Наука » Педагогика » Дидактика
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования.
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дпдактике система принципов обучения включает в себя
Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности;
Ø принцип наглядности;
Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дпдактике система принципов обучения включает в себя
Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности;
Ø принцип наглядности;
Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
Наука » Педагогика » Дидактика
Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями обучения.
Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:
1. внешние и внутренние закономерности;
2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);
3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).
1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.
Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:
1. внешние и внутренние закономерности;
2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);
3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).
1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.
Наука » Педагогика » Дидактика
1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.
2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.
Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.
3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.
2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.
Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.
3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.
Наука » Педагогика » Дидактика
Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.
Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.
Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность и др.
Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.
В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлимых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.
Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.
Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность и др.
Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.
В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлимых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.
Наука » Педагогика » Дидактика
В основе получения фотографического изображения лежат физические свойства и химическое действие света. Физические свойства света позволяют при помощи фотоаппарата получить на плоской поверхности оптическое (световое) изображение окружающих нас предметов, а химическое действие — запечатлеть это изображение на фотоматериалах (фотопластинки, фотопленка, фотобумага).
Поверхностный слой фотоматериалов состоит из веществ, изменяющихся под действием света. Такие вещества называются светочувствительными.
Светочувствительный слой фотоматериалов состоит из желатины и распределенных в ней микроскопических кристаллов галогенных солей, или галогенидов, серебра (бромистое серебро AgBr, хлористое серебро AgCl и йодистое серебро Agl).
В результате воздействия света на светочувствительный слой фотоматериалов в нем вследствие фотохимической реакции образуется невидимое, скрытое фотографическое изображение. Чтобы сделать это изображение видимым, его проявляют. Для этого экспонированный фотоматериал погружают на некоторое время в раствор химических веществ, называемый проявителем. Проявление ведется при неактиничном, т. е. не действующем на светочувствительный слой, свете (например, красном) или в полной темноте.
Под действием проявителя микрокристаллы галогенного серебра, на которые попал свет, превращаются в мельчайшие крупицы (зерна) металлического серебра, которое в таком состоянии приобретает черный цвет. Из этих зерен и образуется фотографическое изображение.
Поверхностный слой фотоматериалов состоит из веществ, изменяющихся под действием света. Такие вещества называются светочувствительными.
Светочувствительный слой фотоматериалов состоит из желатины и распределенных в ней микроскопических кристаллов галогенных солей, или галогенидов, серебра (бромистое серебро AgBr, хлористое серебро AgCl и йодистое серебро Agl).
В результате воздействия света на светочувствительный слой фотоматериалов в нем вследствие фотохимической реакции образуется невидимое, скрытое фотографическое изображение. Чтобы сделать это изображение видимым, его проявляют. Для этого экспонированный фотоматериал погружают на некоторое время в раствор химических веществ, называемый проявителем. Проявление ведется при неактиничном, т. е. не действующем на светочувствительный слой, свете (например, красном) или в полной темноте.
Под действием проявителя микрокристаллы галогенного серебра, на которые попал свет, превращаются в мельчайшие крупицы (зерна) металлического серебра, которое в таком состоянии приобретает черный цвет. Из этих зерен и образуется фотографическое изображение.
Наука » Педагогика » Дидактика
Транспаранты — это изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами.
Серии фабричных и самодельных транспарантов бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие — способом снятия, третьи — способом кашетирования. При наложении (первый способ) отдельные транспаранты серии, содержащие части общего рисунка, накладываются друг на друга, в результате чего создается общая картина. Демонстрируя последовательно транспаранты, учитель постепенно усложняет рисунок, вводя новые элементы. Каждый новый транспарант непроизвольно привлекает внимание учащихся, что создает условия для эффективного усвоения учебного материала. Способ снятия (второй способ) противоположен способу наложения: учитель сначала демонстрирует все транспаранты серии одновременно, создавая на экране общую картину, а затем снимает последовательно отдельные транспаранты, упрощая картину.
Кашетирование (третий способ) заключается в том, что на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей шторкой (любым непрозрачным материалом), а затем, постепенно отодвигая шторку, усложняют рисунок, вводя на экран новые элементы.
Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов. В зависимости от используемой аппаратуры размеры кадров транспарантов бывают 142×103 мм (для старых моделей) и250×250мм (для моделей нового выпуска).
В школах применяются фабричные транспаранты, состоящие из одного кадра, а чаще всего из серии 2 — 6 накладывающихся друг на друга кадров или самодельных, заранее Нарисованных учителем на какой-нибудь прозрачной или полупрозрачной пластмассовой или стеклянной основе.
Серии фабричных и самодельных транспарантов бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие — способом снятия, третьи — способом кашетирования. При наложении (первый способ) отдельные транспаранты серии, содержащие части общего рисунка, накладываются друг на друга, в результате чего создается общая картина. Демонстрируя последовательно транспаранты, учитель постепенно усложняет рисунок, вводя новые элементы. Каждый новый транспарант непроизвольно привлекает внимание учащихся, что создает условия для эффективного усвоения учебного материала. Способ снятия (второй способ) противоположен способу наложения: учитель сначала демонстрирует все транспаранты серии одновременно, создавая на экране общую картину, а затем снимает последовательно отдельные транспаранты, упрощая картину.
Кашетирование (третий способ) заключается в том, что на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей шторкой (любым непрозрачным материалом), а затем, постепенно отодвигая шторку, усложняют рисунок, вводя на экран новые элементы.
Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов. В зависимости от используемой аппаратуры размеры кадров транспарантов бывают 142×103 мм (для старых моделей) и250×250мм (для моделей нового выпуска).
В школах применяются фабричные транспаранты, состоящие из одного кадра, а чаще всего из серии 2 — 6 накладывающихся друг на друга кадров или самодельных, заранее Нарисованных учителем на какой-нибудь прозрачной или полупрозрачной пластмассовой или стеклянной основе.
Наука » Педагогика » Дидактика
Прежде чем говорить об интерактивном видео, Необходимо определить те понятия и термины, которые будут использоваться. Некоторые из них прочно вошли в нашу жизнь и не нуждаются в дополнительных разъяснениях. К таким относятся телевидение, видеозапись и видеомагнитофон, компьютер и другие. Наряду с этим есть понятия и термины, которые необходимо пояснить, т.к. они не так широко распространены в современном русском языке и. могут вызвать определенные затруднения. Наиболее важными из них являются:
1) интерактивное видео — видеозапись и устройства для записи и воспроизведения видеоизображения, обеспечивающие возможность работы в интерактивном режиме;
2) интерактивный режим - такой режим работы, при котором электронное устройство и пользователь взаимодействуют, то есть оказывают друг на друга взаимное воздействие. Этот термин чаще всего связывается с компьютерной техникой, поэтому обратимся к компьютеру.
В учебно-воспитательном процессе компьютер может быть использован в четырех режимах:
1) недиалоговый режим — режим пассивного использования (вычислительное устройство; справочники);
2) реактивный диалог — проверка знаний и отработка навыков, которые должны быть доведены до автоматизма;
1) интерактивное видео — видеозапись и устройства для записи и воспроизведения видеоизображения, обеспечивающие возможность работы в интерактивном режиме;
2) интерактивный режим - такой режим работы, при котором электронное устройство и пользователь взаимодействуют, то есть оказывают друг на друга взаимное воздействие. Этот термин чаще всего связывается с компьютерной техникой, поэтому обратимся к компьютеру.
В учебно-воспитательном процессе компьютер может быть использован в четырех режимах:
1) недиалоговый режим — режим пассивного использования (вычислительное устройство; справочники);
2) реактивный диалог — проверка знаний и отработка навыков, которые должны быть доведены до автоматизма;
Наука » Педагогика » Дидактика
Дистанционная технология обучения представляет собой совокупность методов, форм (модели преподавания) и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии (технологической платформы обучения).
Эти технологии должны быть легко адаптируемыми как для повышения эффективности, так и для замены традиционного аудиторного преподавания.
Под технологической платформой ДО будем понимать совокупность программно-технических средств, направленных на предоставление услуг дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии.
В настоящее время различают следующие основные виды технологических платформ дистанционного обучения - ТВ-технология, кейс-технология, сетевые технологии.
ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. Также возможна организация живых уроков (семинаров) с использованием спутникового телевидения и телемостов.
Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
Эти технологии должны быть легко адаптируемыми как для повышения эффективности, так и для замены традиционного аудиторного преподавания.
Под технологической платформой ДО будем понимать совокупность программно-технических средств, направленных на предоставление услуг дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии.
В настоящее время различают следующие основные виды технологических платформ дистанционного обучения - ТВ-технология, кейс-технология, сетевые технологии.
ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. Также возможна организация живых уроков (семинаров) с использованием спутникового телевидения и телемостов.
Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
Наука » Педагогика » Дидактика
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-технические средства обучения".
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
- предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
- обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
- поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
- учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
- звуковые пособия;
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-технические средства обучения".
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
- предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
- обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
- поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
- учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
- звуковые пособия;
Наука » Педагогика » Дидактика
Средства новых информационных технологий все еще являются новыми средствами обучения, которые пока нашли лишь ограниченное применение в школе. Это связано, в первую очередь, с высокой стоимостью оборудования. В школах имеется, как правило, только один кабинет вычислительной техники. Мало методической литературы, в которой описывался бы практический опыт применения компьютеров для обучения.
Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь ученику, выполняя за него работу. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», — писал Ян Амос Коменский в «Великой дидактике».
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь ученику, выполняя за него работу. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», — писал Ян Амос Коменский в «Великой дидактике».
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Наука » Педагогика » Дидактика
Сама проблема использования телевизора для относительно большой аудитории возникла вместе с телевидением. Довольно долго для этого создавали проекционные телевизоры, но получались громоздкие и даже опасные устройства, требующие сложных регулировок после транспортировки, к тому же с малой дальностью проекции и тусклым изображением. С появлением LCD видеопроекторов, дающих достаточно качественное и крупное изображение, идея домашнего кино стала реальной.
Что такое LCD видеопроектор? Внешне он больше всего похож на диапроектор, хотя как раз слайды-то он показывать не может. В нем тоже есть источник света, обычно мощностью 200-400 Вт и проекционный вариообъектив, а из механики - только вентилятор, охлаждающий оптическую систему. В простейшем варианте исходное изображение создается электрическими сигналами на оптико-электронном компоненте, сквозь который проходит световой поток проекционной лампы. Этот компонент называется «пиксель».
Каждый пиксель представляет собой микроскопический конденсатор, заполненный жидкокристаллическим диэлектриком (рис.4). Заряд конденсатора может меняться при помощи полевого транзистора, находящегося в том же пикселе. Изменение заряда конденсатора происходит, когда на транзистор поступают оба сигнала с пары X - Y электродов. Электрическое поле разворачивает молекулы жидкого кристалла, прозрачность пикселя изменяется. Если отсутствует хотя бы один сигнал, заряд остается неизменным, ориентация молекул и, следовательно, прозрачность пикселя не меняются.
Что такое LCD видеопроектор? Внешне он больше всего похож на диапроектор, хотя как раз слайды-то он показывать не может. В нем тоже есть источник света, обычно мощностью 200-400 Вт и проекционный вариообъектив, а из механики - только вентилятор, охлаждающий оптическую систему. В простейшем варианте исходное изображение создается электрическими сигналами на оптико-электронном компоненте, сквозь который проходит световой поток проекционной лампы. Этот компонент называется «пиксель».
Каждый пиксель представляет собой микроскопический конденсатор, заполненный жидкокристаллическим диэлектриком (рис.4). Заряд конденсатора может меняться при помощи полевого транзистора, находящегося в том же пикселе. Изменение заряда конденсатора происходит, когда на транзистор поступают оба сигнала с пары X - Y электродов. Электрическое поле разворачивает молекулы жидкого кристалла, прозрачность пикселя изменяется. Если отсутствует хотя бы один сигнал, заряд остается неизменным, ориентация молекул и, следовательно, прозрачность пикселя не меняются.
Наука » Педагогика » Дидактика
Как мы выяснили, основное назначение операционной системы (ОС) - управлять работой компьютера и тех устройств, которые к нему подключены. Казалось бы, что это исключает использование ОС в учебно-воспитательных целях, однако в состав Windows входит ряд прикладных программ, которые вполне успешно могут быть применены в школе:
• программа подготовки несложных текстов Word Pad;
• программа для создания и изменения рисунков Paint;
• программа просмотра web-страниц Microsoft Internet Explorer;
• программа для работы с сообщениями электронной почты Outlook Express и др.
Текстовый редактор Word Pad несложен в освоении и работе. Его возможностей вполне достаточно для того, чтобы написать и отредактировать небольшой текст, например, текст контрольной работы, сообщения для родителей (приглашение на родительское собрание, школьный праздник и т.п.). Поскольку работа с этой программой очень проста, его быстро осваивают школьники, поэтому Word Pad может быть использован для составления и печати на бумаге небольших творческих работ учащихся: текстов выступлений по заданной теме, рефератов малого объема, отчетов по экскурсиям и т.д.
• программа подготовки несложных текстов Word Pad;
• программа для создания и изменения рисунков Paint;
• программа просмотра web-страниц Microsoft Internet Explorer;
• программа для работы с сообщениями электронной почты Outlook Express и др.
Текстовый редактор Word Pad несложен в освоении и работе. Его возможностей вполне достаточно для того, чтобы написать и отредактировать небольшой текст, например, текст контрольной работы, сообщения для родителей (приглашение на родительское собрание, школьный праздник и т.п.). Поскольку работа с этой программой очень проста, его быстро осваивают школьники, поэтому Word Pad может быть использован для составления и печати на бумаге небольших творческих работ учащихся: текстов выступлений по заданной теме, рефератов малого объема, отчетов по экскурсиям и т.д.