Итак, ключевым, определяющим признаком технологии обучения является четкое определение конечного результата обучения, диагностируемой цели обучения.
В этой связи хотелось бы сразу отметить, что крупным недостатком современного профессионального образования в России является аморфность, «размытость» формулировок целей обучения, а зачастую и их полное отсутствие как для отдельно взятого учреждения профессионального образования, так и на уровне обучения по отдельным дисциплинам.
В то же самое время, как мы уже отмечали выше, в современных условиях, в начале XXI века, общемировая тенденция к интеграции мирового сообщества во всех сферах деятельности уже сформировала ряд устойчивых закономерностей, влияющих на производительные силы общества, а следовательно и на систему профессионального образования.
Важнейшими среди них являются:
· постоянно ускоряющийся темп смены технологий и оборудования;
· огромный, все увеличивающийся рост объема информации, в том числе и профессиональной;
· рост значимости наукоемких и информационных технологий по сравнению с трудоемкими.
Это, в свою очередь, определило главные концептуальные тенденции в реформировании профессионального образования России – гуманизация, гуманитаризация (для профессионально-технического образования), фундаментализация, информатизация, непрерывность, эффективность и технологизация.
В этих условиях целью профессионального обучения является применение эффективных моделей обучения, обеспечивающих качественную, интенсивную и экономичную подготовку специалистов, способных к продуктивной деятельности в своей профессиональной области.
При этом под качеством обучения мы понимаем его фундаментальность и прочность, исключающие так называемую профессиональную неграмотность, некомпетентность, главными признаками которой являются «…мозаичность профессиональных знаний и крупные пробелы в них, слабое владение методами деятельности, неумение эффективно решать конкретные производственные, управленческие или творческие задачи (особенно в условиях дефицита или избытка информации), отсутствие организаторских способностей…» [7, С.7].
Однако сегодня, в условиях ускоряющегося темпа смены технологий и оборудования качественно, быстро и недорого обучить индивида знаниям и умениям в определенной профессиональной области уже недостаточно. Сегодня необходимо готовить не только квалифицированного, но и функционально грамотного профессионала, способного к учению, обучению, переобучению в своей профессиональной области и вообще к социальной и профессиональной адаптации в быстроменяющихся условиях социума в течение всего дееспособного периода своей жизни.
Как мы уже отмечали ранее, сегодня число функционально неграмотных людей в промышленно-развитых странах составляет от 10% до 20% взрослого населения, причем среди них немало и тех, кто имеет университетский диплом.
Отмечается, что функциональная неграмотность обходится обществу довольно дорого. В условиях, когда нарастающими темпами идет процесс смены технологий и оборудования, функциональная неграмотность порождает профессиональную некомпетентность. «Всевозможные аварии, повреждения, травмы, снижение конкурентоспособности и т.п., связанные с нею (функциональной неграмотностью – Ю.Р.), стоят США, например, около 20 млрд, Канаде – 10 млрд. долларов ежегодно» [7, С.6].
Таким образом, надо не только обучить профессионала, но и научить его учиться. А это значит за время его обучения надо содействовать развитию его познавательной сферы, формированию и поддержанию навыков мыслительной деятельности, интеллекта, воспитанию эмоционально-волевых качеств – перейти, таким образом, от обучения к образованию, к целостному образовательному процессу.
Поэтому целью профессионального образования на современном историческом этапе развития России является подготовка из индивида профессионала, способного к продуктивной деятельности в определенной области общественной практики, к самоучению, саморазвитию, самовоспитанию и, в конечном итоге, самообразованию в течение всего дееспособного периода своей жизни.
В этом контексте нелишне вспомнить сформулированное А. Дистервегом фундаментальное положение дидактики, где сказано, что «…самостоятельность – средство и одновременно результат образования».
А это значит, что достигнуть намеченной цели можно через собственную, самостоятельную учебную деятельность субъекта учения в полном соответствии с концепциями учения и интерактивного самообучения при косвенном, опосредованном управлении учебной деятельностью субъекта адаптированной, интерактивной обучающе-развивающей информационной средой самообучения.
В этой связи хотелось бы сразу отметить, что крупным недостатком современного профессионального образования в России является аморфность, «размытость» формулировок целей обучения, а зачастую и их полное отсутствие как для отдельно взятого учреждения профессионального образования, так и на уровне обучения по отдельным дисциплинам.
В то же самое время, как мы уже отмечали выше, в современных условиях, в начале XXI века, общемировая тенденция к интеграции мирового сообщества во всех сферах деятельности уже сформировала ряд устойчивых закономерностей, влияющих на производительные силы общества, а следовательно и на систему профессионального образования.
Важнейшими среди них являются:
· постоянно ускоряющийся темп смены технологий и оборудования;
· огромный, все увеличивающийся рост объема информации, в том числе и профессиональной;
· рост значимости наукоемких и информационных технологий по сравнению с трудоемкими.
Это, в свою очередь, определило главные концептуальные тенденции в реформировании профессионального образования России – гуманизация, гуманитаризация (для профессионально-технического образования), фундаментализация, информатизация, непрерывность, эффективность и технологизация.
В этих условиях целью профессионального обучения является применение эффективных моделей обучения, обеспечивающих качественную, интенсивную и экономичную подготовку специалистов, способных к продуктивной деятельности в своей профессиональной области.
При этом под качеством обучения мы понимаем его фундаментальность и прочность, исключающие так называемую профессиональную неграмотность, некомпетентность, главными признаками которой являются «…мозаичность профессиональных знаний и крупные пробелы в них, слабое владение методами деятельности, неумение эффективно решать конкретные производственные, управленческие или творческие задачи (особенно в условиях дефицита или избытка информации), отсутствие организаторских способностей…» [7, С.7].
Однако сегодня, в условиях ускоряющегося темпа смены технологий и оборудования качественно, быстро и недорого обучить индивида знаниям и умениям в определенной профессиональной области уже недостаточно. Сегодня необходимо готовить не только квалифицированного, но и функционально грамотного профессионала, способного к учению, обучению, переобучению в своей профессиональной области и вообще к социальной и профессиональной адаптации в быстроменяющихся условиях социума в течение всего дееспособного периода своей жизни.
Как мы уже отмечали ранее, сегодня число функционально неграмотных людей в промышленно-развитых странах составляет от 10% до 20% взрослого населения, причем среди них немало и тех, кто имеет университетский диплом.
Отмечается, что функциональная неграмотность обходится обществу довольно дорого. В условиях, когда нарастающими темпами идет процесс смены технологий и оборудования, функциональная неграмотность порождает профессиональную некомпетентность. «Всевозможные аварии, повреждения, травмы, снижение конкурентоспособности и т.п., связанные с нею (функциональной неграмотностью – Ю.Р.), стоят США, например, около 20 млрд, Канаде – 10 млрд. долларов ежегодно» [7, С.6].
Таким образом, надо не только обучить профессионала, но и научить его учиться. А это значит за время его обучения надо содействовать развитию его познавательной сферы, формированию и поддержанию навыков мыслительной деятельности, интеллекта, воспитанию эмоционально-волевых качеств – перейти, таким образом, от обучения к образованию, к целостному образовательному процессу.
Поэтому целью профессионального образования на современном историческом этапе развития России является подготовка из индивида профессионала, способного к продуктивной деятельности в определенной области общественной практики, к самоучению, саморазвитию, самовоспитанию и, в конечном итоге, самообразованию в течение всего дееспособного периода своей жизни.
В этом контексте нелишне вспомнить сформулированное А. Дистервегом фундаментальное положение дидактики, где сказано, что «…самостоятельность – средство и одновременно результат образования».
А это значит, что достигнуть намеченной цели можно через собственную, самостоятельную учебную деятельность субъекта учения в полном соответствии с концепциями учения и интерактивного самообучения при косвенном, опосредованном управлении учебной деятельностью субъекта адаптированной, интерактивной обучающе-развивающей информационной средой самообучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи