ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Каждое общество для реализации функции образования своих членов создает систему образования, т. е. комплекс институтов образования, система находится под контролем того общества, которое ее создало.

В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образова­ния в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний и организаций;

• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в облас­ти образования.

Образовательные программы определяют содержание образования оп­ределенного уровня и направленности. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного вы­бора личностью профессиональных образовательных программ. К ним отно­сятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образователь­ные программы направлены на решение задач последовательного повыше­ния профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку спе­циалистов соответствующей квалификации. Они представлены программа­ми начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт определяет обязатель­ный минимум содержания каждой образовательной программы и выпол­няет функции сохранения единства образовательного пространства и оценки качества образования.

Реализация образовательных программ осуществляется в образователь­ных учреждениях. Образовательные учреждения могут быть государствен­ными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учрежде­ниями общественных или религиозных организаций (объединений). Они подразделяются на типы: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреж­дения начального профессионального, среднего профессионального, высше­го профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; уч­реждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осу­ществляющие образовательный процесс. Каждый тип образовательного уч­реждения представлен различными видами. Их характеристика дана в типо­вых положениях для образовательных учреждений.

Управление образовательной системой осуществляется со стороны федеральных органов государственной власти и ведомственных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также самих образовательных учреждений. Управ­ление государственными и муниципальными образовательными учреж­дениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Основными принципами образовательной политики в России являют­ся: обеспечение гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей; единство федерального культурного и об­разовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенно­стям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский ха­рактер образования в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократиче­ский, государственно-общественный характер управления образованием.

Система образования постоянно находится в развитии. В 2004г. была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой выделены такие приоритетные направления государст­венной политики в области образования, как: обеспечение доступности качественного общего образования; формирование современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования; повышение инвестиционной привлека­тельности сферы образования. На их реализацию направлен националь­ный проект образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.