В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ВСЕ ЛИДЕРЫ ПСИХОЛОГИИ И ПСИ­ХОТЕРАПИИ ПОХОЖИ НА ДЕТЕЙ - КОГДА ИМ НЕ РАССКАЗЫ­ВАЮТ НОВЫЕ СКАЗКИ, ОНИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ИХ САМИ.

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Лидерам на самом деле есть что сказать участникам своих тренин­гов. Одновременно у каждого лидера есть задача удивительной слож­ности — передать свой опыт переживаний другим. Многие лидеры поддерживают в себе некое состояние, которое каким-то образом чув­ствуют участники тренингов. Редко индуцируемое состояние адекват­но отражается в переживаниях участников. Поэтому возникает необ­ходимость передачи состояния другими способами. Я осознаю, что для этого наш внешний язык чрезвычайно беден. Словесное объяснение часто настолько не подходит для изложения глубинных переживаний, что возникает чувство бессилия, стыда, грусти. '

Проблема выбора игры весьма древняя.

Если мы вспомним каноническую историю жизни Будды Шакья-муни, то можем определить такую ситуацию и в его жизни. С малолет­ства Сиддхартха узнал о четырех стадиях жизни брахмана. В молодос­ти брахман изучает Веды. На второй стадии он женится, обзаводится семьей и служит обществу. На третьей стадии, когда его дети подрас­тают, он может освободиться от этой службы и посвятить себя рели­гиозным занятиям. И, наконец, на четвертой стадии освобожденный от всех связей и обязательств брахман может жить жизнью монаха. £иддхартха обдумал это и заключил, что когда человек становится ста­рым, бывает уже поздно учиться Пути. Он не хотел ждать так долго.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов:

1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия;

2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать;

3) способа достижения цели.

Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание.

Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами.

Способ — интенсивные психотехнологии с применением расши­ренных или каких-то других необычных состояний сознания.

ХОЛОТРОПНОЕ СОЗНАНИЕ -ПОИСК ДУШИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В конце 1960-х годов в США появилась трансперсональная психо­логия. Этот подход исследует трансперсональные переживания, их природу, разнообразные формы, причины их возникновения. Станис­лав Гроф, один из основателей данного направления, выделил особое состояние сознания (холотропное), в котором возможны трансперсо­нальные переживания (Grof, 1992).

Данное состояние сознания (на мой взгляд, и я надеюсь, что чита­тели по мере знакомства с этой книгой присоединятся к моему мне­нию) заслуживает того, чтобы быть выделенным из всех остальных состояний сознания, и требует пристального анализа.

Предмет этого раздела книги необычен в силу нескольких обстоя­тельств. Во-первых, каждый достаточно образованный психолог представ­ляет, что в науке не существует ни одной однозначно толкуемой клас­сификации состояний сознания. Во-вторых, главный термин, который будет предметом нашего исследования, слишком нов и спорен. В-треть­их, если придерживаться логики Оккама, в науке и так много ненуж­ных и бессодержательных понятий, стоит ли вводить еще и новые?

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РУСЛЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В соответствии с изложенными выше тезисами и в их развитие летом 2002 года, во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты Алтайского озера Алтан-Коль, мы решили сфор­мировать исследовательскую программу, которая была названа «Про­ект Сознания».

В течение следующих десяти лет мы собираемся направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, ме­ханизмов возникновения и функционирования, языковых сред су­ществования и др.

Актуальность исследования ресурсных («потоковых», творческих, эвристических состояний сознания) формируется несколькими при­чинами.

Во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии пиковых творческих состояний со­знания.

Во-вторых, в настоящее время требуется определить условия про­дуктивности активного творчества

МАНИФЕСТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Первый, глобальный принцип - единство психологии. Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой ста­дии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неиз­бежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способ­ностями для достижения этого.

Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и при­зываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психоло­гии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.

Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понима­ния себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в програм­мы психологических школ и направлений, им должны обучаться все пред­ставители психологии. Представители интегративной психологии долж­ны быть живым примером такого единства в понимании и действии.

ТЕЗИСЫ ИНТЕГРАТИВНОИ ПСИХОЛОГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В последнее время происходит кристаллизация двух наиболее важ­ных потоков в психологии — методологии и понимания предмета са­мой психологии.

Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно оста­навливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной со­единить все уровни и аспекты функционирования психического

На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознатель­ное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристалли­зация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разу­ма» или, если употребить более точное и современное понятие, — со­знания.

Общеизвестны основания, по которым построена современная на­учная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размыш­лениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.

В учебниках и словарях психология определяется как наука, изуча­ющая процессы активного отражения человеком объективной реаль­ности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях раз­вития и функционирования психики как особой формы жизнедея­тельности.

ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ИСС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Заканчивая описание пространства измененных состояний созна­ния, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина — Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психо­деликов, дыхание, медитация.

ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ИСС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА


Рис. 3 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при применении психоделиков

СПОСОБЫ ВХОЖДЕНИЯ В ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Особенности вхождения в ИСС во многом определяются способа­ми, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю кар­тографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Челове­чеством накоплен богатый, великолепный арсенал способов вхожде­ния в измененные состояния сознания — как естественных, базиру­ющихся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусст­венных, с использованием различных веществ (17, 39, 41, 59, 89, 124).

Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкну­лись, анализируя истоки применения расширенных состояний созна­ния, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки исполь­зования необычных состояний сознания находятся в глубокой древ­ности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древ­них захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины миро­вых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные со­стояния сознания и по сей день являются центральными для эзотери­ческих течений канонических религий: исихазма и многих сектант­ских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).

ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его спе­цифические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние со­знания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объе­му и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Мож­но корректно говорить об изменении содержания сознания в зависи­мости от среды идентификации.

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы пред­лагаем вашему вниманию континуум уровней измененности созна­ния (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.

ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ


Рис 1 Континуум уровней измененности сознания

РАБОТА В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

К Вейцзеккер


Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.

В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхар­ма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальнос­ти опыта (7,8, 39).

Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделичес­ких, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет об­щепринятой классификации состояний сознания. Определения состо­яний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить каче­ственной разницы между ними. Это наблюдается не только в конти­нууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профес­сионалов — синонимичными для определения тех психических состо­яний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтерес­ными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристичес­кой точки зрения.

ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Истинно, истинно говорю вам:

если пшеничное зерно, пав на землю,

не умрет, то останется одно:

а если умрет, то принесет много плода.

От Иоанна, 12:24


Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим малень­кую деревянную матрешку с алым букетом на груди.

Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные зву­ки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем те­лом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Как хорошо известно, habent sua fata libelli. Римский грамматик Те-ренциан Мавр (I —II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, ут­верждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, этот труд найдет своего читателя.

На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксеро­копиям открывали для себя молодые отечественные психологи лично­стные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуиз­ме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно пере­оценить — в те времена на русском языке не существовало тех мно­гочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые за­полонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.