XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.
Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.
В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать – это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.
Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.
В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать – это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.
Школа и педагогическая мысль в XVII веке на Беларуси развивалась в условиях борьбы реакционных и прогрессивных течений в общественном движении, политике и культуре, в условиях противостояния религиозного и светского начал.
Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 – 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Благодаря своему огромному политическому влиянию и прочным контактам с европейскими монархами, униатский митрополит, педагог и писатель открывал при монастырях школы и типографии, где переписывались летописи, жития святых и другие различные произведения самого разного содержания.
Одной из ключевых фигур в педагогической мысли XVII века был Епифаний Славинецкий (? – 1676). Греческий монах, выпускник университета в городе Падуя (Италия) был приглашен в Россию для перевода и правки богослужебных книг и переводов. Благодаря его переводу произведения «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, основателя европейской научной медицины, в Московии ускорилось развитие медицины как науки.
В 1653 году в Москве им была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Несмотря на то, что педагогическая деятельность для него второстепенный характер, Е. Славинецкий автор одного из самых знаменитых педагогических трактатов XVII века «Гражданство обычаев детских». В этом произведении просветитель в вопросно-ответной форме изложил основные правила поведения ребенка в доме, в школе, в церкви, в присутствии взрослых, в играх и т. д. В этих поучениях Е. Славинецкий обобщил передовой народный педагогический опыт и попытался дать ему научное обоснование.
Представитель белорусской педагогической мысли, выходец из Полоцка, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629 – 1680) оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Его настоящее имя – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Образование он получил в Полоцкой братской школе, затем в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.), а потом продолжил обучение в Виленской иезуитской академии.
Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 – 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Благодаря своему огромному политическому влиянию и прочным контактам с европейскими монархами, униатский митрополит, педагог и писатель открывал при монастырях школы и типографии, где переписывались летописи, жития святых и другие различные произведения самого разного содержания.
Одной из ключевых фигур в педагогической мысли XVII века был Епифаний Славинецкий (? – 1676). Греческий монах, выпускник университета в городе Падуя (Италия) был приглашен в Россию для перевода и правки богослужебных книг и переводов. Благодаря его переводу произведения «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, основателя европейской научной медицины, в Московии ускорилось развитие медицины как науки.
В 1653 году в Москве им была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Несмотря на то, что педагогическая деятельность для него второстепенный характер, Е. Славинецкий автор одного из самых знаменитых педагогических трактатов XVII века «Гражданство обычаев детских». В этом произведении просветитель в вопросно-ответной форме изложил основные правила поведения ребенка в доме, в школе, в церкви, в присутствии взрослых, в играх и т. д. В этих поучениях Е. Славинецкий обобщил передовой народный педагогический опыт и попытался дать ему научное обоснование.
Представитель белорусской педагогической мысли, выходец из Полоцка, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629 – 1680) оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Его настоящее имя – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Образование он получил в Полоцкой братской школе, затем в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.), а потом продолжил обучение в Виленской иезуитской академии.
Во второй половине XVII начале XVIII веков польская шляхта и католическое духовенство вели ожесточенную борьбу против любого инакомыслия под девизом защиты религиозных основ католической веры. С целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в период реформации, римская курия организовала церковно-политическое движение – контрреформацию. Контрреформация с особым рвением вела борьбу против народных «ересей», и в первую очередь, против самых радикальных движений протестантизма и православия.
Со второй половины XVII века на территории Речи Посполитой белорусский язык все больше вытесняется и заменяется польским. В 1693 году был принят закон, который требовал, чтобы все делопроизводство в государстве осуществлялось только на польском языке. В начале XVIII века на всей территории Беларуси были закрыты братские и протестантские школы.
В больших белорусских городах король Стефан Баторий отбирал у православных общин церкви и передавал их иезуитскому ордену. В Полоцке иезуиты захватили семь православных монастырей и восемь церквей с принадлежащими им землями и собственностью. Под опекой короля иезуиты строили новые монастыри и костелы, громили и уничтожали православные и протестантские церкви, преобразовывали их в католические. В 1733 году шляхта потребовала от сейма принять закон, запрещающий детям крестьян и ремесленников получать школьное образование.
Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены школами различных католических орденов. Самым действенным стал созданный в 1534 – 1540 году орден иезуитов, который возглавлял религиозный фанатик Игнатий Лойола. Используя поддержку короля, иезуиты открывали сеть школ, в которых применяли созданную ими специальную систему воспитания.
Со второй половины XVII века на территории Речи Посполитой белорусский язык все больше вытесняется и заменяется польским. В 1693 году был принят закон, который требовал, чтобы все делопроизводство в государстве осуществлялось только на польском языке. В начале XVIII века на всей территории Беларуси были закрыты братские и протестантские школы.
В больших белорусских городах король Стефан Баторий отбирал у православных общин церкви и передавал их иезуитскому ордену. В Полоцке иезуиты захватили семь православных монастырей и восемь церквей с принадлежащими им землями и собственностью. Под опекой короля иезуиты строили новые монастыри и костелы, громили и уничтожали православные и протестантские церкви, преобразовывали их в католические. В 1733 году шляхта потребовала от сейма принять закон, запрещающий детям крестьян и ремесленников получать школьное образование.
Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены школами различных католических орденов. Самым действенным стал созданный в 1534 – 1540 году орден иезуитов, который возглавлял религиозный фанатик Игнатий Лойола. Используя поддержку короля, иезуиты открывали сеть школ, в которых применяли созданную ими специальную систему воспитания.
Школа и просвещение в XVI – XVII веках на белорусских землях развивались и существовали в условиях противостояния различных религиозных конфессий и направлений: православие, католицизм, протестантизм, униатство и др. Это обусловило появление на территории Беларуси различных типов школ, каждая из которых решала свои задачи и давала определенную подготовку.
После принятия унии (военно-политический союз) в 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую, с политическим и культурным преобладанием Польши. Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-экономической сфере, но и изменением мировоззрения и культуры.
Католицизм стал официальной государственной религией. Феодальная знать, поддержала и приняла католическую веру, но народ, будучи в большей степени православным, оставался противником насаждения западной ветви христианства. Богослужения, которые проходили на чужом латинском языке, были непонятны и вызывали у прихожан негативное отношение. В народе росли недовольства новыми порядками, это вело к активизации патриотических настроений и влияло на процессы развития просвещения.
И если первая половина XVI века была периодом относительной религиозной толерантности между латинскими, католическими, протестантскими, униатскими, братскими и другими типами школ, то во второй половине XVI века наблюдается активизация деятельности римско-католической церкви, которая активно участвовала в открытии учебных заведений, возглавляемых различными католическими монашескими орденами (доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, каноников, пиаров и др.).
После принятия унии (военно-политический союз) в 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую, с политическим и культурным преобладанием Польши. Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-экономической сфере, но и изменением мировоззрения и культуры.
Католицизм стал официальной государственной религией. Феодальная знать, поддержала и приняла католическую веру, но народ, будучи в большей степени православным, оставался противником насаждения западной ветви христианства. Богослужения, которые проходили на чужом латинском языке, были непонятны и вызывали у прихожан негативное отношение. В народе росли недовольства новыми порядками, это вело к активизации патриотических настроений и влияло на процессы развития просвещения.
И если первая половина XVI века была периодом относительной религиозной толерантности между латинскими, католическими, протестантскими, униатскими, братскими и другими типами школ, то во второй половине XVI века наблюдается активизация деятельности римско-католической церкви, которая активно участвовала в открытии учебных заведений, возглавляемых различными католическими монашескими орденами (доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, каноников, пиаров и др.).
С момента установления на Руси татаро-монгольского ига (1240), земли, на которых развивалась белорусская народность, вошли в состав образованного Великого княжества Литовского. По экономической мощности, количеству населения и уровню культуры оно стало одним из крупнейших и влиятельнейших государств Европы.
О распространении письменности и просвещения на Беларуси в XIV–XVI веках подтверждают многочисленные документы. Одним из таких является текст Оршанского рукописного евангелия (XIV в.), который свидетельствовал о высоком уровне образования и грамотности.
Государственным языком в Великом княжестве Литовском до 1697 года являлся белорусский язык. На этом языке работала канцелярия великого князя и велась деловая переписка со многими странами Восточной Европы. Столицей Великого княжества Литовского стал город Вильно.
Белорусские школы, создаваемые при православных монастырях и храмах, в большинстве своем были начальными и давали элементарные знания по чтению, письму и счету. Лишь некоторые из них, находившиеся в крупных городах, организованные при крупных монастырях и кафедральных соборах, давали учащимся знания по своему уровню не уступавшие католическим средним школам.
С XIV века на территории Беларуси начинается экспансия католицизма. Как и в Европе, католическая церковь монополизировала просвещение. При костелах открывались соборные и кафедральные школы. Они функционировали в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве и других городах. Одной из самых древних кафедральных католических школ была - Виленская, которая функционировала с начала XV века.
Кафедральными школами заведовали состоящие при епископах капитул схоластики и надзиратели, которые обязаны были управлять школами и следить как за преподаванием, так и за убеждениями учеников и учителей. Как правило, они состояли из трех классов и в них изучались латинский, польский и греческий языки, арифметика, грамматика и пение. Они были призваны готовить, прежде всего, церковнослужителей, но в них готовили также грамотных людей для государственной службы.
О распространении письменности и просвещения на Беларуси в XIV–XVI веках подтверждают многочисленные документы. Одним из таких является текст Оршанского рукописного евангелия (XIV в.), который свидетельствовал о высоком уровне образования и грамотности.
Государственным языком в Великом княжестве Литовском до 1697 года являлся белорусский язык. На этом языке работала канцелярия великого князя и велась деловая переписка со многими странами Восточной Европы. Столицей Великого княжества Литовского стал город Вильно.
Белорусские школы, создаваемые при православных монастырях и храмах, в большинстве своем были начальными и давали элементарные знания по чтению, письму и счету. Лишь некоторые из них, находившиеся в крупных городах, организованные при крупных монастырях и кафедральных соборах, давали учащимся знания по своему уровню не уступавшие католическим средним школам.
С XIV века на территории Беларуси начинается экспансия католицизма. Как и в Европе, католическая церковь монополизировала просвещение. При костелах открывались соборные и кафедральные школы. Они функционировали в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве и других городах. Одной из самых древних кафедральных католических школ была - Виленская, которая функционировала с начала XV века.
Кафедральными школами заведовали состоящие при епископах капитул схоластики и надзиратели, которые обязаны были управлять школами и следить как за преподаванием, так и за убеждениями учеников и учителей. Как правило, они состояли из трех классов и в них изучались латинский, польский и греческий языки, арифметика, грамматика и пение. Они были призваны готовить, прежде всего, церковнослужителей, но в них готовили также грамотных людей для государственной службы.
На протяжении многовековой истории белорусский народ прошел великий и трудный путь своего социально-экономического и культурного развития. С глубокой древности на территории современной Беларуси жили славянские племена – кривичи, дреговичи, радимичи и др. Они осели на самых больших реках Восточной Европы – Неман, Западная Двина, Днепр, Сож, Припять и многочисленных их притоках. Первые славянские племена появились здесь со второй половины I тысячелетия (VI – VII вв.).
Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.
Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.
Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.
Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.
Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.
Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.
Православная педагогическая традиция Древней Руси конденсировалась в церковной литературе, в поучениях, которые содержали в себе не только комплекс знаний о мире, человеке, его жизни, но и нравственные ориентиры для праведного богоугодного поведения. Молитвы помогали вырабатывать нужный душевный настрой; исповеди приучали к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи (проступки); посты, епитимьи, телесные наказания помогали обуздать плоть, смирить гордыню, выработать стойкость. Это были эффективные средства русской православной педагогики; воздействуя на эмоции и волю человека, они создавали благоприятную почву для восприятия «сердцем» божественной мудрости религиозных текстов.
Древнерусская педагогическая мысль отводила эмоциональному началу значительную, если не доминирующую (по сравнению с рассудком) роль. При этом она требовала от самого человека проявления воли, активной проверки своего «нрава», «помыслов» и поведения.
Человек в Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия – это собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами. Так в педагогике Ветхого Завета царит суровый патриархат, где все члены семьи должны были строго подчиняться главе дома. Отношение родителей к детям было суровым, подавляющим любую самостоятельность и свободу.
Утверждая власть родителей над детьми, ветхозаветная педагогика рекомендовала широко использовать наказания: «родительские побои дают здоровье», «Кулаком в спину – поученье сыну», «Бьют не ради мученья, а ради ученья», «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами» и т. п.
В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала – любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети в такой семье имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи.
Многовековой народный опыт позволял представить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитывали жестокость: «Где страх, там принуждение», «Он забит и смолоду запуган», «Не груби молодому, не вспомнят старому», «Малый вырастает, все выместит», «Не бей батька сына, побереги свою спину» и т. п.
Древнерусская педагогическая мысль отводила эмоциональному началу значительную, если не доминирующую (по сравнению с рассудком) роль. При этом она требовала от самого человека проявления воли, активной проверки своего «нрава», «помыслов» и поведения.
Человек в Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия – это собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами. Так в педагогике Ветхого Завета царит суровый патриархат, где все члены семьи должны были строго подчиняться главе дома. Отношение родителей к детям было суровым, подавляющим любую самостоятельность и свободу.
Утверждая власть родителей над детьми, ветхозаветная педагогика рекомендовала широко использовать наказания: «родительские побои дают здоровье», «Кулаком в спину – поученье сыну», «Бьют не ради мученья, а ради ученья», «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами» и т. п.
В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала – любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети в такой семье имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи.
Многовековой народный опыт позволял представить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитывали жестокость: «Где страх, там принуждение», «Он забит и смолоду запуган», «Не груби молодому, не вспомнят старому», «Малый вырастает, все выместит», «Не бей батька сына, побереги свою спину» и т. п.
Система начального воспитания и обучения в Киевской Руси X – XIII вв. выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики (в семье, в училище, в приходе, в монастыре, мастерами грамоты и др.).
Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. История древнерусского просвещения открывается летописными известиями о том, что киевские князья Владимир и Ярослав начали строить по городам церкви, стали собирать в них для учения детей и обязали новоприбывших из Византии священников учить детей.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозно-педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире, Турове, Галиче, Ростове и т. д.).
Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Учили церковному пению, чтению, письму, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). Поначалу устройством школ занимались лично князья, затем их организацией стала заниматься церковь.
Несмотря на то, что дети занимались в школах группами, обучение носило индивидуальный характер. С каждым учеником учитель занимался отдельно. Обычно родители отдавали ребенка в школу с семи лет, и сами платили за его образование (давали «мзду»).
Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. История древнерусского просвещения открывается летописными известиями о том, что киевские князья Владимир и Ярослав начали строить по городам церкви, стали собирать в них для учения детей и обязали новоприбывших из Византии священников учить детей.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозно-педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире, Турове, Галиче, Ростове и т. д.).
Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Учили церковному пению, чтению, письму, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). Поначалу устройством школ занимались лично князья, затем их организацией стала заниматься церковь.
Несмотря на то, что дети занимались в школах группами, обучение носило индивидуальный характер. С каждым учеником учитель занимался отдельно. Обычно родители отдавали ребенка в школу с семи лет, и сами платили за его образование (давали «мзду»).
Основной задачей воспитания православного христианина было научить жить его по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература. Описанием исторических событий, псалмами и притчами библия давала уроки добродетельной жизни.
Церковно-религиозная педагогика этого периода характеризуется господством церкви в деле просвещения народа. Церковное образование было единственным как для богатых и бедных, мальчиков и девочек, детей и взрослых. Как внешкольное, так и школьное образование имело благочестивое и душеспасительное содержание. Идеал воспитания также разъяснялся и внедрялся исключительно церковью в лице священнослужителей.
Церковно-религиозная педагогика этого периода характеризуется господством церкви в деле просвещения народа. Церковное образование было единственным как для богатых и бедных, мальчиков и девочек, детей и взрослых. Как внешкольное, так и школьное образование имело благочестивое и душеспасительное содержание. Идеал воспитания также разъяснялся и внедрялся исключительно церковью в лице священнослужителей.
Основу народного мировоззрения составляла мифология, в которой отразились представления о миропорядке, о том магическом, таинственном, с чем была связана вся жизнь славянина.
Самые древние боги у древних славян не имели имен, а известны были только Род, отожествляющий мужское начало, и Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в разных племенах разные имена.
Но, уже к X веку на Руси установился более организованный культ, в котором выделись высшие божества, почитаемые практически всеми племенами. На высшем уровне находились семь основных богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния у юго-восточных славян), Даждьбог или Стрибог (бог солнца), Мокошь или Макошь (загадочное женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного очага). Эти божества составляли так называемый Владимиров пантеон и в честь этих богов князь в 980 г. поставил на холме «кумиры» – идолы.
На более низком уровне находились такие персонажи языческой мифологии как: Ярило, Купала, Коляда, Лада и др. Ярило, был олицетворением мужского начала и связывался с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Купала – персонаж, также «ответственный» за плодородие. Его обязательными атрибутами являлись вода и огонь. Купала – тряпичная или соломенная кукла сжигалась в конце праздника, что связывалась с последующим воскресением, с плодородием и сезонным обновлением природы.
Коляда – персонаж, связанный с новогодними праздниками. Его праздник приходился на 24 декабря (7 января) – пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица.
Широко известный персонаж славянской мифологии – Лада, которая покровительствовала красоте, любви и браку. Празднования в ее честь проводились весной (1 мая) и в начале лета.
Самые древние боги у древних славян не имели имен, а известны были только Род, отожествляющий мужское начало, и Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в разных племенах разные имена.
Но, уже к X веку на Руси установился более организованный культ, в котором выделись высшие божества, почитаемые практически всеми племенами. На высшем уровне находились семь основных богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния у юго-восточных славян), Даждьбог или Стрибог (бог солнца), Мокошь или Макошь (загадочное женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного очага). Эти божества составляли так называемый Владимиров пантеон и в честь этих богов князь в 980 г. поставил на холме «кумиры» – идолы.
На более низком уровне находились такие персонажи языческой мифологии как: Ярило, Купала, Коляда, Лада и др. Ярило, был олицетворением мужского начала и связывался с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Купала – персонаж, также «ответственный» за плодородие. Его обязательными атрибутами являлись вода и огонь. Купала – тряпичная или соломенная кукла сжигалась в конце праздника, что связывалась с последующим воскресением, с плодородием и сезонным обновлением природы.
Коляда – персонаж, связанный с новогодними праздниками. Его праздник приходился на 24 декабря (7 января) – пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица.
Широко известный персонаж славянской мифологии – Лада, которая покровительствовала красоте, любви и браку. Празднования в ее честь проводились весной (1 мая) и в начале лета.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.
Выдающийся философ, математик и педагог Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.) основал философскую школу, которая впоследствии была названа пифагорейская в честь ее создателя. Стержнем пифагорейской школы выступало нравственное воспитание. Также пифагорейцы одни из первых предложили возрастную периодизацию развития человека, взяв за основу цифру «семь», полагая, что в первые семь лет жизни у человека меняются зубы, в последующие семь лет наступает половозрелость, а в третью седмицу жизни – вырастает борода. Таким образом, Пифагор и его ученики на много веков вперед сделали нормой «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях.
Автором одной первых педагогических концепций был древнегреческий философ Гераклит из Эфеса (540 – 480 гг. до н. э.). Мудрец считал важнейшим в познании и образовании диалектический метод. Гераклит создал систему из 120 основных диалектических категорий. Гераклитова картина мира была пронизана развитием, единством и борьбой противоположностей, вечно живым космическим огнем. Следует отметить, что диалектика по Гераклиту есть свойство и порождение «логоса», порядка, закона природы, которые «существуют не вне мира, а в нем самом, делая его космосом». Таким образом, понятие «космос», которое впервые предложил Гераклит, имело в античности смысл порядка, гармонии, красоты, соразмерности, соподчиненности.
Единство макрокосма и микрокосма (человеческой души) – является ключевой идеей Гераклитовой натурфилософии. Философ был убежден, что отдельная душа является маленькой частичкой, искоркой мирового огня, что дает возможность человеку познавать себя и быть целомудренным. Веря в бесконечные возможности человеческого разума в процессе познания мира, Гераклит предостерегал от поверхностного знания, которое не позволяет проникнуть и понять сущность явления
Выдающийся философ, математик и педагог Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.) основал философскую школу, которая впоследствии была названа пифагорейская в честь ее создателя. Стержнем пифагорейской школы выступало нравственное воспитание. Также пифагорейцы одни из первых предложили возрастную периодизацию развития человека, взяв за основу цифру «семь», полагая, что в первые семь лет жизни у человека меняются зубы, в последующие семь лет наступает половозрелость, а в третью седмицу жизни – вырастает борода. Таким образом, Пифагор и его ученики на много веков вперед сделали нормой «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях.
Автором одной первых педагогических концепций был древнегреческий философ Гераклит из Эфеса (540 – 480 гг. до н. э.). Мудрец считал важнейшим в познании и образовании диалектический метод. Гераклит создал систему из 120 основных диалектических категорий. Гераклитова картина мира была пронизана развитием, единством и борьбой противоположностей, вечно живым космическим огнем. Следует отметить, что диалектика по Гераклиту есть свойство и порождение «логоса», порядка, закона природы, которые «существуют не вне мира, а в нем самом, делая его космосом». Таким образом, понятие «космос», которое впервые предложил Гераклит, имело в античности смысл порядка, гармонии, красоты, соразмерности, соподчиненности.
Единство макрокосма и микрокосма (человеческой души) – является ключевой идеей Гераклитовой натурфилософии. Философ был убежден, что отдельная душа является маленькой частичкой, искоркой мирового огня, что дает возможность человеку познавать себя и быть целомудренным. Веря в бесконечные возможности человеческого разума в процессе познания мира, Гераклит предостерегал от поверхностного знания, которое не позволяет проникнуть и понять сущность явления
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Такой возрастной период называют сенситивным для развития организма человека. Упустив привилегии сенситивного периода, не возможно в будущем в полной силе компенсировать нанесенный ущерб организму человека. Ущербность будет постоянно проявляться на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития человека).
Например, плохо развитая память в дошкольном возрасте не позволит в процессе школьного обучения с легкостью запоминать материал. Но этому может помочь логическое и абстрактное мышление, которые являются компенсаторными функциями организма. Плохо развитое внимание в дошкольном детстве возможно компенсировать постоянным контролем поведения ребенка с помощью устной речи взрослого (напоминание, указание, замечания, интригующая интонация в голосе) В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
Возраст от рождения до 1 года является сенситивным периодом для развития восприятия (видеть, слышать, чувствовать). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов в процессе ведущей предметно – манипулятивной деятельности играет главнейшую роль. В этом периоде начинает свое развитие наглядно-действенное мышление (ребенок понимает речь, в которой отражается информация о предмете, непосредственно находящемся перед глазами ребенка. В этот момент, желательно, предложить этот предмет обследовать ребенку различными анализаторами).
Например, плохо развитая память в дошкольном возрасте не позволит в процессе школьного обучения с легкостью запоминать материал. Но этому может помочь логическое и абстрактное мышление, которые являются компенсаторными функциями организма. Плохо развитое внимание в дошкольном детстве возможно компенсировать постоянным контролем поведения ребенка с помощью устной речи взрослого (напоминание, указание, замечания, интригующая интонация в голосе) В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
Возраст от рождения до 1 года является сенситивным периодом для развития восприятия (видеть, слышать, чувствовать). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов в процессе ведущей предметно – манипулятивной деятельности играет главнейшую роль. В этом периоде начинает свое развитие наглядно-действенное мышление (ребенок понимает речь, в которой отражается информация о предмете, непосредственно находящемся перед глазами ребенка. В этот момент, желательно, предложить этот предмет обследовать ребенку различными анализаторами).