Этапы развития психологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
По словам немецкого психолога Г. Эббингауза, у психологии «длинная предыстория, но короткая история».
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине XIX в. с появление первой экспериментальной лаборатории. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), а в 1881 году – научный журнал «Философские исследования».
Психология является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Она прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета и целей. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть и т.д.).
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой под­группой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способ­ствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были дог­матическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято...», в древней Ин­дии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать».

Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметиче­ские вычисления.

В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.

Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измере­ния, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических систе­мах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.

Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказа­ли предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ, ЧИСЛЕ И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Количественные представления у детей дошкольного возраста фор­мируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количест­венных отношений.

Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в ко­ру головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вы­вод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и нау­чить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.

Переход от восприятия неопределенной множественности к воспри­ятию множества имеет несколько этапов.

На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежу­точные элементы множества между крайними.

На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.

На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.

На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различны­ми группами, объединять их по разным признакам.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его призна­ков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей назва­ние необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существен­ное влияние на формирование у детей более полных знаний об окру­жающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествле­ния, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответ­ствующего раздела математики.

Величина предмета - это его относительная характеристика, подчер­кивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.

Отражение величины как пространственного признака предмета свя­зано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который на­правлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенно­стей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование у детей дошкольного возраста геометрических пред­ставлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного разви­тия детей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формиро­вания представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорно­го развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометри­ческими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - мышление, память - строятся на основе образов восприятия.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредствен­ного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойст­ва предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происхо­дит успешное овладение ими и создается основа для эффективного фор­мирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, яв­ляются более сложным процессом, чем умение различать качества пред­метов.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой от­счета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овла­девают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, за­пад, восток.

Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространст­венных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».

Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, впе­ред, назад, направо, налево.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными ви­дами изобразительного искусства создаёт условия для развития их худо­жественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобра­зительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство по­знания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окру­жающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех разви­тия их творческих способностей. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ре­бенка об окружающем мире и развития детского изобразительного твор­чества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятель­ностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой про­стор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно исполь­зование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для пе­редачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения ри­сующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая прие­мами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои за­мыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования пред­ставляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕ­ТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педа­гогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педа­гогики и психологии.

Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опи­рается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музы­кального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретиче­ском и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкаль­ности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.

Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, кото­рые определяют содержание теории и методики музыкального воспита­ния детей.

Эстетика как наука является методологической основой эстетиче­ского, а, следовательно, и музыкального воспитания.

Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и ис­кусство.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вопрос о природе музыкальных способностей на современный мо­мент остаётся открытым и дискуссионным. Существуют различные под­ходы, точки зрения учёных в отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогике. Всесторонний анализ проблемы развития му­зыкальных способностей дал в своих трудах отечественный психолог Борис Михайлович Теплов. В своих трудах он сопоставляет два направ­ления е психологии: гештальтпсихологию (работы немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (американский психолог С. Сишор). Различие позиций данных научных направлений состоит лишь в опреде­лении структуры музыкальности. Так, Г. Ревеш определяет музыкаль­ность как единое и неделимое свойство, данное человеку от природы. С. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способно­стей (около 25). Выявлять наличие музыкальности предлагается посред­ством тестов. Оба направления в психологии признавали музыкальность качеством врождённым.

Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опи­раясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенно­сти, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:

- Способности - это индивидуально-психологические особенности че­ловека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.