Наука » Педагогика » Дидактика
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования.
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дпдактике система принципов обучения включает в себя
Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности;
Ø принцип наглядности;
Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
Ø принцип самостоятельности;
Ø принципы доступности и научности;
Ø принцип связи теории с практикой;
Ø принцип прочности.
Оконь В. формулирует следующие дидактические принципы:
Ø системности (упорядочивания знаний),
Ø наглядности (заполнения пространства между конкретным и абстрактным),
Ø самостоятельности (ограничения зависимости учащихся от учителя),
Ø связи теории с практикой (основа – понимание связи между познанием действительности и практикой),
Ø эффективности (связи между целями и результатами обучения),
Ø доступности (преодоления трудностей учащимися благодаря подбора методов обучения сообразно уровню развития),
Ø сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Вместе с тем, традиционно сложившаяся система принципов не соответствует полностью тем концепциям и подходам к образованию, которые существуют в настоящее время. Именно поэтому многие авторы считают необходимым пересмотреть содержание некоторых из них, дополнить их новыми, отражающими современное состояние педагогической науки и требования практики образования. (М.И.Махмутов, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Так, М.И.Махмутов вводит в существующую систему принципов такие, как принцип проблемности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип профессиональной направленности (для обучения в системе профессионального образования). В.В.Давыдовым и Л.В. Занковым разработаны принципы развивающего обучения, во многом противоречащие сложившимся в теории и практике принципам традиционного репродуктивного обучения.
Давыдов В.В. предлагает следующие принципы обучения: преемственности (вместо систематичности и последовательности), деятельности (вместо сознательности и активности), предметности (вместо наглядности), принцип развития теоретического мышления (вместо научности), принцип развивающего обучения (вместо доступности).
В педагогической литературе и учебниках педагогики мы находим другие подходы к классификации принципов обучения (Бабанский Ю.К., Ситаров В.А., Сластенин В.А. и др.).
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дпдактике система принципов обучения включает в себя
Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности;
Ø принцип наглядности;
Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
Ø принцип самостоятельности;
Ø принципы доступности и научности;
Ø принцип связи теории с практикой;
Ø принцип прочности.
Оконь В. формулирует следующие дидактические принципы:
Ø системности (упорядочивания знаний),
Ø наглядности (заполнения пространства между конкретным и абстрактным),
Ø самостоятельности (ограничения зависимости учащихся от учителя),
Ø связи теории с практикой (основа – понимание связи между познанием действительности и практикой),
Ø эффективности (связи между целями и результатами обучения),
Ø доступности (преодоления трудностей учащимися благодаря подбора методов обучения сообразно уровню развития),
Ø сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Вместе с тем, традиционно сложившаяся система принципов не соответствует полностью тем концепциям и подходам к образованию, которые существуют в настоящее время. Именно поэтому многие авторы считают необходимым пересмотреть содержание некоторых из них, дополнить их новыми, отражающими современное состояние педагогической науки и требования практики образования. (М.И.Махмутов, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Так, М.И.Махмутов вводит в существующую систему принципов такие, как принцип проблемности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип профессиональной направленности (для обучения в системе профессионального образования). В.В.Давыдовым и Л.В. Занковым разработаны принципы развивающего обучения, во многом противоречащие сложившимся в теории и практике принципам традиционного репродуктивного обучения.
Давыдов В.В. предлагает следующие принципы обучения: преемственности (вместо систематичности и последовательности), деятельности (вместо сознательности и активности), предметности (вместо наглядности), принцип развития теоретического мышления (вместо научности), принцип развивающего обучения (вместо доступности).
В педагогической литературе и учебниках педагогики мы находим другие подходы к классификации принципов обучения (Бабанский Ю.К., Ситаров В.А., Сластенин В.А. и др.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи