Уточним теперь очень важное для понимания сущности процесса учения понятие объекта учения – элементов накопленного объективного опыта человечества. Но вначале напомним смысл некоторых известных терминов.
Познание – самостоятельное выявление новых знаний, еще неизвестных людям, с использованием избранных самим субъектом познания средств, действий и деятельностей.
Труд – практическая деятельность человека по созданию материальных и идеальных продуктов для удовлетворения своих потребностей.
Сведения – элементы объективного опыта человечества, результаты человеческого познания и практической деятельности, существующие в различных объективизированных формах: речь, текст, рисунок, объекты материальной человеческой культуры.
Усвоение – процесс перевода субъектом учения в свою психику, в свою память в виде знаний избранных им сведений – элементов объективного опыта человечества.
Освоение – овладение внешними, практическими действиями и деятельностями на уровне навыков, умений.
Знания, – познанные самим индивидом или усвоенные им эмпирические, теоретические и практические сведения, произвольно воспроизводимые индивидом в вербальной, знако-символьной и других формах, а также в действиях и в деятельностях.
Например, в результате познания у субъекта появляются определенные знания, но они еще не существуют в объективизированной форме, не представлены человеческому сообществу в знаковой форме, то есть, не переданы в объективный опыт человечества, а, следовательно, не являются сведениями, хотя уже используются субъектом познания в своей деятельности.
Сведения, перешедшие во внутренний психический план субъекта, в его психику, усвоенные субъектом учения становятся его знаниями, представляющие собой, несмотря на все их терминологическое разнообразие, систему из трех элементов знаний:
· информационные (эмпирические, феноменальные, первоначальные, знания – знакомства, поверхностные) – общие представления об объектах, явлениях, процессах окружающего мира вне и внутри человека, отраженные в психике на уровне восприятия;
· фундаментальные (теоретические, научные, аналитико-синтетические, аксиоматические, постулированные, методологические) – понятия о сущности объектов, явлений, процессов окружающего мира вне и внутри человека, отраженные в психике на уровне мышления;
· практические (операционные, манипуляционные, конкретные) – алгоритмы действий и программы деятельностей, отраженные в психике в виде умственных действий и деятельностей.
Таким образом, на основании сказанного можно сформулировать следующее.
Постулат
Накопленный объективный опыт человечества представляет собой совокупность сведений из трех элементов:
· эмпирические сведения – общие представления об объектах, явлениях, процессах;
· теоретические сведения – сущностные понятия об объектах, явлениях, процессах окружающего мира;
· практические сведения – алгоритмы практических действий и программы деятельностей в виде технологий, рецептов, правил, норм поведения и т.п.
Используя усвоенные информационные, фундаментальные и практические знания, субъект осваивает практические действия и деятельности, направленные на видоизменение, приспособление, преобразование, сохранение окружающего его внешнего мира для удовлетворения своих потребностей, создавая при этом материальные и идеальные продукты, выявляя новые знания о себе и окружающем мире.
Используя сформулированное выше (постулат 2 из первой главы и постулат 6) принципиально важно отметить следующее обобщенное положение.
Постулат
Навыки, умения, творчество – уровни освоения практической, преобразующей деятельности и действий отдельного конкретного субъекта, которые не могут стать частью накопленного объективного опыта человечества, а являются характеристиками неповторимого, субъективного, практического опыта этого субъекта.
Действительно, можно усвоить практические сведения – алгоритмы действий и программы деятельностей, технологии, рецепты, но реализовывать их в практической деятельности каждый субъект будет по-своему, с только ему присущими умениями, навыками и творческими способностями.
Тем не менее в ряде изданий по педагогике, психологии бытует, на наш взгляд, ошибочное мнение как о «передаче» знаний, так и о вхождении умений и навыков в опыт человечества и их «передаче» последующим поколениям. В частности, И.Ф. Харламов, говоря о компонентах общественного опыта пишет: «Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения [1, С.86].
Сведения, специально подготовленные и предназначенные для целей учения, – учебная информация.
Таким образом объект учения – это учебная информация.
Учебная информация предъявляется субъекту учения с помощью средств обучения:
· в виде речи и других действий преподавателя (мимика, жесты и т.д.), в вербальной и невербальной форме;
· в виде разнообразных дидактических средств:
- в знако-символьной форме на бумажном носителе – тексты, формулы, схемы, рисунки, диаграммы и т.п. в учебниках, учебных пособиях и других изданиях;
- в форме аудиовизуальной информации на магнитных, электронных и др. носителях (мультимедийные учебники, виртуальные лаборатории, компьютерные тренажеры, видеофильмы и т.п. на кассетах, дискетах, CD-дисках, винчестерах и т.д.)
· в виде реальных объектов, лабораторного оборудования, компьютеров и других технических средств.
Особо хотелось бы остановиться на двух видах познания и, соответственно, двух видах знания и двух сферах человеческой деятельности – художественное и сокровенное познания, о которых пишет Ю.Г. Фокин.
«Художественное познание – образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображение субъекта» [2, С.23-24].
Художественное познание осуществляется в сфере искусства и представляет собой попытку добраться до самого сокровенного, непознанного, через чувственное восприятие и творческое воображение, выражая то, что не может быть выражено никаким другим образом.
«Сокровенное познание – познание особенностей материальных или идеальных объектов, о результатах которого субъект сообщает другим людям, не имея возможности подтвердить их общепризнанными способами верификации, доказательствами истины» [2, С. 24].
Результаты художественного познания, вошедшие в объективный опыт человечества, представляют собой произведения искусства, а к результатам сокровенного познания можно отнести все религиозные учения и книги.
В заключении можно сказать, что в целом накопленный объективный опыт человечества представляет собой совокупность эмпирических, теоретических, практических сведений и объектов материальной культуры человечества, в том числе произведений искусств, религиозных учений и книг.
Ни одна из этих двух вышеперечисленных сфер человеческой деятельности – художественное и сокровенное познание – не являются объектом нашего рассмотрения, а потому приведенные далее рассуждения и выводы не могут быть распространены на эти сферы.
Познание – самостоятельное выявление новых знаний, еще неизвестных людям, с использованием избранных самим субъектом познания средств, действий и деятельностей.
Труд – практическая деятельность человека по созданию материальных и идеальных продуктов для удовлетворения своих потребностей.
Сведения – элементы объективного опыта человечества, результаты человеческого познания и практической деятельности, существующие в различных объективизированных формах: речь, текст, рисунок, объекты материальной человеческой культуры.
Усвоение – процесс перевода субъектом учения в свою психику, в свою память в виде знаний избранных им сведений – элементов объективного опыта человечества.
Освоение – овладение внешними, практическими действиями и деятельностями на уровне навыков, умений.
Знания, – познанные самим индивидом или усвоенные им эмпирические, теоретические и практические сведения, произвольно воспроизводимые индивидом в вербальной, знако-символьной и других формах, а также в действиях и в деятельностях.
Например, в результате познания у субъекта появляются определенные знания, но они еще не существуют в объективизированной форме, не представлены человеческому сообществу в знаковой форме, то есть, не переданы в объективный опыт человечества, а, следовательно, не являются сведениями, хотя уже используются субъектом познания в своей деятельности.
Сведения, перешедшие во внутренний психический план субъекта, в его психику, усвоенные субъектом учения становятся его знаниями, представляющие собой, несмотря на все их терминологическое разнообразие, систему из трех элементов знаний:
· информационные (эмпирические, феноменальные, первоначальные, знания – знакомства, поверхностные) – общие представления об объектах, явлениях, процессах окружающего мира вне и внутри человека, отраженные в психике на уровне восприятия;
· фундаментальные (теоретические, научные, аналитико-синтетические, аксиоматические, постулированные, методологические) – понятия о сущности объектов, явлений, процессов окружающего мира вне и внутри человека, отраженные в психике на уровне мышления;
· практические (операционные, манипуляционные, конкретные) – алгоритмы действий и программы деятельностей, отраженные в психике в виде умственных действий и деятельностей.
Таким образом, на основании сказанного можно сформулировать следующее.
Постулат
Накопленный объективный опыт человечества представляет собой совокупность сведений из трех элементов:
· эмпирические сведения – общие представления об объектах, явлениях, процессах;
· теоретические сведения – сущностные понятия об объектах, явлениях, процессах окружающего мира;
· практические сведения – алгоритмы практических действий и программы деятельностей в виде технологий, рецептов, правил, норм поведения и т.п.
Используя усвоенные информационные, фундаментальные и практические знания, субъект осваивает практические действия и деятельности, направленные на видоизменение, приспособление, преобразование, сохранение окружающего его внешнего мира для удовлетворения своих потребностей, создавая при этом материальные и идеальные продукты, выявляя новые знания о себе и окружающем мире.
Используя сформулированное выше (постулат 2 из первой главы и постулат 6) принципиально важно отметить следующее обобщенное положение.
Постулат
Навыки, умения, творчество – уровни освоения практической, преобразующей деятельности и действий отдельного конкретного субъекта, которые не могут стать частью накопленного объективного опыта человечества, а являются характеристиками неповторимого, субъективного, практического опыта этого субъекта.
Действительно, можно усвоить практические сведения – алгоритмы действий и программы деятельностей, технологии, рецепты, но реализовывать их в практической деятельности каждый субъект будет по-своему, с только ему присущими умениями, навыками и творческими способностями.
Тем не менее в ряде изданий по педагогике, психологии бытует, на наш взгляд, ошибочное мнение как о «передаче» знаний, так и о вхождении умений и навыков в опыт человечества и их «передаче» последующим поколениям. В частности, И.Ф. Харламов, говоря о компонентах общественного опыта пишет: «Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения [1, С.86].
Сведения, специально подготовленные и предназначенные для целей учения, – учебная информация.
Таким образом объект учения – это учебная информация.
Учебная информация предъявляется субъекту учения с помощью средств обучения:
· в виде речи и других действий преподавателя (мимика, жесты и т.д.), в вербальной и невербальной форме;
· в виде разнообразных дидактических средств:
- в знако-символьной форме на бумажном носителе – тексты, формулы, схемы, рисунки, диаграммы и т.п. в учебниках, учебных пособиях и других изданиях;
- в форме аудиовизуальной информации на магнитных, электронных и др. носителях (мультимедийные учебники, виртуальные лаборатории, компьютерные тренажеры, видеофильмы и т.п. на кассетах, дискетах, CD-дисках, винчестерах и т.д.)
· в виде реальных объектов, лабораторного оборудования, компьютеров и других технических средств.
Особо хотелось бы остановиться на двух видах познания и, соответственно, двух видах знания и двух сферах человеческой деятельности – художественное и сокровенное познания, о которых пишет Ю.Г. Фокин.
«Художественное познание – образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображение субъекта» [2, С.23-24].
Художественное познание осуществляется в сфере искусства и представляет собой попытку добраться до самого сокровенного, непознанного, через чувственное восприятие и творческое воображение, выражая то, что не может быть выражено никаким другим образом.
«Сокровенное познание – познание особенностей материальных или идеальных объектов, о результатах которого субъект сообщает другим людям, не имея возможности подтвердить их общепризнанными способами верификации, доказательствами истины» [2, С. 24].
Результаты художественного познания, вошедшие в объективный опыт человечества, представляют собой произведения искусства, а к результатам сокровенного познания можно отнести все религиозные учения и книги.
В заключении можно сказать, что в целом накопленный объективный опыт человечества представляет собой совокупность эмпирических, теоретических, практических сведений и объектов материальной культуры человечества, в том числе произведений искусств, религиозных учений и книг.
Ни одна из этих двух вышеперечисленных сфер человеческой деятельности – художественное и сокровенное познание – не являются объектом нашего рассмотрения, а потому приведенные далее рассуждения и выводы не могут быть распространены на эти сферы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи