Как уже отмечалось выше, качественное профессиональное образование основывается на фундаментализации не только содержания, но и технологии обучения.
Это предполагает получить в качестве результата профессионально-ориентированного обучения понятийный, фундаментальный уровень знаний, достигаемый через познавательную деятельность мыслительного типа, которая требует не только наличия навыков мыслительной деятельности, но и больших эмоционально-волевых, умственных усилий, напряжения от человека.
Для очно-заочной и заочной форм обучения, в системе дополнительного профессионального образования, где обучающийся к тому же совмещает образовательную деятельность с основной, производственной, необходимо еще находить время для обучения, поступаться отдыхом, любимыми привычными занятиями.
Поэтому важным компонентом эффективности технологии профессионально-ориентированного обучения является мотивация к активной, самостоятельной познавательной деятельности, к самообучению.
Самая мощная мотивация к обучению – социальная. Она обусловлена стремлением обучающегося повысить свой социальный статус путем получения профессионального образования того или иного уровня квалификации или же сохранить уже имеющийся статус через профессиональную переподготовку в системе дополнительного профессионального образования.
Опыт образовательных учреждений показывает, что люди, имеющие достаточный производственный опыт и осознавшие свои образовательные потребности, сознательно удовлетворяют их в своей деятельности, добросовестно, старательно, с повышенным чувством ответственности относятся к своим учебным обязанностям, проявляют заинтересованность в результатах учебы..
Особую категорию составляют люди, наделенные так называемой естественной познавательной мотивацией к обучению, обусловленной внутренними психологическими факторами, органически присущими этой личности – потребностью в знаниях, интересу к учению, увлеченностью самим процессом познания. Мощным фактором мотивации к обучению является самоактуализация личности, связанная с ее стремлением к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, реализации своего потенциала.
В ряде случаев, в частности, на очной форме обучения со слабовыраженной социальной мотивацией к обучению, создается формируемая познавательная мотивация путем применения преподавателем различных методических приемов, способствующих пробуждению потребности в знаниях, интереса к познавательной деятельности. Психологической основой такой мотивации является формирование у обучающегося отрицательного эмоционального фона, внутренних противоречий между стоящими задачами и недостатком знаний для их решения, между имеющимися знанием и незнанием.
К числу приемов, формирующих познавательную мотивацию, относятся:
· хорошо спланированное, подготовленное и эмоционально проведенное лекционное занятие с проблемным характером изложения учебного материала, яркими примерами, демонстрациями, фактическими примерами, широкой визуализацией излагаемого учебного материала;
· модульно-рейтинговый метод обучения с рассредоточенным текущим контролем по каждому модулю дисциплины на уровне навыков решение практических задач по изученному материалу этого модуля с обязательным условием успешного прохождения этого контроля;
· создание атмосферы состязательности в обучении с широким оповещением о текущей рейтинговой оценке каждого обучающегося, с поощрениями лучших в форме досрочного зачета, перевода на свободное, по собственному графику, прохождение контрольных мероприятий, освобождением от контроля и т.п.;
· вовлечение в научно-исследовательскую работу.
Это предполагает получить в качестве результата профессионально-ориентированного обучения понятийный, фундаментальный уровень знаний, достигаемый через познавательную деятельность мыслительного типа, которая требует не только наличия навыков мыслительной деятельности, но и больших эмоционально-волевых, умственных усилий, напряжения от человека.
Для очно-заочной и заочной форм обучения, в системе дополнительного профессионального образования, где обучающийся к тому же совмещает образовательную деятельность с основной, производственной, необходимо еще находить время для обучения, поступаться отдыхом, любимыми привычными занятиями.
Поэтому важным компонентом эффективности технологии профессионально-ориентированного обучения является мотивация к активной, самостоятельной познавательной деятельности, к самообучению.
Самая мощная мотивация к обучению – социальная. Она обусловлена стремлением обучающегося повысить свой социальный статус путем получения профессионального образования того или иного уровня квалификации или же сохранить уже имеющийся статус через профессиональную переподготовку в системе дополнительного профессионального образования.
Опыт образовательных учреждений показывает, что люди, имеющие достаточный производственный опыт и осознавшие свои образовательные потребности, сознательно удовлетворяют их в своей деятельности, добросовестно, старательно, с повышенным чувством ответственности относятся к своим учебным обязанностям, проявляют заинтересованность в результатах учебы..
Особую категорию составляют люди, наделенные так называемой естественной познавательной мотивацией к обучению, обусловленной внутренними психологическими факторами, органически присущими этой личности – потребностью в знаниях, интересу к учению, увлеченностью самим процессом познания. Мощным фактором мотивации к обучению является самоактуализация личности, связанная с ее стремлением к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, реализации своего потенциала.
В ряде случаев, в частности, на очной форме обучения со слабовыраженной социальной мотивацией к обучению, создается формируемая познавательная мотивация путем применения преподавателем различных методических приемов, способствующих пробуждению потребности в знаниях, интереса к познавательной деятельности. Психологической основой такой мотивации является формирование у обучающегося отрицательного эмоционального фона, внутренних противоречий между стоящими задачами и недостатком знаний для их решения, между имеющимися знанием и незнанием.
К числу приемов, формирующих познавательную мотивацию, относятся:
· хорошо спланированное, подготовленное и эмоционально проведенное лекционное занятие с проблемным характером изложения учебного материала, яркими примерами, демонстрациями, фактическими примерами, широкой визуализацией излагаемого учебного материала;
· модульно-рейтинговый метод обучения с рассредоточенным текущим контролем по каждому модулю дисциплины на уровне навыков решение практических задач по изученному материалу этого модуля с обязательным условием успешного прохождения этого контроля;
· создание атмосферы состязательности в обучении с широким оповещением о текущей рейтинговой оценке каждого обучающегося, с поощрениями лучших в форме досрочного зачета, перевода на свободное, по собственному графику, прохождение контрольных мероприятий, освобождением от контроля и т.п.;
· вовлечение в научно-исследовательскую работу.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи