
Способ — интенсивные психотехнологии с применением расширенных или каких-то других необычных состояний сознания.
В конце 1960-х годов в США появилась трансперсональная психология. Этот подход исследует трансперсональные переживания, их природу, разнообразные формы, причины их возникновения. Станислав Гроф, один из основателей данного направления, выделил особое состояние сознания (холотропное), в котором возможны трансперсональные переживания (Grof, 1992).
Данное состояние сознания (на мой взгляд, и я надеюсь, что читатели по мере знакомства с этой книгой присоединятся к моему мнению) заслуживает того, чтобы быть выделенным из всех остальных состояний сознания, и требует пристального анализа.
Предмет этого раздела книги необычен в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, каждый достаточно образованный психолог представляет, что в науке не существует ни одной однозначно толкуемой классификации состояний сознания. Во-вторых, главный термин, который будет предметом нашего исследования, слишком нов и спорен. В-третьих, если придерживаться логики Оккама, в науке и так много ненужных и бессодержательных понятий, стоит ли вводить еще и новые?
Данное состояние сознания (на мой взгляд, и я надеюсь, что читатели по мере знакомства с этой книгой присоединятся к моему мнению) заслуживает того, чтобы быть выделенным из всех остальных состояний сознания, и требует пристального анализа.
Предмет этого раздела книги необычен в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, каждый достаточно образованный психолог представляет, что в науке не существует ни одной однозначно толкуемой классификации состояний сознания. Во-вторых, главный термин, который будет предметом нашего исследования, слишком нов и спорен. В-третьих, если придерживаться логики Оккама, в науке и так много ненужных и бессодержательных понятий, стоит ли вводить еще и новые?
В соответствии с изложенными выше тезисами и в их развитие летом 2002 года, во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты Алтайского озера Алтан-Коль, мы решили сформировать исследовательскую программу, которая была названа «Проект Сознания».
В течение следующих десяти лет мы собираемся направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, механизмов возникновения и функционирования, языковых сред существования и др.
Актуальность исследования ресурсных («потоковых», творческих, эвристических состояний сознания) формируется несколькими причинами.
Во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии пиковых творческих состояний сознания.
Во-вторых, в настоящее время требуется определить условия продуктивности активного творчества
В течение следующих десяти лет мы собираемся направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, механизмов возникновения и функционирования, языковых сред существования и др.
Актуальность исследования ресурсных («потоковых», творческих, эвристических состояний сознания) формируется несколькими причинами.
Во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии пиковых творческих состояний сознания.
Во-вторых, в настоящее время требуется определить условия продуктивности активного творчества
Первый, глобальный принцип - единство психологии. Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого.
Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.
Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии.
Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.
Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии.
В последнее время происходит кристаллизация двух наиболее важных потоков в психологии — методологии и понимания предмета самой психологии.
Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно останавливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной соединить все уровни и аспекты функционирования психического
На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознательное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристаллизация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разума» или, если употребить более точное и современное понятие, — сознания.
Общеизвестны основания, по которым построена современная научная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размышлениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.
В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно останавливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной соединить все уровни и аспекты функционирования психического
На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознательное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристаллизация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разума» или, если употребить более точное и современное понятие, — сознания.
Общеизвестны основания, по которым построена современная научная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размышлениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.
В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Заканчивая описание пространства измененных состояний сознания, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина — Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психоделиков, дыхание, медитация.
Рис. 3 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при применении психоделиков
Особенности вхождения в ИСС во многом определяются способами, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю картографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Человечеством накоплен богатый, великолепный арсенал способов вхождения в измененные состояния сознания — как естественных, базирующихся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусственных, с использованием различных веществ (17, 39, 41, 59, 89, 124).
Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкнулись, анализируя истоки применения расширенных состояний сознания, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).
Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкнулись, анализируя истоки применения расширенных состояний сознания, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).
Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания
Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации.
Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.
Рис 1 Континуум уровней измененности сознания
Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации.
Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.
Рис 1 Континуум уровней измененности сознания
Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.
К Вейцзеккер
Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.
В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхарма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта (7,8, 39).
Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделических, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профессионалов — синонимичными для определения тех психических состояний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтересными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристической точки зрения.
К Вейцзеккер
Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.
В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхарма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта (7,8, 39).
Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделических, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профессионалов — синонимичными для определения тех психических состояний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтересными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристической точки зрения.
Истинно, истинно говорю вам:
если пшеничное зерно, пав на землю,
не умрет, то останется одно:
а если умрет, то принесет много плода.
От Иоанна, 12:24
Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим маленькую деревянную матрешку с алым букетом на груди.
Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные звуки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем телом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.
если пшеничное зерно, пав на землю,
не умрет, то останется одно:
а если умрет, то принесет много плода.
От Иоанна, 12:24
Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим маленькую деревянную матрешку с алым букетом на груди.
Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные звуки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем телом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.
Как хорошо известно, habent sua fata libelli. Римский грамматик Те-ренциан Мавр (I —II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, утверждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, этот труд найдет своего читателя.
На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить — в те времена на русском языке не существовало тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.
На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить — в те времена на русском языке не существовало тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.