Наука » Педагогика » Дидактика
Средства новых информационных технологий все еще являются новыми средствами обучения, которые пока нашли лишь ограниченное применение в школе. Это связано, в первую очередь, с высокой стоимостью оборудования. В школах имеется, как правило, только один кабинет вычислительной техники. Мало методической литературы, в которой описывался бы практический опыт применения компьютеров для обучения.
Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь ученику, выполняя за него работу. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», — писал Ян Амос Коменский в «Великой дидактике».
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:
а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Отдельного разговора заслуживают требования к текстам обучающих программ. В данном случае под текстом понимается последовательность любых знаков, потенциально обладающая смыслом. Под такое определение текста попадают и привычный всем письменный текст, и звуки, записанные на компакт-диске, неподвижные и движущиеся изображения. Поэтому точнее называть его медиатекстом. Важнейшее требование к медиатексту обучающей компьютерной программы — соответствие дидактическому принципу научности, как качественной характеристики содержания образования, предполагающей соответствие образования уровню современной науки.
Что касается самой обучающей компьютерной системы, то она должна отвечать следующим требованиям.
1. Система должна быть устойчивой, т.е. обнаруживать и корректировать ошибки ввода, которые человеку кажутся очевидными.
2. Система должна уметь оказывать помощь испытывающему затруднения пользователю.
3. Система должна быть простой, т.е. для ввода с клавиатуры команд, необходимых для достижения цели, пользователь должен нажать минимальное число кнопок.
4. Система не должна затруднять пользователя выбором из нескольких десятков клавиш (понятность системы).
5. Мощность — современные графические возможности должны быть доступны всем пользователям.
6. Контролируемость (управляемость). При работе с системой пользователь всегда должен иметь возможность определить свое место на пути к достижению цели.
7. Согласованность. С точки зрения пользователя система должна действовать понятно и последовательно (логично). Сообщения об ошибках должны быть тщательно скорректированы с тем, чтобы соответствовать представлениям пользователя о способе действия системы.
8. Очевидность. Результаты действий пользователя всегда должны демонстрироваться.
9. Гибкость. Опытные пользователи должны знать возможности системы. Все пользователи должны иметь возможность отклоняться от стандартных способов решения.
10. Избыточность. Пользователи с разными взглядами на проектирование должны иметь возможность использовать систему, не изменяя своих взглядов, и приходить к одному результату разными путями.
11. Чувствительность. Система должна подчинять свои ответы известным ей нуждам пользователя.
12. «Всеведение». Система должна уметь вести пользователя за руку в тех случаях, когда есть основания считать, что ей уже известна большая часть того, что он хочет сделать.
13. Послушание. Система должна явно находиться под управлением пользователя.
14. Система должна уметь строить динамическую модель ученика.
15. Система должна уметь вести диалог по всем вопросам, относящимся к решению задачи.
16. Выдача ученику помощи в соответствии с заложенными в ней принцами обучения и моделью ученика.
17. Управление со стороны ученика.
18. Накопление правил, задающих стратегию обучения и оптимизацию обучения.
19. По требованию учителя система должна применять разные методы обучения (по крайней мере, отличающиеся по формальным компонентам).
20. По желанию пользователя объяснение действий системы, в частности меры помощи, оказываемой ученику.
Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь ученику, выполняя за него работу. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», — писал Ян Амос Коменский в «Великой дидактике».
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:
а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Отдельного разговора заслуживают требования к текстам обучающих программ. В данном случае под текстом понимается последовательность любых знаков, потенциально обладающая смыслом. Под такое определение текста попадают и привычный всем письменный текст, и звуки, записанные на компакт-диске, неподвижные и движущиеся изображения. Поэтому точнее называть его медиатекстом. Важнейшее требование к медиатексту обучающей компьютерной программы — соответствие дидактическому принципу научности, как качественной характеристики содержания образования, предполагающей соответствие образования уровню современной науки.
Что касается самой обучающей компьютерной системы, то она должна отвечать следующим требованиям.
1. Система должна быть устойчивой, т.е. обнаруживать и корректировать ошибки ввода, которые человеку кажутся очевидными.
2. Система должна уметь оказывать помощь испытывающему затруднения пользователю.
3. Система должна быть простой, т.е. для ввода с клавиатуры команд, необходимых для достижения цели, пользователь должен нажать минимальное число кнопок.
4. Система не должна затруднять пользователя выбором из нескольких десятков клавиш (понятность системы).
5. Мощность — современные графические возможности должны быть доступны всем пользователям.
6. Контролируемость (управляемость). При работе с системой пользователь всегда должен иметь возможность определить свое место на пути к достижению цели.
7. Согласованность. С точки зрения пользователя система должна действовать понятно и последовательно (логично). Сообщения об ошибках должны быть тщательно скорректированы с тем, чтобы соответствовать представлениям пользователя о способе действия системы.
8. Очевидность. Результаты действий пользователя всегда должны демонстрироваться.
9. Гибкость. Опытные пользователи должны знать возможности системы. Все пользователи должны иметь возможность отклоняться от стандартных способов решения.
10. Избыточность. Пользователи с разными взглядами на проектирование должны иметь возможность использовать систему, не изменяя своих взглядов, и приходить к одному результату разными путями.
11. Чувствительность. Система должна подчинять свои ответы известным ей нуждам пользователя.
12. «Всеведение». Система должна уметь вести пользователя за руку в тех случаях, когда есть основания считать, что ей уже известна большая часть того, что он хочет сделать.
13. Послушание. Система должна явно находиться под управлением пользователя.
14. Система должна уметь строить динамическую модель ученика.
15. Система должна уметь вести диалог по всем вопросам, относящимся к решению задачи.
16. Выдача ученику помощи в соответствии с заложенными в ней принцами обучения и моделью ученика.
17. Управление со стороны ученика.
18. Накопление правил, задающих стратегию обучения и оптимизацию обучения.
19. По требованию учителя система должна применять разные методы обучения (по крайней мере, отличающиеся по формальным компонентам).
20. По желанию пользователя объяснение действий системы, в частности меры помощи, оказываемой ученику.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи