1. О кризисе в образовании заговорили в 70- е годы прошлого века (XX, о его глобальности.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Изменение социально-экономических условий в стране привело ко многим перекосам в образовании. У большей части молодежи и работоспособного населения происходит переоценка ценностей в негативном аспекте; увеличение количества вузов и их филиалов (3200), что девальвирует профессиональное высшее образование; многие профессии невостребованы в обществе (юристы, экономисты и т.п.). Только 20% окончивших пед.вузы идут работать по профилю; большое количество детей (около миллиона) не посещают школу; появился термин «ъ\=социально брошенные дети»; низкий уровень материально-технической базы образования. Неоправданно низкая заработная плата учителя и его социальное положение. В последнее время этим вопросом со стороны государства уделяется внимание: нац.проект «Образование», изменение условий оплаты труда бюджетников, различные гранты, конкурсы и т.д. В политике государства приоритетным становится образование человека, его развитие, увеличение интеллектуального потенциала человеческих ресурсов, формирование инновационного общества. К качеству образования предъявляются жесткие требования, сокращение количества вузов; требовательность к кадрам, осуществляющих педагогическую деятельность; расширение начального и среднего профессионального образования; введение новых образовательных стандартов во всех типах образовательного учреждений.
2. Российская педагогическая наука многие десятилетия находилась под прессом одной моноидеологии – марксистско-ленинской теории. В этой связи многие нововведения в образовании исходили «сверху» от политического руководства, а не вырабатывались самой педагогической наукой, поэтому многие реформы образования не достигали желаемого результата (особенно реформа, начатая в 1984 году). В годы перестройки финансирование науки, в том числе и педагогической, было сведено к минимуму. В этой связи многие документы по модернизации российского образования дают сбои, так как не основываются на фундаментальных психолого-педагогических исследованиях (введение ЕГЭ, 12-летняя школа, открытие федеральных учебных центров, профильное обучение, переход на европейскую систему ступенчатого высшего образования - бакалавриат, магистратура, введение новых стандартов и т.д.).
Если в сфере содержания обучения ведутся какие-то исследования, то в сфере воспитательного процессе подвижки только намечаются. В этой связи принята государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года», а в сфере обучения разрабатываются современные модели образования для различных типов учебных заведений, от дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями.
В этой связи приоритетными направлениями развития педагогической науки являются: разработка современной модели дошкольного образования, основанной на системе раннего развития ребенка (от 0 до 3-х лет и от 3-х до 6-7 лет). Уже к 2010 будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска; разработано методическое обеспечение этих программ. Для возраста (3-6 лет) разрабатываются высокие технологии развития базовых способностей детей (воображения, памяти и других псих.функций), качественно подготовит их к школьному обучению.
Для модернизации среднего образования ведутся исследования по поиску новых методов, средств, подходов к обучению детей разных возрастных групп с опорой на компетентностный подход, новые технологии обучения. Разрабатываются многовариативные программы, учитывающие индивидуальные образовательные траектории учащихся, внедрение информационных (телекоммуникаций) технологий. Разрабатываются новые системы оценки качества образования.
Разрабатываемые новые модели образования носят инновационный характер, который обеспечивается от 20 до 40 исследовательскими вузами (НИИ). Приоритетными направлениями являются также теоретико-методологические аспекты образования (обучения, воспитания – особенно духовно-нравственного); переосмысление философии образования; психологическое сопровождение инноваций в образовании; вопросы медиаобразования и Интернет образования; экономические и управленческие вопросы образования.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Изменение социально-экономических условий в стране привело ко многим перекосам в образовании. У большей части молодежи и работоспособного населения происходит переоценка ценностей в негативном аспекте; увеличение количества вузов и их филиалов (3200), что девальвирует профессиональное высшее образование; многие профессии невостребованы в обществе (юристы, экономисты и т.п.). Только 20% окончивших пед.вузы идут работать по профилю; большое количество детей (около миллиона) не посещают школу; появился термин «ъ\=социально брошенные дети»; низкий уровень материально-технической базы образования. Неоправданно низкая заработная плата учителя и его социальное положение. В последнее время этим вопросом со стороны государства уделяется внимание: нац.проект «Образование», изменение условий оплаты труда бюджетников, различные гранты, конкурсы и т.д. В политике государства приоритетным становится образование человека, его развитие, увеличение интеллектуального потенциала человеческих ресурсов, формирование инновационного общества. К качеству образования предъявляются жесткие требования, сокращение количества вузов; требовательность к кадрам, осуществляющих педагогическую деятельность; расширение начального и среднего профессионального образования; введение новых образовательных стандартов во всех типах образовательного учреждений.
2. Российская педагогическая наука многие десятилетия находилась под прессом одной моноидеологии – марксистско-ленинской теории. В этой связи многие нововведения в образовании исходили «сверху» от политического руководства, а не вырабатывались самой педагогической наукой, поэтому многие реформы образования не достигали желаемого результата (особенно реформа, начатая в 1984 году). В годы перестройки финансирование науки, в том числе и педагогической, было сведено к минимуму. В этой связи многие документы по модернизации российского образования дают сбои, так как не основываются на фундаментальных психолого-педагогических исследованиях (введение ЕГЭ, 12-летняя школа, открытие федеральных учебных центров, профильное обучение, переход на европейскую систему ступенчатого высшего образования - бакалавриат, магистратура, введение новых стандартов и т.д.).
Если в сфере содержания обучения ведутся какие-то исследования, то в сфере воспитательного процессе подвижки только намечаются. В этой связи принята государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года», а в сфере обучения разрабатываются современные модели образования для различных типов учебных заведений, от дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями.
В этой связи приоритетными направлениями развития педагогической науки являются: разработка современной модели дошкольного образования, основанной на системе раннего развития ребенка (от 0 до 3-х лет и от 3-х до 6-7 лет). Уже к 2010 будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска; разработано методическое обеспечение этих программ. Для возраста (3-6 лет) разрабатываются высокие технологии развития базовых способностей детей (воображения, памяти и других псих.функций), качественно подготовит их к школьному обучению.
Для модернизации среднего образования ведутся исследования по поиску новых методов, средств, подходов к обучению детей разных возрастных групп с опорой на компетентностный подход, новые технологии обучения. Разрабатываются многовариативные программы, учитывающие индивидуальные образовательные траектории учащихся, внедрение информационных (телекоммуникаций) технологий. Разрабатываются новые системы оценки качества образования.
Разрабатываемые новые модели образования носят инновационный характер, который обеспечивается от 20 до 40 исследовательскими вузами (НИИ). Приоритетными направлениями являются также теоретико-методологические аспекты образования (обучения, воспитания – особенно духовно-нравственного); переосмысление философии образования; психологическое сопровождение инноваций в образовании; вопросы медиаобразования и Интернет образования; экономические и управленческие вопросы образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи