Для реализации информационно-управляющей среды интерактивного самообучения, в котором собственная, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность субъекта учения является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя – вспомогательной, функцию преподавателя по предъявлению учебной информации осуществляют специальные интерактивные дидактические средства самообучения, которые, к тому же, опосредованно управляют и контролируют (через самоконтроль) процесс самообучения, формируют и развивают навыки мыслительной деятельности, способствуют положительному эмоциональному балансу обучения.
Создание таких интерактивных дидактических средств должно подчиняться определенным правилам, требованиям, среди которых можно отметить следующие:
· содержание дидактических средств самообучения должно включать учебную информацию, которую преподаватель запланировал сообщить, предъявить на учебных занятиях;
· дидактические средства самообучения должны быть интерактивны, т.е. косвенно осуществлять диалог между автором-преподавателем и субъектом учения;
· дидактические средства самообучения должны быть написаны так, чтобы помочь обучающемуся в развитии, восстановлении, поддержке, формировании навыков мыслительной деятельности;
· дидактические средства самообучения должны быть хорошо структурированы – чем глубже структурирование учебной информации, тем она лучше усваивается субъектом учения.
Практически выполнение перечисленных выше требований осуществляется через:
· диалоговый стиль изложения учебного материала;
· многослойное структурирование учебного материала:
– мотивационный модуль (что предстоит изучать?);
– информационный модуль (что надо знать?);
– алгоритмический модуль (как это делать?);
– имитационный модуль (как это делается?);
– тренировочный модуль (сделай сам!);
– контролирующий модуль, самоконтроль (проверь себя!).
· дозирование учебной информации с помощью кадрирования, выделения и нумерации смысловых абзацев и т.п.;
· введение опорных указаний, обращений, смысловых рисунков (пиктограмм) и т.п., управляющих самообучением;
· ссылку на несколько литературных источников с указанием параграфов, страниц;
· оценку объема самостоятельной работы над учебным материалом по времени и т.п.
Создание интерактивных средств самообучения – специальным образом написанных, структурированных, качественных, управляющих методических пособий, компьютерных автоматизированных систем обучения, моделирования, контроля, тестирования, электронных мультимедийных учебников, тренажеров и т.п. – является основой для создания информационно-управляющей среды интерактивного самообучения, осуществляющей косвенное управление активной самостоятельной работой субъекта учения.
Создание таких интерактивных дидактических средств должно подчиняться определенным правилам, требованиям, среди которых можно отметить следующие:
· содержание дидактических средств самообучения должно включать учебную информацию, которую преподаватель запланировал сообщить, предъявить на учебных занятиях;
· дидактические средства самообучения должны быть интерактивны, т.е. косвенно осуществлять диалог между автором-преподавателем и субъектом учения;
· дидактические средства самообучения должны быть написаны так, чтобы помочь обучающемуся в развитии, восстановлении, поддержке, формировании навыков мыслительной деятельности;
· дидактические средства самообучения должны быть хорошо структурированы – чем глубже структурирование учебной информации, тем она лучше усваивается субъектом учения.
Практически выполнение перечисленных выше требований осуществляется через:
· диалоговый стиль изложения учебного материала;
· многослойное структурирование учебного материала:
– мотивационный модуль (что предстоит изучать?);
– информационный модуль (что надо знать?);
– алгоритмический модуль (как это делать?);
– имитационный модуль (как это делается?);
– тренировочный модуль (сделай сам!);
– контролирующий модуль, самоконтроль (проверь себя!).
· дозирование учебной информации с помощью кадрирования, выделения и нумерации смысловых абзацев и т.п.;
· введение опорных указаний, обращений, смысловых рисунков (пиктограмм) и т.п., управляющих самообучением;
· ссылку на несколько литературных источников с указанием параграфов, страниц;
· оценку объема самостоятельной работы над учебным материалом по времени и т.п.
Создание интерактивных средств самообучения – специальным образом написанных, структурированных, качественных, управляющих методических пособий, компьютерных автоматизированных систем обучения, моделирования, контроля, тестирования, электронных мультимедийных учебников, тренажеров и т.п. – является основой для создания информационно-управляющей среды интерактивного самообучения, осуществляющей косвенное управление активной самостоятельной работой субъекта учения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи