Инвариант и компоненты эффективности учения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Напоминаем, что фундаментальные знания – это системообразующие, методологически значимые абстрактные понятия о первичной сущности объектов, явлений, процессов. Это определение открывает возможность сформулировать постулат, позволяющий определить эффективность учения.

Постулат.

Только фундаментальные знания могут служить основой для формирования адекватного целостного представления как об отдельном объекте, явлении, процессе, так и в целом о мироздании и месте человека в нем, а потому только фундаментальные знания могут служить основой для выработки адекватных практических знаний – алгоритмов практических действий и программ деятельностей.

Из сформулированного постулата вытекает два важных следствия:

· результатом учения должны быть осмысленные, усвоенные и ясно осознанные фундаментальные знания;

· фундаментальными знаниями можно овладеть только на абстрактном уровне познания, в условиях, обеспечивающих протекание процесса учения мыслительного типа.

Таким образом, опираясь на сформулированные выше положения теоретико-методологических основ учения, можно утверждать, что инвариант эффективности учения – это мотивированный, мыслительного типа процесс учения субъекта при максимальном использовании функциональных возможностей психики и положительном эмоциональном балансе в учении.

На основе сформулированного инварианта эффективности учения можно определить принцип отбора компонент эффективности учения. Согласно этому принципу компоненты эффективности учения – это условия, обеспечивающие актуализацию, качественную реализацию инварианта эффективности учения. При этом должны учитываться как концептуальные дидактические принципы учения, так и закономерности психических процессов учения, т.е. принцип отбора компонент эффективности должен опираться на психодидактическую модель учения, на теоретико-методологические основы учения.

К компонентам эффективности учения можно отнести:

· определенный, соответствующий уровень развития познавательной сферы субъекта учения;

· определенный, соответствующий уровень развития эмоционально-волевой сферы субъекта учения;

· строгая индивидуализация учения;

· адекватные внешние условия;

· полимодальность (мультимедийность) учебной информации;

· самоорганизация, самоуправление учением;

· высокий уровень самоконтроля в учении;

· усвоение знаний через освоение действий и деятельностей.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что самоуправление и самоконтроль в учении обладают мощным развивающим эффектом, формируя способность к осознанному, эффективному усвоению и освоению учебной информации, к приобретению навыков и умения учиться и, в конечном итоге, к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию личности.

«Самостоятельность – средство и одновременно результат образования» (А. Дистервег).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.