1. О кризисе в образовании заговорили в 70- е годы прошлого века (XX, о его глобальности.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Изменение социально-экономических условий в стране привело ко многим перекосам в образовании. У большей части молодежи и работоспособного населения происходит переоценка ценностей в негативном аспекте; увеличение количества вузов и их филиалов (3200), что девальвирует профессиональное высшее образование; многие профессии невостребованы в обществе (юристы, экономисты и т.п.). Только 20% окончивших пед.вузы идут работать по профилю; большое количество детей (около миллиона) не посещают школу; появился термин «ъ\=социально брошенные дети»; низкий уровень материально-технической базы образования. Неоправданно низкая заработная плата учителя и его социальное положение. В последнее время этим вопросом со стороны государства уделяется внимание: нац.проект «Образование», изменение условий оплаты труда бюджетников, различные гранты, конкурсы и т.д. В политике государства приоритетным становится образование человека, его развитие, увеличение интеллектуального потенциала человеческих ресурсов, формирование инновационного общества. К качеству образования предъявляются жесткие требования, сокращение количества вузов; требовательность к кадрам, осуществляющих педагогическую деятельность; расширение начального и среднего профессионального образования; введение новых образовательных стандартов во всех типах образовательного учреждений.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Изменение социально-экономических условий в стране привело ко многим перекосам в образовании. У большей части молодежи и работоспособного населения происходит переоценка ценностей в негативном аспекте; увеличение количества вузов и их филиалов (3200), что девальвирует профессиональное высшее образование; многие профессии невостребованы в обществе (юристы, экономисты и т.п.). Только 20% окончивших пед.вузы идут работать по профилю; большое количество детей (около миллиона) не посещают школу; появился термин «ъ\=социально брошенные дети»; низкий уровень материально-технической базы образования. Неоправданно низкая заработная плата учителя и его социальное положение. В последнее время этим вопросом со стороны государства уделяется внимание: нац.проект «Образование», изменение условий оплаты труда бюджетников, различные гранты, конкурсы и т.д. В политике государства приоритетным становится образование человека, его развитие, увеличение интеллектуального потенциала человеческих ресурсов, формирование инновационного общества. К качеству образования предъявляются жесткие требования, сокращение количества вузов; требовательность к кадрам, осуществляющих педагогическую деятельность; расширение начального и среднего профессионального образования; введение новых образовательных стандартов во всех типах образовательного учреждений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи