Если мы внимательно изучим учебный план любой специальности, то все дисциплины учебного плана с точки зрения цели обучения можно разбить на две группы – дисциплины профессионально–ориентированного обучения и дисциплины общепрофессионального обучения.
Как известно, профессиональное обучение предполагает получить в качестве результата обучения способность человека к практической деятельности, к выполнению специальных профессиональных видов деятельности в определенной сфере (области) общественной практики. При этом процесс профессионального обучения складывается как из учебно-познавательной, так и учебно-практической деятельности. Обучающийся в процессе учебно-познавательной деятельности в учении усваивает знания, а в процессе учебно-практической деятельности в учении осваивает действия и деятельности, формируя навыки, развивая умения и раскрывая творческие способности.
При это есть в учебном плане дисциплины, без знания которых адекватное выполнение специалистом своих профессиональных обязанностей принципиально невозможно. Это дисциплины профессионально-ориентированного обучения (ПОО), инвариант профессионального обучения и образования. А есть дисциплины, которые помогают, способствуют эффективному выполнению специалистом своих профессиональных обязанностей. Это дисциплины общепрофессионального обучения (ОПО).
На рис. 3.1 представлена диаграмма процентного распределения дисциплин ПОО и ОПО для электроэнергетических, теплоэнергетических, строительных, экономических специальностей технологического университета. При этом сердцевину диаграммы составляют дисциплины ПОО, а внешнюю оболочку – дисциплины ОПО.
Целью профессионально-ориентированного обучения в современных условиях, по нашему мнению, является подготовка специалиста, готового к продуктивной профессиональной деятельности, формирование личности с познавательной мотивацией, способной к саморазвитию, самореализации по собственной траектории образования, к социальной адаптации в быстроменяющихся условиях социума в течение всего дееспособного периода жизни.
Очевидно, что творческая продуктивная профессиональная деятельность должна основываться на фундаментальных (абстрактных) знаниях, наряду с информационными и практическими знаниями.
При этом педагогическое проектирование эффективного профессионально-ориентированного обучения рассматривается применительно к уровню специалистов средней, высшей и научной квалификации, для которых применима модель учения индивидуального мыслительного типа (Рис. 3.2).
Фундаментализация содержания и технологии профессионально-ориентированного обучения – важнейший фактор эффективности всего процесса профессионального образования.
Целью общепрофессионального обучения является подготовка индивида к выполнению репродуктивных профессиональных видов действий и деятельностей на уровне оператора, исполнителя. Для выполнения репродуктивной профессиональной деятельности необходимость овладения фундаментальными знаниями, наличия в содержании обучения теоретических сведений не требуется.
Но как и для профессионально-ориентированного , так и для общепрофессионального обучения инвариант обучения остается одним и тем же – индивидуальный, мыслительного типа процесс учения (Рис. 3.3).
Для проектирования и реализации, в частном, процесса общепрофессионального обучения очевидны следующие принципы, ориентиры:
· существенно сокращенное количество часов для лекционных занятий;
· целью лекционных занятий должно быть общие представления об средствах, процессах, способах решения практических задач, объектах изучаемой дисциплины;
· максимальное внимание – навыкам, умениям, в освоении практических действий и деятельностей в изучении дисциплины, которые позволят в дальнейшем более эффективно выполнять свои прямые профессиональные обязанности.
Как известно, профессиональное обучение предполагает получить в качестве результата обучения способность человека к практической деятельности, к выполнению специальных профессиональных видов деятельности в определенной сфере (области) общественной практики. При этом процесс профессионального обучения складывается как из учебно-познавательной, так и учебно-практической деятельности. Обучающийся в процессе учебно-познавательной деятельности в учении усваивает знания, а в процессе учебно-практической деятельности в учении осваивает действия и деятельности, формируя навыки, развивая умения и раскрывая творческие способности.
При это есть в учебном плане дисциплины, без знания которых адекватное выполнение специалистом своих профессиональных обязанностей принципиально невозможно. Это дисциплины профессионально-ориентированного обучения (ПОО), инвариант профессионального обучения и образования. А есть дисциплины, которые помогают, способствуют эффективному выполнению специалистом своих профессиональных обязанностей. Это дисциплины общепрофессионального обучения (ОПО).
На рис. 3.1 представлена диаграмма процентного распределения дисциплин ПОО и ОПО для электроэнергетических, теплоэнергетических, строительных, экономических специальностей технологического университета. При этом сердцевину диаграммы составляют дисциплины ПОО, а внешнюю оболочку – дисциплины ОПО.
Целью профессионально-ориентированного обучения в современных условиях, по нашему мнению, является подготовка специалиста, готового к продуктивной профессиональной деятельности, формирование личности с познавательной мотивацией, способной к саморазвитию, самореализации по собственной траектории образования, к социальной адаптации в быстроменяющихся условиях социума в течение всего дееспособного периода жизни.
Очевидно, что творческая продуктивная профессиональная деятельность должна основываться на фундаментальных (абстрактных) знаниях, наряду с информационными и практическими знаниями.
При этом педагогическое проектирование эффективного профессионально-ориентированного обучения рассматривается применительно к уровню специалистов средней, высшей и научной квалификации, для которых применима модель учения индивидуального мыслительного типа (Рис. 3.2).
Фундаментализация содержания и технологии профессионально-ориентированного обучения – важнейший фактор эффективности всего процесса профессионального образования.
Целью общепрофессионального обучения является подготовка индивида к выполнению репродуктивных профессиональных видов действий и деятельностей на уровне оператора, исполнителя. Для выполнения репродуктивной профессиональной деятельности необходимость овладения фундаментальными знаниями, наличия в содержании обучения теоретических сведений не требуется.
Но как и для профессионально-ориентированного , так и для общепрофессионального обучения инвариант обучения остается одним и тем же – индивидуальный, мыслительного типа процесс учения (Рис. 3.3).
Для проектирования и реализации, в частном, процесса общепрофессионального обучения очевидны следующие принципы, ориентиры:
· существенно сокращенное количество часов для лекционных занятий;
· целью лекционных занятий должно быть общие представления об средствах, процессах, способах решения практических задач, объектах изучаемой дисциплины;
· максимальное внимание – навыкам, умениям, в освоении практических действий и деятельностей в изучении дисциплины, которые позволят в дальнейшем более эффективно выполнять свои прямые профессиональные обязанности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи