1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:
1) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;
2) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.
2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.
Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:
- формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;
- по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;
- деятельность должна иметь творческий характер;
- необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;
- деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;
- в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).
3. Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития
4. Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются:
- внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение;
- внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия.
Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика.
Способы мотивации деятельности ученика:
- четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им;
- представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности;
- помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность;
- опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата;
- доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой;
- определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика;
- повышение социального статуса ученика в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов;
- постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки;
- создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции;
- четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы;
- включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;
- гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика.
Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности становится фактором его социального развития.
1) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;
2) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.
2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.
Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:
- формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;
- по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;
- деятельность должна иметь творческий характер;
- необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;
- деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;
- в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).
3. Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития
4. Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются:
- внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение;
- внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия.
Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика.
Способы мотивации деятельности ученика:
- четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им;
- представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности;
- помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность;
- опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата;
- доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой;
- определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика;
- повышение социального статуса ученика в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов;
- постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки;
- создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции;
- четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы;
- включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;
- гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика.
Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности становится фактором его социального развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи