Наука » Педагогика » Дидактика
Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями обучения.
Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:
1. внешние и внутренние закономерности;
2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);
3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).
1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.
Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости между элементами процесса обучения являются внутренними закономерностями обучения:
· зависимость процесса обучения от личностных особенностей, педагогического мастерства, профессионализма преподавателя;
· зависимость результатов процесса обучения от мотивации, личностного смысла учебной деятельности для студентов;
· обусловленность процесса обучения целями и задачами, его отчетливая целенаправленность;
· зависимость процесса обучения от критериев оценки эффективности учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя и т.д.
Среди множества общих и специфических, частных закономерностей процесса обучения выделенные выше прежде всего отражают процессуальную и системную сущность обучения.
Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:
1. внешние и внутренние закономерности;
2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);
3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).
1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.
Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости между элементами процесса обучения являются внутренними закономерностями обучения:
· зависимость процесса обучения от личностных особенностей, педагогического мастерства, профессионализма преподавателя;
· зависимость результатов процесса обучения от мотивации, личностного смысла учебной деятельности для студентов;
· обусловленность процесса обучения целями и задачами, его отчетливая целенаправленность;
· зависимость процесса обучения от критериев оценки эффективности учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя и т.д.
Среди множества общих и специфических, частных закономерностей процесса обучения выделенные выше прежде всего отражают процессуальную и системную сущность обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи