ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ

Наука » Психология » Гипноз » Введение в гипноз
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ СУГГЕСТИВНОСТИ
Проведение тестов суггестивности требует таких же навыков как и другие аспекты работы с гипнозом. Проблема касается синхронизации (то есть решения того на какой ступени кон-такта вводить тесты), выяснения их роли, способа каким их нужно представлять, реакции терапевта на поведение клиента и наконец завершение этого этапа и переход к следующей фазе интеракции.
Вот некоторые из наиболее часто применяемых тестов суггестивности:
Маятник Шевро
Тестируемому дают маятник, инструктируя держать цепочку между указательным и большим пальцем. Далее терапевт дает внушение, которое должно вызвать и укрепить неосознанное движение маятника. Чем выразительнее отклоняется маятник тем большей степенью внушения обладает данный человек.
Левитация руки
Поднятие руки, связано с техникой каталепсии, основанной на внушении клиенту, того что его рука так легка, что сама всплывает вверх (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993).
Сплетение пальцев Куэ
Клиента просят занять удобную позицию, со сплетенными пальцами. Далее ему дают внушение о том что его ладони склеены (связаны, сплавлены...), объясняя, что чем сильнее он будет стараться их разделить, тем сильнее они будут сцеплены. Позже клиента просят рассоединить руки. Неудача свидетельствует о суггестивности клиента (Cohen, 1984).
Закрытые глаза и каталепсия
В этой технике принцип "пытаешься — не можешь" ("Чем сильнее вы стараетесь, тем это труднее... попытайтесь теперь... теперь можно... ну давайте сделайте это...") касается за-крытых глаз. Дается внушение о тяжести век. Клиенту говорят, что его веки такие тяжелые, что опускаются сами, а их мускулы так расслаблены, что не в состоянии открыть глаз. Чем сильнее клиент старается поднять свои веки, тем сильнее они сжимаются (Weitzenhoffer, 1989).
Техника горячего предмета
В этом тесте клиенту говорят, что предмет, который он держит в руке, начинает разогреваться. Время необходимое на его "разогрев" и связанная с этим область ощущения тепла и будет мерой внушаемости (Hilgard, 1965).
Контекстные приказы
Приказы в контексте это скрытые в широком контексте внушения специфических реакций, которые именно поэтому могут оставаться незамеченными сознанием. Например, если я лег-ко выделю голосом выражение, выделенное жирным шрифтом, в приведенном далее предложении, я воспользуюсь контекстным приказом для получения конкретной реакции:
"Неправда ли, что в конце рабочего дня... приятно... закрыть глаза?"
Если клиент отреагирует тем, что закроет глаза, это будет явным показателем его суггестивности. Как более спонтанные и менее арбитральные, контекстные приказы, могут стать полезным мерилом степени внушаемости (Grinder, Bandler, 1981; Hammond, 1990)
Невербальные методы
Элементом установления контакта в этом случае будет "отзеркаливание" (mirroring) поведения клиента, таким образом, чтобы это оставалось вне его сознания. Подстраивая свое дыхание к дыханию гипнотизируемого, мы отражаем фрагмент его поведения, неосознаваемого им. Когда мы впоследствии изменим дыхание, и клиент подстроится к нам, то это будет означать, что его бессознательное реагирует позитивно и что будет доказатель-ством установления контакта и его суггестивности (Zeig, 1985).

Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.