В предыдущем параграфе уже сформулировано ряд концептуальных принципов преподавания.
1. Деятельностный характер преподавания делает индивида субъектом преподавания – носителем активности в преподавании, преподавателем, учителем.
2. Формирующая деятельность субъекта преподавания представляет собой совокупность функций преподавания, среди которых ведущими являются дидактическая, коммуникативная и контрольная.
3. Преподавание не должно противоречить концептуальным принципом учения.
4. Эффективность преподавания определяется эффективностью учения.
5. Эффективная реализация дидактической функции преподавания возможна только через посредство дидактических средств обучения.
6. Потенциально высокая эффективность реализации информационно-мотивационной компоненты коммуникативной функции преподавания достигается в прямом, непосредственном общении преподавателя с обучающимися.
7. При реализации контрольной функции преподавания должны быть предусмотрены внешний самоконтроль, как механизм запуска цикла внутреннего саморазвития, и внешний объективный контроль.
Опираясь на концепцию преподавания и с учетом инвариантных концептуальных принципов учения можно сформулировать остальные концептуальные принципы преподавания.
8. Концептуальные принципы преподавания – производные от принципов учения, а потому также являются инвариантом образовательного процесса.
9. Функции преподавания – вариативная часть образовательного процесса, зависящая от целей обучения и образования, возрастной группы обучающихся и т.п.
10. Концептуальные принципы и функции преподавания составляют функционально-дидактическую модель преподавания.
11. Преподавание – вариатив образовательного процесса.
Вариативная часть любой образовательной системы связана с формированием нравственно-поведенческих качеств личности, ее воспитанием, социализацией, ее умственным и физическим развитием в соответствии с целями образовательной системы, возрастной группой, социальным статусом, генетической и социальной программами, историческим периодом развития общества.
Например, в конце XX века и в настоящее время очень бурное развитие получило дополнительное профессиональное образование – повышение квалификации, переподготовка, получение дополнительной квалификации и т.п. В систему дополнительного профессионального образования приходят слушатели разных возрастных групп, различного уровня базовой подготовки, квалификации, интеллектуального развития и т.д. Спроектировать и реализовать эффективную технологию обучения с учетом всех особенностей контингента обучающихся – это дидактическая задача преподавания, вариативной части образования, связанной с социализацией личности в новых условиях социума. Но когда слушатели приходят в образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, то начинается их учение – и это уже инвариантная часть образования, подчиняющаяся дидактическим принципам и психологическим закономерностям учения, которые нарушать нельзя и которые не зависят от возраста, стажа работы и т.п.
В соответствии с изложенными выше соображениями предлагается уточнить смысл следующих известных понятий.
Педагог – субъект образования, реализующий педагогическую парадигму образования в среде детей, в системе общего образования и занимающийся исследованиями в этой области.
Андрогог – субъект образования, реализующий андрогогическую парадигму образования в среде взрослых людей в системе профессионального образования и занимающийся исследованиями в этой области.
Герогог – субъект образования, реализующий герогогическую парадигму образования в среде пожилых людей и занимающийся исследованиями в этой области.
Учитель, преподаватель – синонимы, обозначающие субъекта преподавания, проектирующего и реализующего инвариантную психодидактическую модель учения и непротиворечивую природосообразную функционально-дидактическую модель преподавания как в системе общего (учитель), так и в системе профессионального образования (преподаватель).
1. Деятельностный характер преподавания делает индивида субъектом преподавания – носителем активности в преподавании, преподавателем, учителем.
2. Формирующая деятельность субъекта преподавания представляет собой совокупность функций преподавания, среди которых ведущими являются дидактическая, коммуникативная и контрольная.
3. Преподавание не должно противоречить концептуальным принципом учения.
4. Эффективность преподавания определяется эффективностью учения.
5. Эффективная реализация дидактической функции преподавания возможна только через посредство дидактических средств обучения.
6. Потенциально высокая эффективность реализации информационно-мотивационной компоненты коммуникативной функции преподавания достигается в прямом, непосредственном общении преподавателя с обучающимися.
7. При реализации контрольной функции преподавания должны быть предусмотрены внешний самоконтроль, как механизм запуска цикла внутреннего саморазвития, и внешний объективный контроль.
Опираясь на концепцию преподавания и с учетом инвариантных концептуальных принципов учения можно сформулировать остальные концептуальные принципы преподавания.
8. Концептуальные принципы преподавания – производные от принципов учения, а потому также являются инвариантом образовательного процесса.
9. Функции преподавания – вариативная часть образовательного процесса, зависящая от целей обучения и образования, возрастной группы обучающихся и т.п.
10. Концептуальные принципы и функции преподавания составляют функционально-дидактическую модель преподавания.
11. Преподавание – вариатив образовательного процесса.
Вариативная часть любой образовательной системы связана с формированием нравственно-поведенческих качеств личности, ее воспитанием, социализацией, ее умственным и физическим развитием в соответствии с целями образовательной системы, возрастной группой, социальным статусом, генетической и социальной программами, историческим периодом развития общества.
Например, в конце XX века и в настоящее время очень бурное развитие получило дополнительное профессиональное образование – повышение квалификации, переподготовка, получение дополнительной квалификации и т.п. В систему дополнительного профессионального образования приходят слушатели разных возрастных групп, различного уровня базовой подготовки, квалификации, интеллектуального развития и т.д. Спроектировать и реализовать эффективную технологию обучения с учетом всех особенностей контингента обучающихся – это дидактическая задача преподавания, вариативной части образования, связанной с социализацией личности в новых условиях социума. Но когда слушатели приходят в образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, то начинается их учение – и это уже инвариантная часть образования, подчиняющаяся дидактическим принципам и психологическим закономерностям учения, которые нарушать нельзя и которые не зависят от возраста, стажа работы и т.п.
В соответствии с изложенными выше соображениями предлагается уточнить смысл следующих известных понятий.
Педагог – субъект образования, реализующий педагогическую парадигму образования в среде детей, в системе общего образования и занимающийся исследованиями в этой области.
Андрогог – субъект образования, реализующий андрогогическую парадигму образования в среде взрослых людей в системе профессионального образования и занимающийся исследованиями в этой области.
Герогог – субъект образования, реализующий герогогическую парадигму образования в среде пожилых людей и занимающийся исследованиями в этой области.
Учитель, преподаватель – синонимы, обозначающие субъекта преподавания, проектирующего и реализующего инвариантную психодидактическую модель учения и непротиворечивую природосообразную функционально-дидактическую модель преподавания как в системе общего (учитель), так и в системе профессионального образования (преподаватель).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи