Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сущность содержания понятия «воспитание». Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Это социально-исторический (широкий) смысл, который заключается в передаче социально-исторического опыта, накопленного человечеством ,из поколения в поколение. Воспитание в среднем педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Это создание специальных условий для максимального формирования и самореализации личности. В узком смысле воспитание – технология по «возделыванию» свойств личности, черт характера, опыта поведения в социуме.

Семья и семейное воспитание: функций семьи. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Основными мотивирующими факторами образования семьи' выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.

Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая. Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

О понятии «соседство». Соседство обеспечивает стихийную социализацию. Соседство влияет на процесс воспитания как ближайшее окружение и микросоциум. Особенностью социализации детей сельской местности и поселкового типа – влияние соседства. В социализации городского типа, особенно мегаполюсы, это влияние ослабевает.

Группы сверстников: их общая характеристика, социализирующие функции. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.



В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика» межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, «языка», присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностносмысловые отношения между сверстниками. Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. Отношения сверстников друг к другу приобретают большую устойчивость, выделяются популярные дети, обладающие умениями общения, и дети, не пользующие популярностью в классе. Неблагополучное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе затрудняет процесс организованной социализации - воспитания.

Для подростков наиболее важным в межличностных отношениях становится соответствие ожиданиям. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.

Именно поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, приобретают для подростка особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые очень ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве.

В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением определить свое место в мире. Во-первых, общение выступает как важнейший канал информации, из которого старшие подростки и юноши черпают данные, не сообщаемые им взрослыми. Во-вторых, это специфический вид деятельности межличностных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников.•

Религиозные организации (их социализирующие функции). Религиозное воспитание содержит огромный нравственно-ценностный потенциал, определяет образ мыслей и жизни. Если это секта, то она значительно влияет на ограничение социальной жизни индивида, навязывая определенный образ жизни и ограничения всестороннего развития.

Воспитательные организации осуществляют непосредственно социальное воспитание будущих граждан. Как правило, это политизированная формальная государственная структура, формирующая определенные взгляды. Микросоциум: и его границы определяются непосредственной близостью влияния на личность, ее частотой и периодичностью. Микросоциум как правило обеспечивает стихийную социализацию. Создание воспитательного пространства в микросоциуме – задача социальной педагогики. Педагогизация микроокружения ребенка – необходимое условие его качественной социализации.

Компьютер и социализация. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства. Сегодня психологи констатируют, что у современных школьников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология», «компьютерная зависимость». Процесс естественной социализации нарушается. Дистанционное общение ограничивает возможности социализации ребенка посредством влияния самой личности. «Виртуальная социализация» - игра в общение – не есть само общение.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.