Влияние сенситивных периодов в онтогенезе ребенка на его умственное воспитание

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Такой возрастной период называют сенситивным для развития организма человека. Упустив привилегии сенситивного периода, не возможно в будущем в полной силе компенсировать нанесенный ущерб организму человека. Ущербность будет постоянно проявляться на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития человека).
Например, плохо развитая память в дошкольном возрасте не позволит в процессе школьного обучения с легкостью запоминать материал. Но этому может помочь логическое и абстрактное мышление, которые являются компенсаторными функциями организма. Плохо развитое внимание в дошкольном детстве возможно компенсировать постоянным контролем поведения ребенка с помощью устной речи взрослого (напоминание, указание, замечания, интригующая интонация в голосе) В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Возраст от рождения до 1 года является сенситивным периодом для развития восприятия (видеть, слышать, чувствовать). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов в процессе ведущей предметно – манипулятивной деятельности играет главнейшую роль. В этом периоде начинает свое развитие наглядно-действенное мышление (ребенок понимает речь, в которой отражается информация о предмете, непосредственно находящемся перед глазами ребенка. В этот момент, желательно, предложить этот предмет обследовать ребенку различными анализаторами).

Ранний возраст (1 - 3 года) является сенситивным периодом для развития речи. Поэтому в процессе ведущей деятельности этого возраста – предметной деятельности необходимо по максимуму знакомить ребенка с окружающим миром, расширять его кругозор, а, следовательно, пассивный словарь. Пассивный словарный запас постепенно будет переходить в активный словарь в период раннего возраста благодаря наглядно-действенному мышлению.

Младший и средний дошкольные возраста (3 - 5 лет) являются сенситивным периодом для развития памяти. В этом возрасте ребенок интересуется всем подряд, постоянно задает взрослому вопрос «почему?». По-другому, этот возраст называют возрастом «почемучек». Благодаря постоянному поиску и легкому запоминанию информации ребенок расширяет знания, закрепляет умения и навыки в ведущей деятельности – игровой. С этого периода начинает свое развитие наглядно-образное мышление (ребенок способен не только видеть непосредственно предметы, но и представлять их на основе воспоминаний, полученных из личного опыта)

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – это возраст, когда все психические процессы подчиняются воле ребенка. В этот период в процессе ведущей деятельности – игровой закладываются основы учебной деятельности (она станет ведущим видом деятельности уже в младшем школьном возрасте). Благодаря произвольности всех психических процессов (вниманию, восприятию, воображению, мышлению, памяти, речи), в старшем дошкольном возрасте ребенок способен наблюдать длительное время за объектом, сравнивать предыдущий результат с новым, анализировать увиденное, рассуждать и предполагать еще не полученный результат, делать выводы и умозаключения, после чего все мысли выражать в речи. У ребенка на основе наглядно - образного мышления зарождается словесно-логическое мышление.
Таким образом, мышление у ребенка от рождения до 7 лет проходит в своем развитии следующие стадии преобразования: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.