Важность эффективной реализации ведущей, дидактической функции преподавания очевидна. Однако стереотипы в понимании того, как этого добиться, у большинства преподавателей, да и некоторых исследователей этого вопроса, не во всем совпадают с результатами анализа взаимодействия преподавателя с обучающимися.
Попробуем ответить на вопрос, кто или что служит объектом преподавания в процессе обучения.
На первый взгляд кажется, что определить объект преподавания не составляет большого труда – это субъект учения, учащийся, обучающийся. Однако при более внимательном рассмотрении взаимодействия в процессе обучения преподавателя и обучающихся предстает несколько иная картина.
В зависимости от возможностей и вариантов взаимодействия субъекта преподавания и обучающихся функции преподавания можно разделить на три группы, в которых обучающиеся играют роль, соответственно, объектов преподавания, предметов преподавания и субъектов учения (Рис. 2.5).
К первой группе относятся функции, при реализации которых преподаватель оказывает прямое, непосредственное воздействие на обучающихся (организационная, контрольная, коммуникативная и психологической поддержки). В этом случае объектом активности преподавателя, объектом преподавания является реальный обучающийся.
Ко второй группе относятся функции, при реализации которых преподаватель не оказывает прямого формирующего воздействия на обучающихся, но пользуется теоретическими, абстрактными моделями обучающихся, отражающими наиболее значимые для выполнения этих функций характеристики реальных обучающихся, – предметами преподавания. Это аналитико-прогностическая и проектная функции преподавания.
И, наконец, особняком стоит одна из ведущих функций преподавания – дидактическая, связанная с целенаправленным формирующим воздействием субъекта преподавания на сам процесс учения, в котором обучающиеся являются носителями активности, субъектами учения.
Именно при реализации дидактической функции преподавания возникает противоречивая ситуация, когда в одном процессе обучения сталкиваются два носителя активности – субъект преподавания и субъект учения.
Согласно принятой концепции учения, один из концептуальных принципов учения гласит: «Учение – сугубо интимный процесс для каждого субъекта учения, а потому обязательным является строгий запрет на любое прямое, непосредственное внешнее воздействие кого бы то ни было на сам процесс учения».
В то же время, согласно принятой концепции преподавания, субъект преподавания должен содействовать субъекту учения в его учебной деятельности. А для этого необходимо соблюдение третьего концептуального принципа преподавания.
3. Преподавание не должно противоречить концептуальным принципам учения.
Действительно, усваивает знания и осваивает действия и деятельности субъект учения, а субъект преподавания только содействует учению, а потому инвариантные концептуальные принципы учения являются главенствующими.
4. Эффективность преподавания определяется эффективностью учения.
Но тогда сразу же встает вопрос о том, как, каким образом могут взаимодействовать внутри одного процесса обучения два субъекта, два носителя активности – субъект учения и субъект преподавания? Что или кто при реализации дидактической функции преподавания служит объектом активности преподавателя, объектом преподавания?
Что касается объекта учения, то в предыдущей главе было определено, что объектом учения, объектом активности обучающегося при реализации учебной функции служат элементы накопленного человечеством объективного, социально значимого опыта – эмпирические, теоретические и практические сведения, предъявляемые субъекту учения с помощью средств обучения.
Что же касается субъекта учения, то он принципиально не может стать объектом преподавания в учении, так как это будет противоречить самой концепции учения. И в то же время мы не можем лишить преподавателя возможности выполнения его ведущей функции – дидактической. Это очевидным образом приведет к нарушению нормального, полнофункционального формирующего воздействия преподавания на процесс учения, что негативно скажется на качестве процесса обучения.
Выйти из создавшегося противоречивого положения, конструктивно разрешить противоречие между двумя субъектами обучения и развести их деятельность можно путем реализации дидактической функции преподавания косвенно, опосредованно через целенаправленное формирующее воздействие преподавателя не на субъект, а на объект учения – средства обучения. В результате объектом преподавания становится объект учения.
При этом удается разрешить очень важную психологическую проблему человеческого общения – «размытые», нечеткие субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающихся в условиях их прямого взаимодействия преобразовать в два четких, легко контролируемых субъект-объектных отношения – субъекта преподавания, создающего дидактические средства обучения, и субъекта учения, самостоятельно работающего с этими средствами.
Причем речь идет только о дидактических средствах обучения – материальных носителях (бумажных, магнитных) учебной информации, специально подготовленных преподавателем для обучения.
Речь преподавателя, как вербальная форма предъявления учебной информации, имеет свои специфические особенности и применение, о чем мы будем говорить позже при рассмотрении коммуникативной функции преподавания.
Постулат.
Объектом преподавания при реализации дидактической функции преподавания должны быть дидактические средства обучения, через которые субъект преподавания опосредованно может и должен реализовать элементы дидактической функции преподавания.
Этот принципиально важное положение позволяет определить истинные роль и место дидактических средств в обучении.
Вывод.
Дидактические средства обучения (книги, учебники, учебные пособия, автоматизированные системы обучения и т.п.) представляют собой единственно приемлемое и возможное, главное средство-посредник для реализации дидактической функции преподавания, для обеспечения природосообразного непротиворечивого, полнофункционального, а, следовательно, эффективного процесса обучения.
В этом смысле важнейшая роль преподавателя в реализации ведущей дидактической функции преподавания – создание дидактических средств обучения.
Этот вывод принципиально отличается от существующего сегодня стереотипного мнения большинства преподавателей о вспомогательной, дополнительной роли дидактических средств обучения при субъекте преподавания, преподавателе.
А потому очень важен следующий концептуальный принцип преподавания, касающийся реализации дидактической функции преподавания.
5. Эффективная реализация дидактической функции преподавания возможна только через посредство дидактических средств обучения.
Задача преподавателя – создание дидактических средств обучения, полноценно реализующих дидактическую функцию преподавания в соответствии с моделью учения.
Попробуем ответить на вопрос, кто или что служит объектом преподавания в процессе обучения.
На первый взгляд кажется, что определить объект преподавания не составляет большого труда – это субъект учения, учащийся, обучающийся. Однако при более внимательном рассмотрении взаимодействия в процессе обучения преподавателя и обучающихся предстает несколько иная картина.
В зависимости от возможностей и вариантов взаимодействия субъекта преподавания и обучающихся функции преподавания можно разделить на три группы, в которых обучающиеся играют роль, соответственно, объектов преподавания, предметов преподавания и субъектов учения (Рис. 2.5).
К первой группе относятся функции, при реализации которых преподаватель оказывает прямое, непосредственное воздействие на обучающихся (организационная, контрольная, коммуникативная и психологической поддержки). В этом случае объектом активности преподавателя, объектом преподавания является реальный обучающийся.
Рисунок – 2.5
Ко второй группе относятся функции, при реализации которых преподаватель не оказывает прямого формирующего воздействия на обучающихся, но пользуется теоретическими, абстрактными моделями обучающихся, отражающими наиболее значимые для выполнения этих функций характеристики реальных обучающихся, – предметами преподавания. Это аналитико-прогностическая и проектная функции преподавания.
И, наконец, особняком стоит одна из ведущих функций преподавания – дидактическая, связанная с целенаправленным формирующим воздействием субъекта преподавания на сам процесс учения, в котором обучающиеся являются носителями активности, субъектами учения.
Именно при реализации дидактической функции преподавания возникает противоречивая ситуация, когда в одном процессе обучения сталкиваются два носителя активности – субъект преподавания и субъект учения.
Согласно принятой концепции учения, один из концептуальных принципов учения гласит: «Учение – сугубо интимный процесс для каждого субъекта учения, а потому обязательным является строгий запрет на любое прямое, непосредственное внешнее воздействие кого бы то ни было на сам процесс учения».
В то же время, согласно принятой концепции преподавания, субъект преподавания должен содействовать субъекту учения в его учебной деятельности. А для этого необходимо соблюдение третьего концептуального принципа преподавания.
3. Преподавание не должно противоречить концептуальным принципам учения.
Действительно, усваивает знания и осваивает действия и деятельности субъект учения, а субъект преподавания только содействует учению, а потому инвариантные концептуальные принципы учения являются главенствующими.
4. Эффективность преподавания определяется эффективностью учения.
Но тогда сразу же встает вопрос о том, как, каким образом могут взаимодействовать внутри одного процесса обучения два субъекта, два носителя активности – субъект учения и субъект преподавания? Что или кто при реализации дидактической функции преподавания служит объектом активности преподавателя, объектом преподавания?
Что касается объекта учения, то в предыдущей главе было определено, что объектом учения, объектом активности обучающегося при реализации учебной функции служат элементы накопленного человечеством объективного, социально значимого опыта – эмпирические, теоретические и практические сведения, предъявляемые субъекту учения с помощью средств обучения.
Что же касается субъекта учения, то он принципиально не может стать объектом преподавания в учении, так как это будет противоречить самой концепции учения. И в то же время мы не можем лишить преподавателя возможности выполнения его ведущей функции – дидактической. Это очевидным образом приведет к нарушению нормального, полнофункционального формирующего воздействия преподавания на процесс учения, что негативно скажется на качестве процесса обучения.
Выйти из создавшегося противоречивого положения, конструктивно разрешить противоречие между двумя субъектами обучения и развести их деятельность можно путем реализации дидактической функции преподавания косвенно, опосредованно через целенаправленное формирующее воздействие преподавателя не на субъект, а на объект учения – средства обучения. В результате объектом преподавания становится объект учения.
При этом удается разрешить очень важную психологическую проблему человеческого общения – «размытые», нечеткие субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающихся в условиях их прямого взаимодействия преобразовать в два четких, легко контролируемых субъект-объектных отношения – субъекта преподавания, создающего дидактические средства обучения, и субъекта учения, самостоятельно работающего с этими средствами.
Причем речь идет только о дидактических средствах обучения – материальных носителях (бумажных, магнитных) учебной информации, специально подготовленных преподавателем для обучения.
Речь преподавателя, как вербальная форма предъявления учебной информации, имеет свои специфические особенности и применение, о чем мы будем говорить позже при рассмотрении коммуникативной функции преподавания.
Постулат.
Объектом преподавания при реализации дидактической функции преподавания должны быть дидактические средства обучения, через которые субъект преподавания опосредованно может и должен реализовать элементы дидактической функции преподавания.
Этот принципиально важное положение позволяет определить истинные роль и место дидактических средств в обучении.
Вывод.
Дидактические средства обучения (книги, учебники, учебные пособия, автоматизированные системы обучения и т.п.) представляют собой единственно приемлемое и возможное, главное средство-посредник для реализации дидактической функции преподавания, для обеспечения природосообразного непротиворечивого, полнофункционального, а, следовательно, эффективного процесса обучения.
В этом смысле важнейшая роль преподавателя в реализации ведущей дидактической функции преподавания – создание дидактических средств обучения.
Этот вывод принципиально отличается от существующего сегодня стереотипного мнения большинства преподавателей о вспомогательной, дополнительной роли дидактических средств обучения при субъекте преподавания, преподавателе.
А потому очень важен следующий концептуальный принцип преподавания, касающийся реализации дидактической функции преподавания.
5. Эффективная реализация дидактической функции преподавания возможна только через посредство дидактических средств обучения.
Задача преподавателя – создание дидактических средств обучения, полноценно реализующих дидактическую функцию преподавания в соответствии с моделью учения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи