Проблема развития личности изучается разными науками: физиологией, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания и обучения.
В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме развития личности.
В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностями, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с нормами общества, то он вынужден их скрывать или замещать.
В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отводится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той средой, в которой человек прожил ранние годы жизни.
В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления.
Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:
• противоречия между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
• противоречия между требованиями общества к человеку и существующим уровнем его развития;
• противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами деятельности.
Названные противоречия характерны для всех этапов развития личности, однако на каждом из них они имеют свою специфику и разрешение их обусловливает переход на новую ступень развития личности. В педагогическом процессе указанные общие противоречия конкретизируются и приобретают более яркую форму.
Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией. Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях.
Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов. Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влияния на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую направленность.
Социализация личности происходит в процессе различных ситуаций, которые требуют определенного поведения человека и его активности. Эти обстоятельства в совокупности выступают факторами (условиями) социализации. А. В. Мудрик выделил три группы факторов социализации:
• макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, страна, государство, природно-климатические условия жизни);
• мезофакторы, определяющие условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут (село, город) и пр.;
• микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей. К ним относятся семья, группа сверстников, школа, профессиональные коллективы и пр.
Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяжении жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстников, в зрелом - трудового коллектива. Факторы социализации одновременно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.
Вместе с тем на формирование личности влияет такой фактор, как наследственность. По наследству передаются задатки человека, которые определяют его природную расположенность к тому или иному виду деятельности.
Большинство отечественных ученых не отрицают влияния биологических и средовых факторов на формирование личности, но признают ведущим фактором деятельность и активность. Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания. Самовоспитание - это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [Сластенин]. Оно возникает на определенном этапе развития личности (чаще в подростковом возрасте), характеризует человека как субъекта воспитания, способного к самостоятельному выбору цели своего воспитания и средств ее достижения. С этого момента человек сам становится ответственным за свое развитие.
В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме развития личности.
В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностями, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с нормами общества, то он вынужден их скрывать или замещать.
В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отводится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той средой, в которой человек прожил ранние годы жизни.
В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления.
Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:
• противоречия между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
• противоречия между требованиями общества к человеку и существующим уровнем его развития;
• противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами деятельности.
Названные противоречия характерны для всех этапов развития личности, однако на каждом из них они имеют свою специфику и разрешение их обусловливает переход на новую ступень развития личности. В педагогическом процессе указанные общие противоречия конкретизируются и приобретают более яркую форму.
Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией. Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях.
Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов. Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влияния на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую направленность.
Социализация личности происходит в процессе различных ситуаций, которые требуют определенного поведения человека и его активности. Эти обстоятельства в совокупности выступают факторами (условиями) социализации. А. В. Мудрик выделил три группы факторов социализации:
• макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, страна, государство, природно-климатические условия жизни);
• мезофакторы, определяющие условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут (село, город) и пр.;
• микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей. К ним относятся семья, группа сверстников, школа, профессиональные коллективы и пр.
Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяжении жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстников, в зрелом - трудового коллектива. Факторы социализации одновременно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.
Вместе с тем на формирование личности влияет такой фактор, как наследственность. По наследству передаются задатки человека, которые определяют его природную расположенность к тому или иному виду деятельности.
Большинство отечественных ученых не отрицают влияния биологических и средовых факторов на формирование личности, но признают ведущим фактором деятельность и активность. Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания. Самовоспитание - это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [Сластенин]. Оно возникает на определенном этапе развития личности (чаще в подростковом возрасте), характеризует человека как субъекта воспитания, способного к самостоятельному выбору цели своего воспитания и средств ее достижения. С этого момента человек сам становится ответственным за свое развитие.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи