ПРОГРЕССИЯ ВОЗРАСТА
Описание
Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в "введении" клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объединение их значений на глубоком уровне и обретение более широкого взгляда на собственное существование, нежели во время обыденной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воздействует также как и придающее храбрости воспоминание.
Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешности своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью.
Применение прогрессии возраста для проверки собственной работы — один из способов оценить определенные необычайно важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного человека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992).
Техники
Непосредственная техника, облегчающая прогрессию возраста, очень похожа на технику регрессии возраста: "специальное средство передвижения" для того чтобы отправиться в будущее — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию.
Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты ("Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что..."); контекстные приказы ("'Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях..."); пресуппозиции, или языковые установки ("Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили..."); косвенные контекстные приказы ("Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы").
Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связанные с будущим (deShazer, 1978; Hammond, 1990; Lazarus, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1992).
Описание
Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в "введении" клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объединение их значений на глубоком уровне и обретение более широкого взгляда на собственное существование, нежели во время обыденной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воздействует также как и придающее храбрости воспоминание.
Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешности своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью.
Применение прогрессии возраста для проверки собственной работы — один из способов оценить определенные необычайно важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного человека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992).
Техники
Непосредственная техника, облегчающая прогрессию возраста, очень похожа на технику регрессии возраста: "специальное средство передвижения" для того чтобы отправиться в будущее — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию.
Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты ("Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что..."); контекстные приказы ("'Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях..."); пресуппозиции, или языковые установки ("Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили..."); косвенные контекстные приказы ("Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы").
Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связанные с будущим (deShazer, 1978; Hammond, 1990; Lazarus, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1992).
РЕГРЕССИЯ ВОЗРАСТА
Описание
Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что называют "оживлением"), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй — заставить его припомнить конкретное переживание, настолько точно, как только он способен (что называется "гипермнезия"). Во время оживления переживаний клиента, он погружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистрирован, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент находится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний (Edgette, Edgette, 1995).
Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает возможность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, чтобы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или "переработать" старые воспоминания в поиске новых выводов (Spiegel, 1993; Weitzenhoffer, 1989).
Стратегия применения регрессии возраста
Описание
Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что называют "оживлением"), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй — заставить его припомнить конкретное переживание, настолько точно, как только он способен (что называется "гипермнезия"). Во время оживления переживаний клиента, он погружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистрирован, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент находится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний (Edgette, Edgette, 1995).
Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает возможность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, чтобы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или "переработать" старые воспоминания в поиске новых выводов (Spiegel, 1993; Weitzenhoffer, 1989).
Стратегия применения регрессии возраста
ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ИНДУКЦИЯ
Описанные и определенные в этой главе явления являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов опыта. В зависимости от содержания, с ними связанного, гипнотические структуры можно составлять так, чтобы они лечили или вредили.
Описанные и определенные в этой главе явления являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов опыта. В зависимости от содержания, с ними связанного, гипнотические структуры можно составлять так, чтобы они лечили или вредили.
ИТОГ
Техники, представленные в этой главе, относятся к наиболее успешным методам индукции гипноза естественным путем. Невозможность представить их с помощью детальных схем - по сути их достоинство. Терапевты, которые смогут выработать в себе способность пользоваться ими, приобретут это исключительно благодаря практике, с помощью внимательного наблюдения за поведением клиентов во время сессии. Одновременно они получат свободу в применении всех реакций клиента для того чтобы поднять качество интеракции.
Техники, представленные в этой главе, относятся к наиболее успешным методам индукции гипноза естественным путем. Невозможность представить их с помощью детальных схем - по сути их достоинство. Терапевты, которые смогут выработать в себе способность пользоваться ими, приобретут это исключительно благодаря практике, с помощью внимательного наблюдения за поведением клиентов во время сессии. Одновременно они получат свободу в применении всех реакций клиента для того чтобы поднять качество интеракции.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНДУКЦИИ
Использование полученного ранее гипнотического
опыта
Техника применения ранее полученного гипнотического опы-|та опирается на двух видах ощущений: 1) неформальном гипнотиче-I ском опыте, который может произойти в обычной жизни и не воспринимается как гипнотический; 2) формальных контактах с гипнозом, | особенно удачных.
Оба варианта могут использовать как структуру общего харак-[тера, так и конкретного. В случае версии, основанной на неформальном опыте гипноза, фаза привлечения внимания перед индукцией обычно включает разговор о природе гипноза. В определенный момент терапевт может начать внушать концентрацию, неподвижность и снижение темпа дыхания, гипнотическим образом описывая факторы при которых наступает гипноз: длительная поездка на машине, поглощенность интересной книгой или фильмом, массаж или купание в джакузи, погруженность в мечты, молитва или другая ситуация, в какой данный человек был полностью во что-то погружен или же испытал сильную концентрацию. Чтобы приблизить клиенту ситуацию естественного гипнотического опыта, необходимо перейти от нормаль-ного тона голоса к более спокойному, тихому, уменьшить артикуляцию. Когда клиент погружается в воспоминания, гипнотические (иде-одинамические) реакции начинают проявляться, что терапевт может использовать, согласно принципу связывания внушений. Чтобы войти в гипноз клиенту необязательно закрывать глаза, однако терапевт может порекомендовать сделать это, давая соответствующее внушение, непосредственное или косвенное.
Использование полученного ранее гипнотического
опыта
Техника применения ранее полученного гипнотического опы-|та опирается на двух видах ощущений: 1) неформальном гипнотиче-I ском опыте, который может произойти в обычной жизни и не воспринимается как гипнотический; 2) формальных контактах с гипнозом, | особенно удачных.
Оба варианта могут использовать как структуру общего харак-[тера, так и конкретного. В случае версии, основанной на неформальном опыте гипноза, фаза привлечения внимания перед индукцией обычно включает разговор о природе гипноза. В определенный момент терапевт может начать внушать концентрацию, неподвижность и снижение темпа дыхания, гипнотическим образом описывая факторы при которых наступает гипноз: длительная поездка на машине, поглощенность интересной книгой или фильмом, массаж или купание в джакузи, погруженность в мечты, молитва или другая ситуация, в какой данный человек был полностью во что-то погружен или же испытал сильную концентрацию. Чтобы приблизить клиенту ситуацию естественного гипнотического опыта, необходимо перейти от нормаль-ного тона голоса к более спокойному, тихому, уменьшить артикуляцию. Когда клиент погружается в воспоминания, гипнотические (иде-одинамические) реакции начинают проявляться, что терапевт может использовать, согласно принципу связывания внушений. Чтобы войти в гипноз клиенту необязательно закрывать глаза, однако терапевт может порекомендовать сделать это, давая соответствующее внушение, непосредственное или косвенное.
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ
Представленные в предыдущей главе структуральные гипнотические индукции основаны на том принципе, что гипноз это исключительное состояние, или даже искусственное.
В подходе, основанном на широком практическом применении, гипноз не считается необыкновенным состоянием или искусственно вызванным. Он считается скорее естественным опытом, который испытывают практически все. Принимая такую перспективу, умелый терапевт должен распознать гипнотические реакции, возникающие в течении клинической интеракции, воспринимая их как фундамент контакта с клиентом. Другими словами, опытный гипнотизер способен стимулировать гипнотические реакции, пользуясь образцами гипнотической коммуникации, акцентируя внимание клиента на значимом терапевтическом опыте. При таком подходе инструкции, даваемые клиенту, принимают более общий характер, а не конкретный, в сравнении с более структурным и конкретным методом, описанным в предыдущей главе. В такой индукции зачастую отсутствуют четкие границы между началом и концом процесса.
Основой для гипнотической интеракции будет привлечение и удержание внимания клиента. Наиболее популярными техниками привлечения внимания являются: беседа о проблемах, которые заставили данного человека заняться лечением, занятные истории, аналогичные опыту клиента, а также неожиданное поведение. Когда клиент постепенно концентрирует внимание на терапевте, дальнейшее действие основано на том чтобы заметить реакцию гипнотизируемого, внушая, что он способен ее углубить. Когда гипнотизер заметит усиление гипнотических реакций (абсорбирование, изменение ритма дыхания, неподвижная позиция тела, расслабление мышц и т.д.), он может начать включать клиента в процесс гипнотической индукции и углублять его, с помощью техник, описанных в этой главе (Lynn, Neufeld, Matyi, 1987; O'Hanlon, 1987; Otany, 1989a; Zeig, Rennick, 1991).
Представленные в предыдущей главе структуральные гипнотические индукции основаны на том принципе, что гипноз это исключительное состояние, или даже искусственное.
В подходе, основанном на широком практическом применении, гипноз не считается необыкновенным состоянием или искусственно вызванным. Он считается скорее естественным опытом, который испытывают практически все. Принимая такую перспективу, умелый терапевт должен распознать гипнотические реакции, возникающие в течении клинической интеракции, воспринимая их как фундамент контакта с клиентом. Другими словами, опытный гипнотизер способен стимулировать гипнотические реакции, пользуясь образцами гипнотической коммуникации, акцентируя внимание клиента на значимом терапевтическом опыте. При таком подходе инструкции, даваемые клиенту, принимают более общий характер, а не конкретный, в сравнении с более структурным и конкретным методом, описанным в предыдущей главе. В такой индукции зачастую отсутствуют четкие границы между началом и концом процесса.
Основой для гипнотической интеракции будет привлечение и удержание внимания клиента. Наиболее популярными техниками привлечения внимания являются: беседа о проблемах, которые заставили данного человека заняться лечением, занятные истории, аналогичные опыту клиента, а также неожиданное поведение. Когда клиент постепенно концентрирует внимание на терапевте, дальнейшее действие основано на том чтобы заметить реакцию гипнотизируемого, внушая, что он способен ее углубить. Когда гипнотизер заметит усиление гипнотических реакций (абсорбирование, изменение ритма дыхания, неподвижная позиция тела, расслабление мышц и т.д.), он может начать включать клиента в процесс гипнотической индукции и углублять его, с помощью техник, описанных в этой главе (Lynn, Neufeld, Matyi, 1987; O'Hanlon, 1987; Otany, 1989a; Zeig, Rennick, 1991).
ИТОГ
В этой главе я представил некоторые из наиболее популярных и наиболее полезных методик углубления гипнотического состояния из традиционного подхода. Все, что концентрирует внимание и облегчает получение чувства расслабления и удовольствия, может быть использовано терапевтом для проведения индукции.
В этой главе я представил некоторые из наиболее популярных и наиболее полезных методик углубления гипнотического состояния из традиционного подхода. Все, что концентрирует внимание и облегчает получение чувства расслабления и удовольствия, может быть использовано терапевтом для проведения индукции.
УКРЕПЛЯЮЩИЕ (УГЛУБЛЯЮЩИЕ) ТЕХНИКИ
Углубляющие техники традиционно использовались для укрепления состояния гипноза, после применения формальной индукции.
Спускаться по лестнице (съезжать в лифте)
В этом методе клиенту рекомендуется вообразить (то есть увидеть, услышать, ощутить), что он находится на вершине специальной лестнице или в специальном лифте. По мере того как он спокойно сходит по одной ступеньке вниз, или съезжает в лифте, он будет углубляться в гипноз (Smith, Wester, 1984).
Сложение
В главе об основных образцах коммуникации я описал связывание внушений, также называемое вербальным сложением, то есть объединение внушений, согласно формуле: "По мере того, как вы выполняете действие X, вы можете выполнять действие Y" (например, когда вы это читаете, вы можете начать понимать суть "сложения"). Вербальное сложение служит углублению гипнотического состояния, посредством вызова новых реакций, при постоянном использовании ранних реакций.
Физическое сложение состоит в связывании вербальных внушений с физическим опытом. Как углубляющая техника она может принять форму подачи внушений углубления в гипноз, од-новременно ощущая определенные чувства, укрепляющие внушения (например: "По мере того как ваша рука медленно опускается, вы глубже погружаетесь в гипноз").
Закрыть внутреннее око
С этой техникой связано внушение о существовании "внутреннего ока" как части сознания, которая остается активной, думает и создает образы, по мере проведения индукции. Внушение закрыть "внутреннее око", подобно внушению о "тяжести век" из техники фиксации взгляда, позволяет клиенту отстранить случайные мысли и образы, ощутить более глубокое гипнотическое состояние.
Эта техника поможет успешно бороться с внутренним диалогом, без устали идущим внутри каждого из нас, что облегчит опыт гипноза.
Молчание
Правильное применение молчания бывает очень практичной техникой углубления. Вслед за индукцией можно применить внушение, о том чтобы клиент помолчал немного, наслаждаясь расслаблением, одновременно углубляя гипнотический опыт.
Постгипнотические внушения и реиндукция
Эта углубляющая техника также называется "рефракционированием". Она состоит в подаче клиенту, уже находящемуся в гипнозе, постгипнотических внушений, о том, что когда в следующий раз к нему будет применена индукция, он поддастся ей быстрее и полнее. В течении одной и той же сессии, терапевт пару раз вводит клиента в гипноз и выводит из него (Gilligan, 1987; Werner, 1984). Это отличный метод для людей, по различным причинам не способных хорошо сконцентрироваться (например из-за нарушений концентрации, боли, депрессии).
Углубляющие техники традиционно использовались для укрепления состояния гипноза, после применения формальной индукции.
Спускаться по лестнице (съезжать в лифте)
В этом методе клиенту рекомендуется вообразить (то есть увидеть, услышать, ощутить), что он находится на вершине специальной лестнице или в специальном лифте. По мере того как он спокойно сходит по одной ступеньке вниз, или съезжает в лифте, он будет углубляться в гипноз (Smith, Wester, 1984).
Сложение
В главе об основных образцах коммуникации я описал связывание внушений, также называемое вербальным сложением, то есть объединение внушений, согласно формуле: "По мере того, как вы выполняете действие X, вы можете выполнять действие Y" (например, когда вы это читаете, вы можете начать понимать суть "сложения"). Вербальное сложение служит углублению гипнотического состояния, посредством вызова новых реакций, при постоянном использовании ранних реакций.
Физическое сложение состоит в связывании вербальных внушений с физическим опытом. Как углубляющая техника она может принять форму подачи внушений углубления в гипноз, од-новременно ощущая определенные чувства, укрепляющие внушения (например: "По мере того как ваша рука медленно опускается, вы глубже погружаетесь в гипноз").
Закрыть внутреннее око
С этой техникой связано внушение о существовании "внутреннего ока" как части сознания, которая остается активной, думает и создает образы, по мере проведения индукции. Внушение закрыть "внутреннее око", подобно внушению о "тяжести век" из техники фиксации взгляда, позволяет клиенту отстранить случайные мысли и образы, ощутить более глубокое гипнотическое состояние.
Эта техника поможет успешно бороться с внутренним диалогом, без устали идущим внутри каждого из нас, что облегчит опыт гипноза.
Молчание
Правильное применение молчания бывает очень практичной техникой углубления. Вслед за индукцией можно применить внушение, о том чтобы клиент помолчал немного, наслаждаясь расслаблением, одновременно углубляя гипнотический опыт.
Постгипнотические внушения и реиндукция
Эта углубляющая техника также называется "рефракционированием". Она состоит в подаче клиенту, уже находящемуся в гипнозе, постгипнотических внушений, о том, что когда в следующий раз к нему будет применена индукция, он поддастся ей быстрее и полнее. В течении одной и той же сессии, терапевт пару раз вводит клиента в гипноз и выводит из него (Gilligan, 1987; Werner, 1984). Это отличный метод для людей, по различным причинам не способных хорошо сконцентрироваться (например из-за нарушений концентрации, боли, депрессии).
ТРАДИЦИОННЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ
Определение "традиционные" я применил для описания индукций, представленных в этой главе в двух значениях. Первое
относится к дословному пониманию выражения — такого вида техники гипнотизеры передают друг другу с древних времен, из поколения в поколение. Другие должны вызвать ассоциации с классической моделью гипноза, где процесс индукции более директивен и подвержен ритуалам. Такая модель предусматривает применение определенных ритуалов, для введения в гипноз, что является ненужным ограничением.
В каждом из традиционных способов индукции, применяются ключевые концепции и фразы, составляющие интегральную часть данной техники. Эти методы просто неоценимы при практическом применении клинического гипноза и их изучение принципиально важно. Представляя техники индукции на этом этапе, я предполагаю, что читатель понимает, что даже техники с наиболее ясной схемой, необходимо подстроить к нуждам конкретного кли-ента (Weitzenhoffte, 1989).
Определение "традиционные" я применил для описания индукций, представленных в этой главе в двух значениях. Первое
относится к дословному пониманию выражения — такого вида техники гипнотизеры передают друг другу с древних времен, из поколения в поколение. Другие должны вызвать ассоциации с классической моделью гипноза, где процесс индукции более директивен и подвержен ритуалам. Такая модель предусматривает применение определенных ритуалов, для введения в гипноз, что является ненужным ограничением.
В каждом из традиционных способов индукции, применяются ключевые концепции и фразы, составляющие интегральную часть данной техники. Эти методы просто неоценимы при практическом применении клинического гипноза и их изучение принципиально важно. Представляя техники индукции на этом этапе, я предполагаю, что читатель понимает, что даже техники с наиболее ясной схемой, необходимо подстроить к нуждам конкретного кли-ента (Weitzenhoffte, 1989).
ВВЕДЕНИЕ В ФОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА
Данная глава посвящена проблемам второй фазы гипнотической интеракции — индукции и усилению ("углублению") гипнотического состояния. Индукция решает несколько задач:
1. Дает клиенту конкретный раздражитель, позволяющий сконцентриовать внимание, играет роль моста между "состоянием нормального бодрствования" и гипнотическим состоянием (Spiegel, Spiegel, 1987).
2. Занимает сознание и таким образом его выключает, укрепляя одновременно ассоциативные способности бессознательного. Облегчение диссоциации сознания и бессознательного — главная задача индукции. Уровень полученного расщепления будет принципиальной мерой глубины опыта (Watzlavick, 1978; Zeig, 1980).
3. Позволяет создать "направленность на реакцию" — характерную модель реакции на действия терапевта (Erickson, Rossi, 1979; Hammond, 1990).
Индукция как раздражитель, вызывающий гипнотический опыт, конечно решающе влияет на качество интеракции. Способов ее проведения столько, сколько людей, применяющих гипноз, поэтому я опишу лишь несколько наиболее полезных и чаще используемых. Я разделил индукцию на две общие категории: традиционные и общеупотребительные. В этой главе представлены некоторые из традиционных индукций, а методы применения описаны в следующей.
Данная глава посвящена проблемам второй фазы гипнотической интеракции — индукции и усилению ("углублению") гипнотического состояния. Индукция решает несколько задач:
1. Дает клиенту конкретный раздражитель, позволяющий сконцентриовать внимание, играет роль моста между "состоянием нормального бодрствования" и гипнотическим состоянием (Spiegel, Spiegel, 1987).
2. Занимает сознание и таким образом его выключает, укрепляя одновременно ассоциативные способности бессознательного. Облегчение диссоциации сознания и бессознательного — главная задача индукции. Уровень полученного расщепления будет принципиальной мерой глубины опыта (Watzlavick, 1978; Zeig, 1980).
3. Позволяет создать "направленность на реакцию" — характерную модель реакции на действия терапевта (Erickson, Rossi, 1979; Hammond, 1990).
Индукция как раздражитель, вызывающий гипнотический опыт, конечно решающе влияет на качество интеракции. Способов ее проведения столько, сколько людей, применяющих гипноз, поэтому я опишу лишь несколько наиболее полезных и чаще используемых. Я разделил индукцию на две общие категории: традиционные и общеупотребительные. В этой главе представлены некоторые из традиционных индукций, а методы применения описаны в следующей.
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ
Проведение тестов суггестивности требует таких же навыков как и другие аспекты работы с гипнозом. Проблема касается синхронизации (то есть решения того на какой ступени кон-такта вводить тесты), выяснения их роли, способа каким их нужно представлять, реакции терапевта на поведение клиента и наконец завершение этого этапа и переход к следующей фазе интеракции.
Вот некоторые из наиболее часто применяемых тестов суггестивности:
Маятник Шевро
Тестируемому дают маятник, инструктируя держать цепочку между указательным и большим пальцем. Далее терапевт дает внушение, которое должно вызвать и укрепить неосознанное движение маятника. Чем выразительнее отклоняется маятник тем большей степенью внушения обладает данный человек.
Проведение тестов суггестивности требует таких же навыков как и другие аспекты работы с гипнозом. Проблема касается синхронизации (то есть решения того на какой ступени кон-такта вводить тесты), выяснения их роли, способа каким их нужно представлять, реакции терапевта на поведение клиента и наконец завершение этого этапа и переход к следующей фазе интеракции.
Вот некоторые из наиболее часто применяемых тестов суггестивности:
Маятник Шевро
Тестируемому дают маятник, инструктируя держать цепочку между указательным и большим пальцем. Далее терапевт дает внушение, которое должно вызвать и укрепить неосознанное движение маятника. Чем выразительнее отклоняется маятник тем большей степенью внушения обладает данный человек.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ
Основная задача тестов суггестивности определить ее уровень у клиентов, однако их можно применять и для других целей. Например, используя тесты для оценки реактивности на гипнотические внушения, можно получить ценную информацию о подходе, который необходимо применить в случае конкретного
клиента: должен ли он быть непосредственным или косвенным. Какую форму, позитивную или негативную, должны принять внушения? Поведение гипнотизера должно быть властным, авторитарным или же разрешающим и мягким? Динамике отношений клиента и терапевта необходимо уделить особое внимание, а тесты внушаемости могут стать полезным инструментом, позволяющим выбрать конкретный стиль для конкретного человека. Тесты суггестивности также можно использовать как подготовительный этап введения клиента в гипноз. Поскольку будущий гипнотический опыт потребует тех же процессов, лишь с боль-шей силой, тесты внушаемости могут стать для клиента чем-то вроде генеральной репетиции (Spiegel, Spiegel, 1987).
Еще одна польза, вытекающая из этих тестов это то, что я называю "вступительным действием". Если тесты суггестивности представляют как подготовку к "настоящей" терапевтической работе, то они могут создать шанс для "удивления" клиента. Пред-ставленные таким образом терапевтические внушения могут быть подвергуты клиентом менее жесткому критическому анализу (Bates, 1993).
Основная задача тестов суггестивности определить ее уровень у клиентов, однако их можно применять и для других целей. Например, используя тесты для оценки реактивности на гипнотические внушения, можно получить ценную информацию о подходе, который необходимо применить в случае конкретного
клиента: должен ли он быть непосредственным или косвенным. Какую форму, позитивную или негативную, должны принять внушения? Поведение гипнотизера должно быть властным, авторитарным или же разрешающим и мягким? Динамике отношений клиента и терапевта необходимо уделить особое внимание, а тесты внушаемости могут стать полезным инструментом, позволяющим выбрать конкретный стиль для конкретного человека. Тесты суггестивности также можно использовать как подготовительный этап введения клиента в гипноз. Поскольку будущий гипнотический опыт потребует тех же процессов, лишь с боль-шей силой, тесты внушаемости могут стать для клиента чем-то вроде генеральной репетиции (Spiegel, Spiegel, 1987).
Еще одна польза, вытекающая из этих тестов это то, что я называю "вступительным действием". Если тесты суггестивности представляют как подготовку к "настоящей" терапевтической работе, то они могут создать шанс для "удивления" клиента. Пред-ставленные таким образом терапевтические внушения могут быть подвергуты клиентом менее жесткому критическому анализу (Bates, 1993).