Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.
– 3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).
игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
– 5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей;
– развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр;
– развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления;
– эгоцентризм мышления;
– развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных к произвольным формам), развитие воли;
– развитие любознательности (в 4–5 лет – «почемучки»);
– развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению, которое выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию);
– развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам объем слов достигает 14 тысяч, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, которая сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4–5 лет), затем перерастание во внутреннюю речь;
– развитие понятий (в 3–5 лет слова – как «штампы», заменяющие предметы или действия, к 6–7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);
– развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операциональному уровню;
– интерес к половым проблемам, рождению детей:
а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3–4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5–6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
– формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
– формирование готовности к школе;
– возникновение первого целостного детского мировоззрения, направленного на попытку осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистическое мировоззрение, означающее, что все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, является результат деятельности людей («луну сделали космонавты»));
– возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
– возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
– возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
– возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).
– формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а в готовности к школе как результат общего психического развития ребенка, как комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка, а именно:
- произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
- учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);
- эмоциональная устойчивость;
- показатели сформированности интеллектуальной сферы – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); – умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
- личностная и социальная сферы характеризуются способностью к сотрудничеству со сверстниками, сформированностью отношений к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «готовность к школе» Улановской Н.И. и др. методики).
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:
– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;
– развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);
– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);
– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);
– развитие саморегуляции поведения, воли;
– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;
– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;
– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;
– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;
– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;
- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
- возрастание волевой саморегуляции;
- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
- проявление рационализма, практицизма;
- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
- появление первого чувства любви, дружбы;
- существенная перестройка эмоциональной сферы;
- недостаточное осознание последствий своих поступков.
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
- зрелость в умственном, нравственном отношении;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового – смелость, решительность;
- самостоятельность, прямолинейность;
- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.
– 3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).
игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
– 5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей;
– развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр;
– развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления;
– эгоцентризм мышления;
– развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных к произвольным формам), развитие воли;
– развитие любознательности (в 4–5 лет – «почемучки»);
– развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению, которое выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию);
– развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам объем слов достигает 14 тысяч, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, которая сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4–5 лет), затем перерастание во внутреннюю речь;
– развитие понятий (в 3–5 лет слова – как «штампы», заменяющие предметы или действия, к 6–7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);
– развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операциональному уровню;
– интерес к половым проблемам, рождению детей:
а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3–4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5–6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
– формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
– формирование готовности к школе;
– возникновение первого целостного детского мировоззрения, направленного на попытку осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистическое мировоззрение, означающее, что все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, является результат деятельности людей («луну сделали космонавты»));
– возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
– возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
– возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
– возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).
– формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а в готовности к школе как результат общего психического развития ребенка, как комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка, а именно:
- произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
- учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);
- эмоциональная устойчивость;
- показатели сформированности интеллектуальной сферы – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); – умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
- личностная и социальная сферы характеризуются способностью к сотрудничеству со сверстниками, сформированностью отношений к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «готовность к школе» Улановской Н.И. и др. методики).
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:
– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;
– развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);
– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);
– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);
– развитие саморегуляции поведения, воли;
– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;
– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;
– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;
– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;
– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;
- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
- возрастание волевой саморегуляции;
- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
- проявление рационализма, практицизма;
- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
- появление первого чувства любви, дружбы;
- существенная перестройка эмоциональной сферы;
- недостаточное осознание последствий своих поступков.
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
- зрелость в умственном, нравственном отношении;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового – смелость, решительность;
- самостоятельность, прямолинейность;
- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи