На протяжении многовековой истории белорусский народ прошел великий и трудный путь своего социально-экономического и культурного развития. С глубокой древности на территории современной Беларуси жили славянские племена – кривичи, дреговичи, радимичи и др. Они осели на самых больших реках Восточной Европы – Неман, Западная Двина, Днепр, Сож, Припять и многочисленных их притоках. Первые славянские племена появились здесь со второй половины I тысячелетия (VI – VII вв.).
Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.
Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.
Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.
За свою длительную историю прославяне, а затем и славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая шла из глубины трудовой жизни народа. В заботе о воспитании подрастающего поколения органично сочетались философские, нравственные, эстетические понятия и ими обусловленные педагогические взгляды, так или иначе воздействовавшие на весь уклад жизни человека. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых и природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, трудовой деятельности, суровых условиях быта и природы.
Воспитание у древних белорусов было свободным, естественным и природосообразным, дифференцированным по полу и возрасту. По своим целям и форме оно носило практикоориентированный характер. Детей обучали пахать, охотиться на зверя, владеть оружием, чтобы защищать племена от врагов, определенному ремеслу.
Развитие материальной и духовной культуры древних славян во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта, играла важную роль в подготовке подрастающего поколения.
Народная педагогика является наследием общей культуры Древней Руси, явившейся колыбелью школы, просвещения и педагогики трех братских восточнославянских народов – русского, белорусского и украинского.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, песнях, закличках, дразнилках, считалках, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых.
В числе средств народного воспитания широко использовались легенды о богатырях (асилках), былины, исторические предания, сказки, крылатые слова, пословицы и т. д. Белорусский фольклор богат почти на все формы этого жанра. Народ наделял своих героев лучшими моральными и духовными качествами, большой энергией и силой. Основным педагогическим мотивом сказок, баллад, преданий выступает победа добра над злом, что имело большую воспитательную силу.
Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. Через них наследовались народное миропонимание, моральные принципы, нравственный этикет, закладывалось почитание родителей, уважение к старшим, дружба ровесников и др. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение.
Образование Киевской Руси постепенно объединяло под своим началом различные племена, в том числе и те, которые положили начало белорусской народности. Население западных земель Древней Руси внесло значительный вклад в развитие древнерусской культуры и образования. Историки и археологи отмечают, что в связи с ростом городов и городского населения уровень грамотности был относительно высоким, развитию которого способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами.
Исторические факты и добытые археологами находки, убедительно служат подтверждением того, что грамота и письменность была распространена среди значительной части населения восточных славян и не была монополией лишь жителей крупных и средних городов. Доказательствами повсеместного распространения письменности являются найденные древние берестяные грамоты, расписки, торгово-ремесленные документы, приспособления для письма – «писало», чернильницы, металлические застежки от переплета книг и мн. др.
Как известно, письменность на восточнославянских землях существовала еще до принятия христианства. Русские князья трижды осаждали Константинополь, и свои договоры с побежденной стороной заключали на славянском языке.
Однако активному распространению грамотности и просвещения способствовали принятие среди славян официальной религии – христианства в 988 г. и возникновение нового письменного славянского (старославянского или староболгарского) языка. Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался и для «учения книжного».
Христианская религия и церковь активно распространяли грамотность среди населения, и сами принимали непосредственное участие в просвещении народа. Многие священнослужители, приезжая из Византии владели несколькими языками, переписывали с греческого и латинского языков книги, создавали первые школы.
Вместе с новой религией на Русь проникли книги священного писания, полусветского содержания, некоторые элементы более высокой материальной византийской культуры. Влияние христианской церкви оказало огромное влияние на развитие строительства, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, музыки, живописи.
Новая вера пришла на белорусские земли также из Византии. В целом распространение христианства происходило достаточно мирно. Однако язычество еще долго влияло на жизнь и быт наших предков, а многие языческие традиции сильны в современном обществе и до сих пор.
Реализация просветительской деятельности контролировалась и покровительствовалась великими русскими князьями – Владимиром Святым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, которые осознавали великую силу образования и воспитания в деле самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за свою национальную независимость.
Благодаря их усилиям образование в древнерусском государстве в XI – XII вв. достигло достаточно высокого уровня. Основными центрами культуры были большие и малые города, монастыри и церкви, а распространителями образования – светские деятели, священники и монахи. Из первых русских летописей «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» мы узнаем о том, что после принятия христианства князь Владимир приказывал брать детей у знатных родителей и отдавать их в «ученье книжное». Так в Киевской Руси было положено начало обучению по типу школьного.
В первую очередь детей учили грамоте и церковному песнопению, небольшими группами или индивидуально. Первые школы открывались лишь в больших городах при княжеских дворах. Первые учителя в этих школах, ссылаясь на многочисленные летописи, не имели специальной профессиональной подготовки, а владели лишь поверхностными педагогическими знаниями. И, тем не менее, это был настоящий прорыв в развитии школьного образования и педагогической мысли Древней Руси.
Распространению грамотности способствовало и то, что письменным языком стал не греческий, а славянский, тогда как у западноевропейских народов, которые восприняли христианство из Рима, языком письменности до XVII в. был непонятный широким народным массам латинский язык.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали распространяться первые учебные пособия для овладения грамоты – азбуки. Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом к чтению текста. Первым связным текстом, который читал ученик, была обычно Псалтирь (часть Библии). В качестве школьных учебников служили также Часослов и Апостол. О культурном уровне государства говорит то глубокое почтение, с которым люди того времени относились к книге. Книжный фонд Киевской Руси составлял 130 – 140 тыс. экземпляров.
На белорусских землях пользовались большой популярностью сборники «Измарагд» (изумруд), «Изборник», «Златоуст», «Поучение Владимира Мономаха детям» и др.
Памятник древнерусской литературы - «Поучение Владимира Мономаха» легли в основу всей системы воспитания подрастающего поколения Древней Руси. В своих «Поучениях» Владимир Мономах призывал детей быть справедливыми, милосердными, богобоязненными, трудолюбивыми, смелыми, любить свою Родину и охранять ее интересы.
Самый могущественный и богатый монарх мира он наставлял своих детей: «Сироте подавайте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильному губить человека». «Старого чтите как отца, а молодых как братьев». «А более всего чтите гостя, простолюдин ли он, знатный или посол». «Не пропустите человека, не поприветствовав его». «Жену любите, но не давайте власти над собой». «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». «Пусть не застанет вас солнце в постели». «Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию». Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим самодержцем после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. А шапка Мономаха стала символом государственной власти.
На западных территориях Киевской Руси IX – XII вв. появляются высокоразвитые и сильные политические княжества: Туровское, Пинское, Полоцкое, Клецкое и другие. Возникают большие и малые древние города: Минск, Витебск, Могилев, Гродно, Чечерск, Кричев, Берестье, Слуцк, Рогачев, Мозырь, Новогрудок, Волковыск, Слоним, и др.
Большое значение в развитии белорусских городов играли постоянные и разносторонние связи с Киевом, Великим Новгородом и многими другими городами Киевской Руси, с соседними землями Прибалтики, Скандинавии и странами Центральной и Западной Европы.
К концу IX века усиливается политическое и экономическое значение Полоцкого княжества. В IX – XII вв. оно представляло собой наиболее самостоятельную политическую единицу в восточнославянских землях с городским вечем и оригинальной высокой культурой. Полоцк довольно быстро становится мощным административным, культурным, экономическим и торговым центом на пути «из варяг в греки».
Уже около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра, открывались первые школы, и библиотеки куда ходили, прежде всего, дети священнослужителей, чтобы воспитать образованных, умеющих читать, писать, знающих основы математики и песнопения людей, как для церковных, так и общественных дел.
Восшествие на Киевкий княжеский престол Владимира Святого (Красного Солнышко) в 980 году было отмечено таким историческим фактом. Владимир был рожден вне брака Святослава и суровой Ольги. Его матерью была ключница Малуша, которая служила у Ольги и не имела титула княгини. Поэтому Владимира иногда называли сыном рабыни. Тем не менее, с его именем связана новая эпоха в жизни Киевской Руси.
По преданию, у Владимира было несколько жен. Одной из них была вдова его старшего брата Ярополка – дочь Полоцкого князя красавица Рогнеда. Рогнеда родила Владимиру четырех сыновей и двух дочерей, но он все реже уделял ей свое внимание. Обиженная отсутствием внимания, Полоцкая княжна решилась на месть. Однажды, когда Владимир уснул, она хотела ударить его ножом. Но Владимир проснулся и схватил ее за руку. Владимир в гневе приказал одеть ей свадебное платье и готовиться к смерти. Когда он пришел казнить ее, навстречу ему шагнул старший сын Изяслав с мечом в детской руке. Ребенок смутил отца и после совета с боярами Владимир выслал Рогнеду и Изяслава в пределы Полоцкого княжества, приказав построить для них город, названный именем сына – Изяславль.
Важную роль в развитии образования Полоцкой земли сыграла внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея – Ефросиния Полоцкая (1110 – 1173). Она была очень образованным человеком своего времени. В 12 летнем возрасте княжна Предслава отреклась от светской жизни, тайно уйдя от родителей в монастырь и приняв там постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Ефросиния Полоцкая собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей своего времени и показала личный пример на ниве просвещения и письменности.
Молодая монашка принялась переписывать церковные книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей. Эта работа была очень тяжелой и трудоемкой, исключительно мужской, но князевна придала этому делу широкий размах и создала специальную библиотеку. Она сложила полоцкую летопись, писала стихи, переводила литературу с греческого и латинского языка, была автором двух монастырских уставов, вела переписку с Византией.
Основав два монастыря, один из которых был женским, Ефросиния при нем открыла школу, где большое внимание уделяла обучению девушек-монахинь. Она не только учила своих послушниц чтению и письму, но и стремилась воспитать в них лучшие человеческие моральные и духовные качества. В организованной ею школе юные кроме чтения, письма, цифири (счета) и пения изучали греческий и латинский языки, приобретали сведения о природе, медицине, риторике и из других областей знаний.
Таким образом, монахиня стремилась укоренить в образовании моральные взгляды, которые веками формировались народной педагогикой, а позднее церковью. Необходимо отметить, что свою женскую школу она открыла значительно раньше, чем аналогичные учебные заведения при женских монастырях в Киеве и Суздале.
Неизвестный автор конца XII – начала XIII вв., который описал «Житие Ефросинии Полоцкой», с гордостью называет князевну великой просветительницей Полоцкой земли, неоднократно подчеркивая ее активную социально-педагогическую деятельность.
Как свидетельствуют исторические материалы, Ефросиния Полоцкая привлекала к своей просветительской деятельности многих выдающихся и талантливых людей своего времени. До нас дошли имена некоторых из них. История сохранила имя Лазаря Богши – полоцкого ювелира, который создал уникальный памятник прикладного искусства – именной крест для нового Спасского монастыря. Этому произведению искусства выпала непростая историческая судьба. Одновременно с этим, крест Ефросинии Полоцкой является ярким памятником местной письменности XII века и редчайшим историческим примером уникального полоцкого ремесла той эпохи.
Во время паломничества в Иерусалим Ефросиния заболела и умерла. Ее похоронили в монастыре Святого Феодосия, затем останки были переданы в Киево-Печерскую лавру, а сейчас находятся в Полоцке – в Спасо-Ефросиниевском монастыре. Ефросиния Полоцкая первая просветительница земли белорусской была приравнена православной церковью к лику святых.
Туровская земля также является одной из древнейших колыбелей просвещения и письменности восточных славян. Как и в Полоцке, в древнем белорусском городе Туров были основаны два монастыря, где переписывались древние книги и епископская кафедра (около 1000 г.). Отсюда берет свое начало известное «Туровское Евангелие» - один из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности середины XI века. Оно написано на пергаменте и расписано различными красками.
В XII веке Туров был одним из крупнейших древнейших центров письменности и летописания. В культурном плане он мог соперничать с такими городами как Киев и Владимир. Первое упоминание о Турове относиться к 980 г. При дворе туровского князя служили богатые высокообразованные греки.
В таком окружении вырос и расцвел талант выдающегося и образованнейшего человека своего времени, белорусского писателя и просветителя второй половины XII века – Кирилла Туровского (1130 – 1182).
Его творческое наследие составляют различные поучения, «слова», молитвы, проповеди, каноны, сказания и др. Произведения Кирилла Туровского имели широкий международный резонанс и признание. За свое мастерство и художественный слог его называли вторым Златоустом.
Появление в XII веке цикла таких обращений (проповедей) было великим событием в истории ораторской прозы Древней Руси и принадлежат к замечательным достижениям славянской культуры.
Огромное педагогическое значение имели его «Поучения» о воспитании в человеке положительных моральных и духовных качеств. До наших дней дошло восемь его поучений и 27 молитв. Произведения Кирилла Туровского были популярны в Киевской Руси и почитались наряду с «Поучением Владимира Мономаха».
Наибольшую педагогическую ценность представляют его повести-притчи «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и проповеди («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержаться ценные советы по воспитанию.
У Кирилла Туровского нет определенной педагогической системы, его мысли о воспитании пронизывают все его творчество. В своем мировоззрении он опирался на народную педагогику и христианскую мораль, выступая против лжи, зла, праздности, лицемерия и стяжательства, проповедовал чувство любви к Родине, умеренность, сострадание и милосердие, активно пропагандировал книжное знание, так как считал его сокровищем вечной жизни.
В своих «Поучениях» он стремился заинтересовать своих соотечественников «учением книжным». В его работах мы находим ряд педагогических рекомендаций, где Кирилл Туровский разъясняет, как читать книги, раскрывает психологию чтения, показывает пользу осмысленного и систематического чтения, объясняет взаимосвязь чтения и духовного развития личности. Призывая мирян учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простым крестьянам и ремесленникам.
Таким образом, глубокое понимание Кириллом Туровским внутренних психологических механизмов процесса чтения позволяют говорить о нем как о великом педагоге и просветителе своего времени, а его дидактические рекомендации и сегодня сохраняют свое практическое значение. Память о нем начали чтить сразу после его смерти, а вскоре он был канонизирован, и уже в XIII поклонение Святому Кириллу распространилось далеко за пределы княжества.
В конце XII века начинается период феодальной раздробленности Киевской Руси. На территории древнерусского государства, в том числе и на землях западной Руси, сформировались самостоятельные феодальные княжества (Минское, Туровское, Полоцкое и др.) между которыми велись междоусобные войны.
С конца XII - начала XIII веков, используя междоусобные войны и слабое экономическое и политическое положение русских князей, немецкие феодалы (крестоносцы) на западе и татаро-монголы на востоке начали захватнические походы на восточнославянские земли. Немецкие рыцарские ордена – Тевтонский, Ливонский и Меченосцев стремились захватить и разграбить западные земли Руси, но встретили здесь жестокое сопротивление со стороны западных славян и литовских племен. С 1345 по 1377 год состоялось более 100 битв с крестоносцами. Используя исторический и политический моменты, литовские князья стали планомерно и самостоятельно подчинять себе западные земли Руси.
Таким образом, начиная с середины XIII века территории западной Руси между Западной Двиной, Днепром и Припятью на долгое время оказались тесно связанной с Литовским государством, которое в то время лишь только создавалось. А, начиная с XIV века, эти территории получили название «Беларусь» и официально вошли в состав Великого княжества Литовского.
Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.
Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.
Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.
За свою длительную историю прославяне, а затем и славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая шла из глубины трудовой жизни народа. В заботе о воспитании подрастающего поколения органично сочетались философские, нравственные, эстетические понятия и ими обусловленные педагогические взгляды, так или иначе воздействовавшие на весь уклад жизни человека. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых и природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, трудовой деятельности, суровых условиях быта и природы.
Воспитание у древних белорусов было свободным, естественным и природосообразным, дифференцированным по полу и возрасту. По своим целям и форме оно носило практикоориентированный характер. Детей обучали пахать, охотиться на зверя, владеть оружием, чтобы защищать племена от врагов, определенному ремеслу.
Развитие материальной и духовной культуры древних славян во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта, играла важную роль в подготовке подрастающего поколения.
Народная педагогика является наследием общей культуры Древней Руси, явившейся колыбелью школы, просвещения и педагогики трех братских восточнославянских народов – русского, белорусского и украинского.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, песнях, закличках, дразнилках, считалках, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых.
В числе средств народного воспитания широко использовались легенды о богатырях (асилках), былины, исторические предания, сказки, крылатые слова, пословицы и т. д. Белорусский фольклор богат почти на все формы этого жанра. Народ наделял своих героев лучшими моральными и духовными качествами, большой энергией и силой. Основным педагогическим мотивом сказок, баллад, преданий выступает победа добра над злом, что имело большую воспитательную силу.
Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. Через них наследовались народное миропонимание, моральные принципы, нравственный этикет, закладывалось почитание родителей, уважение к старшим, дружба ровесников и др. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение.
Образование Киевской Руси постепенно объединяло под своим началом различные племена, в том числе и те, которые положили начало белорусской народности. Население западных земель Древней Руси внесло значительный вклад в развитие древнерусской культуры и образования. Историки и археологи отмечают, что в связи с ростом городов и городского населения уровень грамотности был относительно высоким, развитию которого способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами.
Исторические факты и добытые археологами находки, убедительно служат подтверждением того, что грамота и письменность была распространена среди значительной части населения восточных славян и не была монополией лишь жителей крупных и средних городов. Доказательствами повсеместного распространения письменности являются найденные древние берестяные грамоты, расписки, торгово-ремесленные документы, приспособления для письма – «писало», чернильницы, металлические застежки от переплета книг и мн. др.
Как известно, письменность на восточнославянских землях существовала еще до принятия христианства. Русские князья трижды осаждали Константинополь, и свои договоры с побежденной стороной заключали на славянском языке.
Однако активному распространению грамотности и просвещения способствовали принятие среди славян официальной религии – христианства в 988 г. и возникновение нового письменного славянского (старославянского или староболгарского) языка. Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался и для «учения книжного».
Христианская религия и церковь активно распространяли грамотность среди населения, и сами принимали непосредственное участие в просвещении народа. Многие священнослужители, приезжая из Византии владели несколькими языками, переписывали с греческого и латинского языков книги, создавали первые школы.
Вместе с новой религией на Русь проникли книги священного писания, полусветского содержания, некоторые элементы более высокой материальной византийской культуры. Влияние христианской церкви оказало огромное влияние на развитие строительства, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, музыки, живописи.
Новая вера пришла на белорусские земли также из Византии. В целом распространение христианства происходило достаточно мирно. Однако язычество еще долго влияло на жизнь и быт наших предков, а многие языческие традиции сильны в современном обществе и до сих пор.
Реализация просветительской деятельности контролировалась и покровительствовалась великими русскими князьями – Владимиром Святым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, которые осознавали великую силу образования и воспитания в деле самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за свою национальную независимость.
Благодаря их усилиям образование в древнерусском государстве в XI – XII вв. достигло достаточно высокого уровня. Основными центрами культуры были большие и малые города, монастыри и церкви, а распространителями образования – светские деятели, священники и монахи. Из первых русских летописей «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» мы узнаем о том, что после принятия христианства князь Владимир приказывал брать детей у знатных родителей и отдавать их в «ученье книжное». Так в Киевской Руси было положено начало обучению по типу школьного.
В первую очередь детей учили грамоте и церковному песнопению, небольшими группами или индивидуально. Первые школы открывались лишь в больших городах при княжеских дворах. Первые учителя в этих школах, ссылаясь на многочисленные летописи, не имели специальной профессиональной подготовки, а владели лишь поверхностными педагогическими знаниями. И, тем не менее, это был настоящий прорыв в развитии школьного образования и педагогической мысли Древней Руси.
Распространению грамотности способствовало и то, что письменным языком стал не греческий, а славянский, тогда как у западноевропейских народов, которые восприняли христианство из Рима, языком письменности до XVII в. был непонятный широким народным массам латинский язык.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали распространяться первые учебные пособия для овладения грамоты – азбуки. Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом к чтению текста. Первым связным текстом, который читал ученик, была обычно Псалтирь (часть Библии). В качестве школьных учебников служили также Часослов и Апостол. О культурном уровне государства говорит то глубокое почтение, с которым люди того времени относились к книге. Книжный фонд Киевской Руси составлял 130 – 140 тыс. экземпляров.
На белорусских землях пользовались большой популярностью сборники «Измарагд» (изумруд), «Изборник», «Златоуст», «Поучение Владимира Мономаха детям» и др.
Памятник древнерусской литературы - «Поучение Владимира Мономаха» легли в основу всей системы воспитания подрастающего поколения Древней Руси. В своих «Поучениях» Владимир Мономах призывал детей быть справедливыми, милосердными, богобоязненными, трудолюбивыми, смелыми, любить свою Родину и охранять ее интересы.
Самый могущественный и богатый монарх мира он наставлял своих детей: «Сироте подавайте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильному губить человека». «Старого чтите как отца, а молодых как братьев». «А более всего чтите гостя, простолюдин ли он, знатный или посол». «Не пропустите человека, не поприветствовав его». «Жену любите, но не давайте власти над собой». «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». «Пусть не застанет вас солнце в постели». «Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию». Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим самодержцем после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. А шапка Мономаха стала символом государственной власти.
На западных территориях Киевской Руси IX – XII вв. появляются высокоразвитые и сильные политические княжества: Туровское, Пинское, Полоцкое, Клецкое и другие. Возникают большие и малые древние города: Минск, Витебск, Могилев, Гродно, Чечерск, Кричев, Берестье, Слуцк, Рогачев, Мозырь, Новогрудок, Волковыск, Слоним, и др.
Большое значение в развитии белорусских городов играли постоянные и разносторонние связи с Киевом, Великим Новгородом и многими другими городами Киевской Руси, с соседними землями Прибалтики, Скандинавии и странами Центральной и Западной Европы.
К концу IX века усиливается политическое и экономическое значение Полоцкого княжества. В IX – XII вв. оно представляло собой наиболее самостоятельную политическую единицу в восточнославянских землях с городским вечем и оригинальной высокой культурой. Полоцк довольно быстро становится мощным административным, культурным, экономическим и торговым центом на пути «из варяг в греки».
Уже около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра, открывались первые школы, и библиотеки куда ходили, прежде всего, дети священнослужителей, чтобы воспитать образованных, умеющих читать, писать, знающих основы математики и песнопения людей, как для церковных, так и общественных дел.
Восшествие на Киевкий княжеский престол Владимира Святого (Красного Солнышко) в 980 году было отмечено таким историческим фактом. Владимир был рожден вне брака Святослава и суровой Ольги. Его матерью была ключница Малуша, которая служила у Ольги и не имела титула княгини. Поэтому Владимира иногда называли сыном рабыни. Тем не менее, с его именем связана новая эпоха в жизни Киевской Руси.
По преданию, у Владимира было несколько жен. Одной из них была вдова его старшего брата Ярополка – дочь Полоцкого князя красавица Рогнеда. Рогнеда родила Владимиру четырех сыновей и двух дочерей, но он все реже уделял ей свое внимание. Обиженная отсутствием внимания, Полоцкая княжна решилась на месть. Однажды, когда Владимир уснул, она хотела ударить его ножом. Но Владимир проснулся и схватил ее за руку. Владимир в гневе приказал одеть ей свадебное платье и готовиться к смерти. Когда он пришел казнить ее, навстречу ему шагнул старший сын Изяслав с мечом в детской руке. Ребенок смутил отца и после совета с боярами Владимир выслал Рогнеду и Изяслава в пределы Полоцкого княжества, приказав построить для них город, названный именем сына – Изяславль.
Важную роль в развитии образования Полоцкой земли сыграла внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея – Ефросиния Полоцкая (1110 – 1173). Она была очень образованным человеком своего времени. В 12 летнем возрасте княжна Предслава отреклась от светской жизни, тайно уйдя от родителей в монастырь и приняв там постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Ефросиния Полоцкая собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей своего времени и показала личный пример на ниве просвещения и письменности.
Молодая монашка принялась переписывать церковные книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей. Эта работа была очень тяжелой и трудоемкой, исключительно мужской, но князевна придала этому делу широкий размах и создала специальную библиотеку. Она сложила полоцкую летопись, писала стихи, переводила литературу с греческого и латинского языка, была автором двух монастырских уставов, вела переписку с Византией.
Основав два монастыря, один из которых был женским, Ефросиния при нем открыла школу, где большое внимание уделяла обучению девушек-монахинь. Она не только учила своих послушниц чтению и письму, но и стремилась воспитать в них лучшие человеческие моральные и духовные качества. В организованной ею школе юные кроме чтения, письма, цифири (счета) и пения изучали греческий и латинский языки, приобретали сведения о природе, медицине, риторике и из других областей знаний.
Таким образом, монахиня стремилась укоренить в образовании моральные взгляды, которые веками формировались народной педагогикой, а позднее церковью. Необходимо отметить, что свою женскую школу она открыла значительно раньше, чем аналогичные учебные заведения при женских монастырях в Киеве и Суздале.
Неизвестный автор конца XII – начала XIII вв., который описал «Житие Ефросинии Полоцкой», с гордостью называет князевну великой просветительницей Полоцкой земли, неоднократно подчеркивая ее активную социально-педагогическую деятельность.
Как свидетельствуют исторические материалы, Ефросиния Полоцкая привлекала к своей просветительской деятельности многих выдающихся и талантливых людей своего времени. До нас дошли имена некоторых из них. История сохранила имя Лазаря Богши – полоцкого ювелира, который создал уникальный памятник прикладного искусства – именной крест для нового Спасского монастыря. Этому произведению искусства выпала непростая историческая судьба. Одновременно с этим, крест Ефросинии Полоцкой является ярким памятником местной письменности XII века и редчайшим историческим примером уникального полоцкого ремесла той эпохи.
Во время паломничества в Иерусалим Ефросиния заболела и умерла. Ее похоронили в монастыре Святого Феодосия, затем останки были переданы в Киево-Печерскую лавру, а сейчас находятся в Полоцке – в Спасо-Ефросиниевском монастыре. Ефросиния Полоцкая первая просветительница земли белорусской была приравнена православной церковью к лику святых.
Туровская земля также является одной из древнейших колыбелей просвещения и письменности восточных славян. Как и в Полоцке, в древнем белорусском городе Туров были основаны два монастыря, где переписывались древние книги и епископская кафедра (около 1000 г.). Отсюда берет свое начало известное «Туровское Евангелие» - один из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности середины XI века. Оно написано на пергаменте и расписано различными красками.
В XII веке Туров был одним из крупнейших древнейших центров письменности и летописания. В культурном плане он мог соперничать с такими городами как Киев и Владимир. Первое упоминание о Турове относиться к 980 г. При дворе туровского князя служили богатые высокообразованные греки.
В таком окружении вырос и расцвел талант выдающегося и образованнейшего человека своего времени, белорусского писателя и просветителя второй половины XII века – Кирилла Туровского (1130 – 1182).
Его творческое наследие составляют различные поучения, «слова», молитвы, проповеди, каноны, сказания и др. Произведения Кирилла Туровского имели широкий международный резонанс и признание. За свое мастерство и художественный слог его называли вторым Златоустом.
Появление в XII веке цикла таких обращений (проповедей) было великим событием в истории ораторской прозы Древней Руси и принадлежат к замечательным достижениям славянской культуры.
Огромное педагогическое значение имели его «Поучения» о воспитании в человеке положительных моральных и духовных качеств. До наших дней дошло восемь его поучений и 27 молитв. Произведения Кирилла Туровского были популярны в Киевской Руси и почитались наряду с «Поучением Владимира Мономаха».
Наибольшую педагогическую ценность представляют его повести-притчи «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и проповеди («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержаться ценные советы по воспитанию.
У Кирилла Туровского нет определенной педагогической системы, его мысли о воспитании пронизывают все его творчество. В своем мировоззрении он опирался на народную педагогику и христианскую мораль, выступая против лжи, зла, праздности, лицемерия и стяжательства, проповедовал чувство любви к Родине, умеренность, сострадание и милосердие, активно пропагандировал книжное знание, так как считал его сокровищем вечной жизни.
В своих «Поучениях» он стремился заинтересовать своих соотечественников «учением книжным». В его работах мы находим ряд педагогических рекомендаций, где Кирилл Туровский разъясняет, как читать книги, раскрывает психологию чтения, показывает пользу осмысленного и систематического чтения, объясняет взаимосвязь чтения и духовного развития личности. Призывая мирян учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простым крестьянам и ремесленникам.
Таким образом, глубокое понимание Кириллом Туровским внутренних психологических механизмов процесса чтения позволяют говорить о нем как о великом педагоге и просветителе своего времени, а его дидактические рекомендации и сегодня сохраняют свое практическое значение. Память о нем начали чтить сразу после его смерти, а вскоре он был канонизирован, и уже в XIII поклонение Святому Кириллу распространилось далеко за пределы княжества.
В конце XII века начинается период феодальной раздробленности Киевской Руси. На территории древнерусского государства, в том числе и на землях западной Руси, сформировались самостоятельные феодальные княжества (Минское, Туровское, Полоцкое и др.) между которыми велись междоусобные войны.
С конца XII - начала XIII веков, используя междоусобные войны и слабое экономическое и политическое положение русских князей, немецкие феодалы (крестоносцы) на западе и татаро-монголы на востоке начали захватнические походы на восточнославянские земли. Немецкие рыцарские ордена – Тевтонский, Ливонский и Меченосцев стремились захватить и разграбить западные земли Руси, но встретили здесь жестокое сопротивление со стороны западных славян и литовских племен. С 1345 по 1377 год состоялось более 100 битв с крестоносцами. Используя исторический и политический моменты, литовские князья стали планомерно и самостоятельно подчинять себе западные земли Руси.
Таким образом, начиная с середины XIII века территории западной Руси между Западной Двиной, Днепром и Припятью на долгое время оказались тесно связанной с Литовским государством, которое в то время лишь только создавалось. А, начиная с XIV века, эти территории получили название «Беларусь» и официально вошли в состав Великого княжества Литовского.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи