1. О кризисе в образовании заговорили в 70- е годы прошлого века (XX, о его глобальности.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.
Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.
Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.
Петр Федорович Каптерев (1849—1922), окончив Московскую духовную академию, не остался в духовном звании, а перешел на светскую службу. Он преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга и весьма активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах. П. Ф. Каптерев был одним из организаторов I съезда по семейному воспитанию и I Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906). Как представитель буржуазно-либеральной педагогики, он не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, но постепенно оценил коренные преобразования в области народного просвещения. Работал учителем советской школы в г. Острогожске Воронежской области, где создал педагогические курсы по подготовке учителей, затем стал профессором педагогики Воронежского университета.
П. Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.
П. Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях: "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Макаренко смог разработать систему воспитания, которая могла отвечать задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор. "... В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему", — писал Макаренко.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" Сухомлинский писал "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" Сухомлинский писал "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
Творчество педагога и высокое профессиональное мастерство означает прежде всего научно обоснованную и умелую разработку системы методов обучения. От метода обучения зависит, насколько хорошо ученик научился приобретать знания, добывать их, исследовать предмет или явление, делать выводы, а приобретенные умения и навыки применять в жизнь. Что же такое метод обучения?
Methodos - по-гречески "путь", "способ поведения". Под методом обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач.
Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель?
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т.е. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства программированного оборудования.
Methodos - по-гречески "путь", "способ поведения". Под методом обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач.
Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель?
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т.е. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства программированного оборудования.
Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;
Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;
1. О кризисе в образовании заговорили в 70- е годы прошлого века (XX, о его глобальности.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Слово «система» буквально (по-древнегречески) означает соединение – целое, составленной из частей. Так что воспитательная система – это целостность, которую мы считаем известной, понятной в общем и целом. Но не в деталях. У В.И. Даля система определяется как план, порядок расположения частей целого устройства. В последнее время наряду с понятием «система» стало употребляться и довольно широко применяются понятия: «концептуальная модель в образовании», «образовательная модель» и др.
Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем. При системном подходе берется вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, сориентированные на достижение цели в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. Такую роль в воспитательной системе выполняет коммуникационный компонент. Даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения.
Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем. При системном подходе берется вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, сориентированные на достижение цели в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. Такую роль в воспитательной системе выполняет коммуникационный компонент. Даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения.
Гуманистические концепции возникали как альтернативные авторитарной педагогике. В гуманистически направленных теориях главной ценностью признавался ребенок и его развитие.К XIX веку Российская педагогическая мысль имела четкие позиции: воспитание личности - это ее формирование в процессе учения и труда. В главном теоретическом произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский считал, что главным врожденным свойством человека является стремление к деятельности, а потому душа деятельна, активна и может подниматься над миром и собой в процессе труда.
Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса...»
Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса...»
Сущность содержания понятия «воспитание». Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Это социально-исторический (широкий) смысл, который заключается в передаче социально-исторического опыта, накопленного человечеством ,из поколения в поколение. Воспитание в среднем педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Это создание специальных условий для максимального формирования и самореализации личности. В узком смысле воспитание – технология по «возделыванию» свойств личности, черт характера, опыта поведения в социуме.
Семья и семейное воспитание: функций семьи. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Основными мотивирующими факторами образования семьи' выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.
Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Семья и семейное воспитание: функций семьи. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Основными мотивирующими факторами образования семьи' выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.
Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Общее понятие о социальной педагогике как отрасли педагогического знания. Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.