ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов:

1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия;

2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать;

3) способа достижения цели.

Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание.

Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами.

Способ — интенсивные психотехнологии с применением расши­ренных или каких-то других необычных состояний сознания.

Некоторых из вас может насторожить слово «психотехнология». Оно не популярно даже в практической психологии. С другой сторо­ны, при переводе этого слова мы обнаруживаем следующие греческие корни: «душа», «искусство, мастерство, умение», «разум, рассудок, понятие». Если мы станем говорить о «разумном искусстве души», то это будет ближе к истинносу смыслу данного слова.

Мы достаточно подробно обсуждали проблему РСС и его место сре­ди ИСС и указывали на то, что РСС обладает качествами осознаннос­ти, контролируемости, присутствия воли, намерения и возможности в любой момент вернуться в обычное состояние сознания.

Как показывают нейропсихологические и психофизиологические исследования (83,84), существуют объективные предпосылки вхожде­ния в РСС на уровне функционирования ЦНС. Есть множество дан­ных о психотерапевтических (62, 83, 84), психокоррекционных, транс­формационных, интегративных аспектах РСС (39, 40,62,63, 83). Неко­торые исследования (38, 39) фиксируют влияние РСС на социально-психологические закономерности групповой динамики, отличитель­ные особенности взаимоотношений между ведущим и группой, веду­щим и клиентом, включенным в группу.

Когда при работе с клиентом используются РСС, мы можем гово­рить о том, что взаимодействие с клиентом строится в русле интен­сивных психотехнологий.

Использование РСС в терапии, интеграции и трансформации лич­ности обладает высокой скоростью и интенсивностью воздействия. В то же время, как показывает опыт, адаптативные возможности лично­сти к трансформации Эго, изменению ценностной ориентации, на­правленности, мотивационно-потребностной структуры часто быва­ют ограничены. Так же ограничены возможности социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его измнений. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания и др., что порой приводит к частичной, а иногда и полной дезадаптации лич­ности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т. п.

Все это выдвигает высокие требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1) особенности личности клиента;

2) структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3) возможности и ограничения психотехник, используемых в про­цессе взаимодействия;

4) обеспечение обратной связи;

5) возможность системы поддержки и отслеживания в социуме.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

• обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

• соблюдение «закона восьми» (на одного лидера должно быть не более восьми клиентов);

• специалист должен владеть профессиональными психологичес­кими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт чрезвычайно важен для стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформацион­ной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность созна­ния и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показы­вает, что опора на профессиональные знания и элементарные науч­ные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, соответствущим внутренней картине происходящего.

Опираясь на достаточно большой опыт, мы хотим предложить свое представление о структуре того материала, которым оперирует кли­ент в РСС.

Клиент осознающий и играющий

Каждый практикующий психолог или психотерапевт знает, что люди, приходящие на занятия (групповая форма) или индивидуаль­ный прием, уже обладают осознаваемыми или неосознаваемыми лич­ностными проблемами: повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной само­оценкой и др. Кроме психологических проблем, можно указать также на психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиоло­гию: органические психосоматические заболевания, психосоматичес­кие функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громад­ное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностя­ми эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

Третьим немаловажным мотиватором посещения психотерапевта является направленность на личностный рост, осознание своего мес­та в жизни, познание самого себя и прочее, то есть проявленная по­требность в изменении своей жизни, переструктурировании личност­ных смыслов.

Аналитическая работа со всеми тремя «кустами» мотивов показы­вает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл. При этом клиент расценивает свое актуальное состояние как нечто отрицательное, проблемное, плохое — «НЕ ТАК».

Основная цель психотерапевта — приведение клиента в состояние «ТАК», снятие проблемы, устранение психического стрессового фак­тора, проработка травмы...

В самом общем смысле психическое состояние «НЕ ТАК» можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности че­ловека, по причине которого возникают неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. В зоне «НЕ ТАК» находится также дисбаланс нервно-психи­ческого и соматического состояний клиента.

Каждый раз психотерапевт сталкивается с зоной «НЕ ТАК» на раз­личных уровнях существования человека:

• соматическом;

• нервно-психическом;

• психологическом — как конфликт базовых структур личности;

• социально-психологическом — как нарушение коммуникатив­ных функций и механизмов адаптации к социальной среде.

Как правило, зона «НЕ ТАК» имеет системный характер, включает все уровни и в силу этого требует системного, комплексного подхода. Довольно часто зона «НЕ ТАК» фиксируется социальным окружени­ем человека (родственники, друзья), и в психологическом отношении это оправдано, так как в состоянии дисбаланса могут быть нарушены эдекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае перед психотерапевтом стоит дополнительная задача по осоз­нанию и принятию клиентом зоны «НЕ ТАК».

Вхождение в зону «НЕ ТАК» происходит в том случае, когда кли­ент встречается с переживаниями, которые по силе или продолжи­тельности превосходят его психологические регуляторные возмож­ности, что сопровождается нарушением психофизиологических, пси­хологических и социально-психологических адаптационных механиз­мов субъекта. Здесь мы можем обозначить это переживание как эмо­циональный стресс.

Представление о стрессе как универсальной реакции организма, неспецифическом адаптационном синдроме сформулировано физио­логом Г. Селье. При употреблении понятия «стресс» обычно имеется в виду стресс эмоциональный. Хотя на самом деле разновидностей стрес­са немало. Так, зарубежные психологи выделяют стресс бизнесменов-менеджеров, «белых воротничков».

Последствиями хронического стресса помимо общеизвестных: ус­талости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, на­рушений сна и сексуальной потенции (зарубежные авторы использу­ют специальный термин «выгорание») — являются еще и многочис­ленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями. Сюда относят гипертоническую болезнь, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболева­ния (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приво­дит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Кваки-на). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоу-стойчивости (реакция тренировки).

Стресс, как показали работы физиолога Г. И. Косицкого, развива­ется по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов:

1. Вначале — стадия мобилизации, сопровождающаяся повыше­нием внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза астенической отрицательной эмоции». Возникает из­быток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организ­ма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в по­пытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, дохо­дящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Следующая фаза — «астеническая отрицательная эмоция». На­ступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Последняя стадия — невроз, срыв. Человек полностью демора­лизован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обрати­мых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

В нашей классификации последние три стадии входят в зону «НЕ ТАК». Не нужно думать, что все люди живут в зоне «ТАК» и по этой причине психотерапевтические кабинеты пустуют. Зону «ТАК» и «НЕ ТАК» на стыке перекрывает зона «И ТАК ТОЖЕ» (см. рис. 6).

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ


Рис. 6. Зона «И ТАК ТОЖЕ»


Это мудрое «И ТАК ТОЖЕ» является в некотором смысле ангелом-хранителем личности: нормально, «болею — хоть отдохну от трудов праведных», «жена ушла — опять я свободен», «друзья отвернулись — я исключителен...» Жизнь и смерть, уход и приход, встречи и расста­вания, болезнь и здоровье, глупость и мудрость, счастье и несчастье... Именно в этой зоне у каждого человека живет внутренний Гениаль­ный Психотерапевт, уже хорошо осознавший и принявший мир во всем его разнообразии и выработавший драгоценное и благородное качество Равностности. Внутренний философ живет в зоне «И ТАК ТОЖЕ». Многие школы психотерапии тем и занимаются, что меняют местами эмоционально насыщенные личностные смыслы клиентов в этих трех зонах.

Для того чтобы более детально описать зону «НЕ ТАК», мы восполь­зуемся великолепной метафорой Роберта де Роппа о человеческих иг­рах. В своей книге «Великая Игра» он пишет, что жизненные игры от­ражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, ука­зывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Де Ропп подразделяет жизненные игры на материальные и мета-игры.

Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. У меня есть друг, который хорошо играет в эти игры, и он сейчас живет в Париже.

Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духов­ный рост, знания, ментальность. У меня есть друг в Московском уни­верситете, который занимается буддизмом, и у него есть тайная на­дежда, что через несколько рождений он станет просветленным.

Другими словами, цель материальных игр — конкретные вещи мира, особенно «физическая четверка»: деньги, власть, секс, обще­ственное положение.

Как правило, люди, поглощенные этими играми, не приходят на наши тренинги и скептически (в лучшем случае) относятся к игрокам в более высоких энергиях. Во все времена материальные игры были основным занятием людей. В трех случаях люди на время покидают эти игры и приходят к нам на тренинги:

• очень успешные в этих играх, но пресыщенные ими;

• девальвировавшие ценности этих игр;

• кризисные личности, «раненные» в этих играх.

Третий случай является наиболее частым, насколько я могу судить, исходя из опыта работы более чем с 15000 клиентов.

Мета-игры скрыты, возвышенны, утонченны. Их цель — абстрак­тные вещи: истина, красота, знание. На вершине этих мета-игр де Ропп помещает Великую Игру — поиск просветления, освобождения, спа­сения или пробуждения. Это игра, связанная с освоением и овладени­ем явлениями не внешнего, но внутреннего мира, своего разума и со­знания. Ее конечная цель — глубоко познать свою природу, раство­риться в ней и через свой непосредственный опыт ощутить, что она божественна.

Разные традиции выражают это по-своему, но суть одна и та же. Христианство учит нас, что «Царство Божие в тебе самом» или, го­воря словами святого Клемента: «Тот, кто знает себя, знает Бога»; буд­дизм говорит: «Посмотри в себя. Ты есть Будда»; суть сидхи-йоги: «Бог обитает в тебе, как ты»; в исламе: «Тот, кто знает себя, знает своего Бога».

Истинных игроков в Великую Игру, тотально поглощенных ею, чрезвычайно мало. Нужна какая-то очень большая внутренняя сила, чтобы прожить Великую Игру полностью. Необходима очень большая энергия внешней поддержки, чтобы быть вовлеченным в Великую Игру. В силу того, что в настоящее время эти два обстоятельства одно­временно в России встречаются чрезвычайно редко, люди стремятся к балансу в материальных и мета-играх.

Сложно одновременно поклоняться двум играм. Быть богатым, здо­ровым и счастливым нетрудно. Но это касается профанического, ма­териального аспекта земного существования. А вот одновременно быть божественным и актуализировать свою божественную природу чрез­вычайно непросто.

Я уже пятнадцать лет веду академический курс трансперсональ­ной психологии в Ярославском университете на факультете психо­логии и заметил, что студентам и мне больше всего нравятся две темы: «Парадигма в научном исследовании» и «Расширенные картографии сознания».

Когда во время лекции всерьез начинали обсуждаться проблемы состыкованности, взаимоперехода психоделических состояний созна­ния, безумия в обыденном понимании этого состояния и саттори, в аудитории возникала какая-то блаженная тишина. Когда в воздухе вибрировали слова о постижении Дао, возникало ощущение значи­мости момента и проникновения всей группы вместе с преподавате­лем на какую-то сакральную территорию сознания.

Главная идея, лежащая в основе всех великих религий, заключает­ся в том, что человек живет в мире своих грез и заблуждений. Он отсе­кает себя от универсального сознания, от Бога, чтобы закрыться в тес­ной скорлупе своего Эго. Выйти из этой скорлупы, распрощаться с желаниями и иллюзиями Я, вновь обрести единство с универсумом — это было действительной целью Великой Игры, как определили ее ве­ликие учителя духовности Иисус Христос, Будда Шакьямуни, Бодхи-дхарма, Магомет, Лао-цзы и Сократ. Такое проявление, воссоедине­ние и просветление и есть цель Великой Игры. Хотя ей учили в тече­ние веков мудрецы и просветленные учителя всех традиций, она оста­ется во многом понятой неправильно.

«Не толкай реку — она и так течет...»

В последние девять лет на каждом тренинге я говорил о просветле­нии, иногда с энтузиазмом, иногда с сарказмом. Я встречался с людь­ми, которые считали себя просветленными, встречался с людьми, ко­торые считали себя святыми и чудотворцами. Когда я готовился к этим встречам, в душе возникал трепет. Я видел внутри себя ребенка, кото­рый очень хочет сказочного чуда: «Вдруг... может в этот раз... случит­ся...» После встреч каждый раз меня обволакивала мягкая грусть. Это очень похоже на то, как в хорошую погоду ты отдаешься длинным вол­нам в море. Лежишь на спине, чайки летят, море несет тебя на своем теле, мир и покой внутри... Во мне после этих встреч просыпался ста­рик, проживший на земле уже не одну тысячу лет, знавший Эккле­зиаста, Лао-цзы, Бодхидхарму. Он уже не знает грусти, скепсиса, во­одушевления. Каждый раз он говорит: «Все нормально, Владимир Было бы странно, если бы было по-другому».

Сейчас я подозвал свою старшую дочь Надежду, чтобы прочитать ей свою книгу. Ей 18 лет. Она сказала:

— Отпусти меня погулять, — и начала гладить мою бороду.

— Неужели тебе моя борода интереснее моей книга? — спросил я ее

— Твоя борода лучше, — ответила она мне.

Наверно, я похож на свою дочь — не на то обращаю внимание. Ведь почти все лидеры, с которыми я встречаюсь и с которыми работаю вместе, скучают оттого, что уже не к кому ездить учиться. Это наводит страшную тоску, когда тебе каждый раз показывают одну и ту же мес­тность.

Дело ведь не в том, что просветленный плох. Главная проблема зак­лючается в том, что он рассказывает о тех идеях, которые тебе до боли знакомы, о тех состояниях, которые ты прожил, техниках, которые тобой уже проштудированы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.