В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ВСЕ ЛИДЕРЫ ПСИХОЛОГИИ И ПСИ­ХОТЕРАПИИ ПОХОЖИ НА ДЕТЕЙ - КОГДА ИМ НЕ РАССКАЗЫ­ВАЮТ НОВЫЕ СКАЗКИ, ОНИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ИХ САМИ.

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Лидерам на самом деле есть что сказать участникам своих тренин­гов. Одновременно у каждого лидера есть задача удивительной слож­ности — передать свой опыт переживаний другим. Многие лидеры поддерживают в себе некое состояние, которое каким-то образом чув­ствуют участники тренингов. Редко индуцируемое состояние адекват­но отражается в переживаниях участников. Поэтому возникает необ­ходимость передачи состояния другими способами. Я осознаю, что для этого наш внешний язык чрезвычайно беден. Словесное объяснение часто настолько не подходит для изложения глубинных переживаний, что возникает чувство бессилия, стыда, грусти. '

Проблема выбора игры весьма древняя.

Если мы вспомним каноническую историю жизни Будды Шакья-муни, то можем определить такую ситуацию и в его жизни. С малолет­ства Сиддхартха узнал о четырех стадиях жизни брахмана. В молодос­ти брахман изучает Веды. На второй стадии он женится, обзаводится семьей и служит обществу. На третьей стадии, когда его дети подрас­тают, он может освободиться от этой службы и посвятить себя рели­гиозным занятиям. И, наконец, на четвертой стадии освобожденный от всех связей и обязательств брахман может жить жизнью монаха. £иддхартха обдумал это и заключил, что когда человек становится ста­рым, бывает уже поздно учиться Пути. Он не хотел ждать так долго.

Почему человек не может жить всеми четырьмя стадиями сразу? Почему человек не может вести религиозную жизнь, пока он имеет семью?

Сиддхартха хотел изучать и практиковать Путь, еще не будучи в преклонном возрасте. В настоящее время для многих людей нет про­блемы стадийности выбора Пути. Выбор происходит между матери­альными, социальными и духовными играми. Люди, которые выбира­ют чисто духовный путь, как правило, не являются социально успеш­ными. Нет институтов, которые могли бы поддерживать игры в про­светление — Великие Игры. И выбор в этой ситуации — это баланс между материальными, социальными и духовными играми.

Психолог как духовный наставник

После 20 лет работы в практической психологии я вдруг заметил, что основная функция психолога (если он и вправду психолог) — это функция учителя жизни, а в предельном выражении — духовного на­ставника, передающего глубинное знание своему клиенту. Самый ус­пешный психолог, сущностно реализующий свои священные обязан­ности, — это гуру, передающий знания, как учитель — ученику, и воп­лощающий инициатический процесс второго рождения.

Любое психологическое воздействие имеет основную цель — из­менение качества человека, проявление и становление новой личнос­ти. В этом аспекте «формирование всесторонне развитой, гармонич­ной», самоактуализирующейся личности является в самом глубинном смысле процессом «второго рождения».

По моему мнению, если психолог не центрирован на «второе рож­дение» личности, то он и не является психологом. То есть направлен­ность деятельности психолога на «второе рождение», тотальную трансформацию личности и есть основная отличительная особен­ность психолога.

Арни Минделл определил, что работа психолога очень похожа на работу повивальной бабки: как повивальная бабка помогает рождению младенца, так практический психолог помогает рождению духа.

Во всех традициях психотопологические координаты второго рож­дения одни и те же. Первое - это органический этап вынашивания. В даосских текстах говорится, что даосский мастер вынашивает в себе зародыш ученика.

Афонский старец, как сына, вынашивает в своем чреве своего уче­ника-подвижника. Отцы-схимники использовали в качестве самого точного языка органические метафоры зачатия, вынашивания и родов, рождения нашего внутреннего младенца. Юнг обращал особое внимание на те сны людей, в которых возникал младенец, священ­ное дитя — символ новой жизни. Сны с младенцами, с играющими детьми — это всегда предвестники рождения чего-то нового. Неда-ром в немногих сохранившихся фрагментах философии Гераклита сказано следующее: «Вечность — дитя, переставляющее шашки, цар­ство ребенка».

Мы можем в этом смысле говорить о потоковом характере гармо­ничного взаимодействия психолога и его клиента. Более того, о совме­стном потоковом сосуществовании психолога и личности клиента, психолога и группы, если это касается тренинговой формы работы, когда все происходит спонтанно, но гармонично и эффективно.

Психология занимается тем, что возвращает людей в равнове­сие или в Великую Равностность при удачном стечении обстоя­тельств. То, что называется кризисным состоянием или психологи­ческой проблемой, на внутреннем языке является посланием чело­веку о том, каким образом он был выведен из равновесия. Напри­мер: «Я плохой, у меня ничего не получается, я оторван от людей, у меня все болит» и так далее. Это все те послания, которые человек получает о ситуации, в которой он был выведен из целокупного рав­новесия.

Психология (в практическом аспекте) соотносит людей с тем кон­текстом, в котором они живут, с их семьей, с обществом.

Духовные практики занимаются прежде всего вторым рождением человека. Основная технология духовных практик — это технология снятия ограничений, выход за их пределы, и в этом они пересекаются с трансперсональной и интегративной психологией. Девиз духовных практик коротко можно выразить так: «Выход есть!» Выход есть, и ог­раничения можно снять, и психологические практики показывают, что все хорошо, на самом деле клеток нет.

Любое выведение из равновесия есть бесконечные модуляции со­стояния радости, экстаза, это состояние, в котором может жить каж­дый человек, если немножко поработать над собой и родиться в духе С точки зрения психологии, можно помочь человеку сонастроиться с ситуацией. Скажем, если у человека проблема, это значит, что он на­ходится в разладе с окружающими, с семьей и с самим собой. Нужно выбрать из арсенала психотехник, которыми ты владеешь, то, что луч­ше и быстрее всего поможет выполнению этой задачи.

Если у человека экзистенциальный кризис, это означает, что он находится в разладе с более серьезной ситуацией своей жизненной эволюции. Человек может переживать духовный кризис, это значит, что ему уже тесно здесь, и он ощущает воздействие мощных сил, точ­но таких же, как силы, выталкивающие плод из чрева матери. Он испытывает духовный кризис для того, чтобы претерпеть второе рожде­ние, отправиться в героическое путешествие за сакральными смысла­ми своего существования.

Психолог в этой ситуации особенно важен как гуру, который по­могает другому выйти из его кошмара, безумия, когда мир рушится и трудно зацепиться за привычный труд, отношения, смыслы.

Именно в таких ситуациях психолог может помочь осознать лоно тайны, он может зачать зародыш индивидуальной истины, который может вырасти в новое знание себя и мира, себя в мире.

Слова, которые при этом могут быть сказаны психологом другому, должны действительно передавать суть, соль жизни.

И, по моему глубокому убеждению, психолог для этого должен быть человеком реализованным, просветленным, духовным, обладающим ясностью беспредельной и беспримерной по отношению к другим, живущим в состоянии полусвета-полутьмы, полуясности, полупони­мания, в состоянии практического неведения и неясности.

Психолог — человек, несущий свет понимания, ясность осознания, чуткость и тонкость восприятия жизни, интегрированный настолько, чтобы все время иметь возможность взирать на жизнь из-за пределов профанического существования.

Если психолог действительно хочет чему-то научить человека, он должен признать честно: основное состояние человеческого суще­ства — это состояние сна.

Эта метафора наиболее близко и точно выражает то, что происхо­дит с человеком на самом деле.

Люди спят.

Они не знают себя, потому что отключены от себя, от настоящего момента, от общения с другими людьми.

Они находятся во сне, сотканном из многих-многих удивительных кружев. Можно назвать это кармой — в традиционных текстах много определений того, на что похоже это иллюзорное состояние сна на­яву. Говорят, что это похоже на мираж, и это тоже верно.

И люди всегда стремятся к чему-то, испытывая жажду.

Но это всего лишь мираж.

Это подобно отражению луны в воде.

Они думают, что это луна.

Они ныряют туда и хватают ее.

Но это всего лишь отражение.

Направление с самого начала было неправильным, потому что они Живут во сне.

Психолог — это тот пробужденный, который все время напомина­ет другим: «Ты спишь и еще долго будешь спать. Может быть, пора про­снуться?»

Психолог дает другому возможность второго рождения — пробуж­дения от сна, в котором мы все с вами находимся.

Есть традиционная метафора о том, что даже если обычная ель очу­тится в роще из сандаловых деревьев, она пропитается этим запахом.

До революции всегда спрашивали: «Барышня, из каких вы буде­те?» — и барышня отвечала: из купечества, или из дворян, или, может быть, даже из царской семьи, а может быть, просто из крестьян.

В переводе на психотехнический язык «из каких» означало «како­во ваше коллективное бессознательное», то есть каковы семена, како­ва культура, какие возможности и ограничения вы несете.

По сути, все науки, которые мы с вами знаем: психология, эконо­мика, биология, физические науки — являются науками о коллектив­ном бессознательном, они исследуют внутренние характеристики на­шего всеобщего сна.

Карл Маркс открыл законы экономики и выяснил, как они опреде­ляют законы психики. Это, безусловно, величайшее открытие. Или, скажем, психология, законы бессознательного Фрейда: почему мы вдруг оговариваемся, совершаем ошибки или странные действия, как это связано с детскими травмами, с нашей ситуацией, как это связано с комплексом Эдипа или комплексом Электры — все это можно раско­пать при желании, найти причины. Это законы нашего коллективного бессознательного, законы сна, в котором мы все живем. Это, конечно, интересно, если вы ориентируетесь и подстраиваетесь в разные ячей­ки жизни в этом коллективном сне.

Мой друг профессор Мазилов назвал психологию шизофренией.

И наверное, он во многом прав, так как психология изобилует ис­тыми галлюцинациями, которые называют сны наяву психологичес­ким теориями.

Психология может дать вам какие-то знания о себе в том смысле, что она научит вас быть в контакте с самим собой, быть в моменте, знать, видеть, чувствовать себя и выражать это на языке своего сосло­вия. Это максимум того, что может дать психотерапия. Можно исполь­зовать типологию Юнга, типологию Фрейда, Люшера, тестироваться по разным системам — это не имеет никакого значения, потому что это все описания с разных сторон коллективного бессознательного, стадного бреда, консенсусного сознания.

Можно провести всю жизнь, занимаясь разного рода тренингами, семинарами, конференциями, и это не даст никаких принципиальных изменений для того, чтобы родиться в духе и обладать тайной жизни, быть чистым зеркалом онтологического смысла человеческого суще­ствования.

Психолог подобен зеркалу, взглянув на которое, человек может уви­деть свою сущность и свое предназначение.

Однажды в 1970-е годы проходила конференция по популярной тог­да теме «Буддизм и наука». И Алан Уотс, который был председательству­ющим, в самом начале задал сакраментальный вопрос: «Что может дать наука для достижения просветления?» Присутствующий на конферен­ции мастер тибетского буддизма Тартанг Тулку Ринпоче ответил: «Ни­чего». Удовлетворенный председатель объявил конференцию закрытой.

Существует проблема профессиональной деформации во всех гу­манитарных специальностях, в том числе в психологии и психиатрии. Это та ситуация, когда профессионал становится «спящим в квадра­те», начинает смотреть на реальность и других людей через концепту­альный мираж, забывая о том, что человек всегда больше, чем теория, а самые важные жизненные вопросы не отмечаются наукой — здесь психология и психотерапия несостоятельны.

Психологу важно проснуться самому, и каждый, кто пробовал, зна­ет, как это нелегко. Для этого нужно почувствовать неудовлетвори­тельность психологического знания для бытия в мире и в некотором смысле признать свою несостоятельность как психолога.

Это первый и очень важный момент для понимания того, что лю­бая концепция несостоятельна и любое понимание неполноценно. И если этот момент случился в твоей жизни — значит, ты уже готов к пробуждению и, может быть, уже пробужден.

Когда буддисты вступают на духовный путь, они дают клятву боддхи-сатвы: «Клянусь следовать по пути пробуждения. Я знаю, что я и все живые существа просветлены, пробуждены с самого начала. Клянусь реализовать это и посвятить все силы этому».

Второй шаг — внутренний договор со своей душой, что ты уже не будешь спать, что ты сможешь смотреть на мир из невовлеченности.

Я десятки раз испытывал состояние просветления. И мне казалось, что это были настоящие и глубокие переживания. Но сейчас я понимаю, что во мне была жажда пробуждения, это было желание и мысль. И, может быть, я просто переживал бесчисленные отражения лун в лужах.

Григорий Палама, великий реформатор исихазма XIV века, в сво­их «Триадах» сказал, что если бы духовное развитие, духовное совер­шенствование не было предзаложено, если бы богочеловечество уже не содержалось в человеке, оно было бы невозможно.

То, что предзаложено, — это индивидуальное свободное сознание, открытое активное пространство энергии, откуда мы творим мир с отношением-переживанием-смыслом.

Ученик спросил учителя, переправляясь с ним в лодке через реку:

— Учитель, как мне познать Бога?

— Познать Бога? Прыгай!

— Но я же не умею плавать!

— Прыгай!

ченик прыгнул в воду, учитель схватил его за волосы и держал под в<й, пока тот не начал задыхаться. Учитель выдернул его, нахлебав-шся воды, и спросил:

Чего ты хотел там, под водой, больше всего?

Воздуха, учитель, воздуха!

Когда твоя жажда познать бога будет столь же сильной каждый Мкак тогда, когда ты желал воздуха, ты будешь иметь шанс, и твой ггможет завершиться успехом.

ажио понять, что не спать — значит постоянно иметь потенциал к ггуждению, неистовый мотив, бесконечную неудовлетворенность инимание неудовлетворительности знания.

онимание того, что ни Фрейд, ни Гроф, ни Уилбер не раскроют Т1 коан жизни.

онимание того, что ты сам должен родить свою танцующую звез-д свое понимание жизни, себя, других — свою психологию.

ели нам повезет родить свое понимание, свое учение, которое дает нреальное знание о том, что такое природа человека, то с психоло-гароисходит трансформация, тогда в нем рождается реальный учи-Т( Знания. он может человеку прямо показать, что это такое — наше искон-нистинное состояние. И тогда мы получим то, что называется пря-мпередачей, или прямым введением в знание своей природы.

именно психолог, который испытал пробуждение, становится ду-хым наставником, который может внятно ответить на все вопро-селовеческого существования и передавать своим клиентам глу­пые смыслы существования.

Содержание зоны «НЕ ГАК»

[сихотерапевтические кабинеты не пустуют, и поток человечес-я<НЕ ТАК» бесконечен. Эта ситуация диктует необходимость пре-дно честно, аккуратно проанализировать зону «НЕ ТАК». Дисба-л, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды, яв-лся следствием причин из личной истории клиента, сокрытых и познаваемых как клиентом, так и социальным окружением.

[ричина и следствие образуют некоторую целостность, которая в ричных школах психологии и психотерапии обозначается по-раз-w: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавер-1ный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием «энграм-*Ст. Гроф ввел понятие СКО (системы конденсированного опыта) обозначения этих целостностей.

Сейчас мы вплотную подошли к большой и сложной проблеме — снизации хаоса переживаний в языки сознания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.