Психологические особенности детей и подростков.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.

– 3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).

игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

– 5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей;

– развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр;

– развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления;

– эгоцентризм мышления;

– развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных к произвольным формам), развитие воли;

– развитие любознательности (в 4–5 лет – «почемучки»);

– развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению, которое выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию);

– развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам объем слов достигает 14 тысяч, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, которая сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4–5 лет), затем перерастание во внутреннюю речь;

– развитие понятий (в 3–5 лет слова – как «штампы», заменяющие предметы или действия, к 6–7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);

– развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операциональному уровню;

– интерес к половым проблемам, рождению детей:

а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3–4 года);

б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5–6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

– формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;

– формирование готовности к школе;

– возникновение первого целостного детского мировоззрения, направленного на попытку осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистическое мировоззрение, означающее, что все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, является результат деятельности людей («луну сделали космонавты»));

– возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

– возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

– возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

– возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).

– формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а в готовности к школе как результат общего психического развития ребенка, как комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка, а именно:

- произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

- учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);

- эмоциональная устойчивость;

- показатели сформированности интеллектуальной сферы – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); – умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

- личностная и социальная сферы характеризуются способностью к сотрудничеству со сверстниками, сформированностью отношений к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «готовность к школе» Улановской Н.И. и др. методики).



Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет)


ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:
– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;

– развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);

– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);

– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);

– развитие саморегуляции поведения, воли;

– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;

– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;

– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;

– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;

– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.



Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:

- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;

- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

- формирование самооценки, характера;

- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;

- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;

- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;

- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

- появление сексуальных влечений и интересов;

- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;

- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).


Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:

- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;

- возрастание волевой саморегуляции;

- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;

- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;

- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;

- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;

- проявление рационализма, практицизма;

- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;

- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;

- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;

- появление первого чувства любви, дружбы;

- существенная перестройка эмоциональной сферы;

- недостаточное осознание последствий своих поступков.


Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

- зрелость в умственном, нравственном отношении;

- убежденность, сложившееся мировоззрение;

- чувство нового – смелость, решительность;

- самостоятельность, прямолинейность;

- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;

- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);

- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.