Общее понятие о социальной педагогике как отрасли педагогического знания. Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда.
Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это педагогики непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.
Термин социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем ,чтобы улучшить их социальное положение.
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Специфика объекта и предмета исследования социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики (социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, социализация, социум, институты социализации, социальная реабилитация, социальная адаптация).
Задачи, функции.
1.Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная,
социально-правовая,
социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и, в соответствие с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Прикладные задачи социальной педагогики
Одна из прикладных задач педагогики состоит:
Воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
Прививать ребенку умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
Методологические основания социальной педагогики - философия социального воспитания, социология социального воспитания, социально – педагогическая виктимология, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания. Существует тесная связь социальной педагогики с другими науками.
Социально-педагогическая виктимология.
Социально – педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая в социальную педагогику.
Виктимология (от лат.victime – жертва и греч..logos – понятие, учение), социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации. Термин «Виктимология» заимствован из криминологии, специальный раздел которой — юридическая. Виктимология. изучает проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально — педагогической виктимологии. является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной и педагогической помощи. К ним относятся: инвалиды, дети — сироты и дети, лишенные попечения родителей, дети из неблагополучных семей, из семей вынужденных переселенцев, беженцев и др. Признаки, позволяющие отнести человека к числу таких жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезадаптация, наркомания и др.), некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить и изменить (различные социальные отклонения).
Виктимология. разрабатывает методы диагностики виктимности личности (возможной и реальной жертвенности), виктимогенности группы и микросоциума (т.е.среды, провоцирующей ситуации и формирующей людей-жертв), содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации. Определяет степень эффективности мер, предполагает рекомендации по стратегии и тактике общества по отношению к жертвам социализации, политику Государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. Виктимология как область научных познаний на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей, предполагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности.
Сущность содержания понятия «виктимизация» - это процесс, в результате которого человек становится жертвой. «Виктимогенность» - обстоятельства, факторные условия, преступные и асоциальные личности, способствующие порождению социальных жертв. «Виктимность» - уровень, степень, категория человека-жертвы социально определенной государством и социально-гражданскими правами.. Факторы виктимизации - объективные факторы превращения человека в жертву, неблагоприятные условия социализации. Либо субъективные предпосылки превращения человека в жертву при неблагоприятных условиях социализации (слабость характера, воли, психические расстройства, врожденная инвалидность и пр.).
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда.
Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это педагогики непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.
Термин социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем ,чтобы улучшить их социальное положение.
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Специфика объекта и предмета исследования социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики (социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, социализация, социум, институты социализации, социальная реабилитация, социальная адаптация).
Задачи, функции.
1.Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная,
социально-правовая,
социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и, в соответствие с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Прикладные задачи социальной педагогики
Одна из прикладных задач педагогики состоит:
Воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
Прививать ребенку умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
Методологические основания социальной педагогики - философия социального воспитания, социология социального воспитания, социально – педагогическая виктимология, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания. Существует тесная связь социальной педагогики с другими науками.
Социально-педагогическая виктимология.
Социально – педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая в социальную педагогику.
Виктимология (от лат.victime – жертва и греч..logos – понятие, учение), социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации. Термин «Виктимология» заимствован из криминологии, специальный раздел которой — юридическая. Виктимология. изучает проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально — педагогической виктимологии. является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной и педагогической помощи. К ним относятся: инвалиды, дети — сироты и дети, лишенные попечения родителей, дети из неблагополучных семей, из семей вынужденных переселенцев, беженцев и др. Признаки, позволяющие отнести человека к числу таких жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезадаптация, наркомания и др.), некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить и изменить (различные социальные отклонения).
Виктимология. разрабатывает методы диагностики виктимности личности (возможной и реальной жертвенности), виктимогенности группы и микросоциума (т.е.среды, провоцирующей ситуации и формирующей людей-жертв), содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации. Определяет степень эффективности мер, предполагает рекомендации по стратегии и тактике общества по отношению к жертвам социализации, политику Государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. Виктимология как область научных познаний на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей, предполагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности.
Сущность содержания понятия «виктимизация» - это процесс, в результате которого человек становится жертвой. «Виктимогенность» - обстоятельства, факторные условия, преступные и асоциальные личности, способствующие порождению социальных жертв. «Виктимность» - уровень, степень, категория человека-жертвы социально определенной государством и социально-гражданскими правами.. Факторы виктимизации - объективные факторы превращения человека в жертву, неблагоприятные условия социализации. Либо субъективные предпосылки превращения человека в жертву при неблагоприятных условиях социализации (слабость характера, воли, психические расстройства, врожденная инвалидность и пр.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи