МАСШТАБ ЦЕН

Наука » Экономика
МАСШТАБ ЦЕН, способ и средство измерения, выражения стоимости товара в денежных единицах. Условно говоря, это соотношение между денежной и товарной массами, т. е. число денежных единиц, приходящихся в среднем на товарную единицу. Масштаб цен задаётся во время проведения-денежных'реформ, при проведении деноминаций и рассчитывается на основе базового периода. Изменение масштаба цен происходит, как правило с изменением темпов инфляции. Чем выше темпы инфляции, тем больше приходится индексировать заработную плату и печатать денег, а увеличивающийся платёжеспособный спрос ещё больше подстёгивает инфляцию. Примером изменения масштаба цен, вызванного инфляцией и печатанием денег, служит динамика цен на хлеб. В конце 1980-х гг. буханка хлеба стоила 20 коп., и начиная с 1991 г. её стоимость возрастала за год почти в 10 раз, в 1997 г. она стоила почти 3000 руб. С. А. Семенищее.

МАРКСИСТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Наука » Экономика
МАРКСИСТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, экономическая часть учения Карла Маркса и его последователей.

Карл Маркс (1818-83) родился, окончил университет и начал свою научную, публицистическую и политическую деятельность в Германии, продолжил её в 1843-49 гг. в эмиграции в Париже, а после поражения в европейских странах Революции 1848 г. был вынужден переехать в Великобританию.

Система его взглядов была значительно шире экономической мысли и включала философские, социологические и политические воззрения, поэтому рассматривать экономическую теорию Маркса отдельно от всех других сторон его учения неправильно. Именно экономическую деятельность людей и их отношения в рамках этой деятельности Маркс считал самым главным фактором, определяющим формы государственной власти, политическую жизнь, законы, культуру, религию и все другие стороны жизни общества.

В свою очередь, главным в области экономики Маркс считал собственность на средства производства. В истории человечества, по его мнению, всегда противостояли друг другу враждебные классы: те, кто владеет средствами производства и политической властью, и те, у кого нет ни того ни другого. Это были последовательно рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты (буржуазия) и наёмные рабочие (пролетариат). В экономике каждой эпохи - первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической - Маркс выделял две стороны: производительные силы (средства производства плюс сами работники со своими умениями и навыками) и производственные отношения - отношения между людьми, и в первую очередь классами, в экономике.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Наука » Экономика
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, анализ и прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений фирмы о производстве и продаже товаров. Главная задача маркетинговых исследований - выявить величину ожидаемого спроса на производимые фирмой товары на тех рынках, где их продажа обещает быть наиболее успешной, с учётом наличия конкуренции, а также производственных возможностей и затрат фирмы. В итоге маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы, который она намерена представить на определённом рынке. В задачу таких исследований одновременно входят сбор, анализ, формирование информации в виде данных, необходимых для выработки и принятия планов действий фирмы на перспективу.

Маркетинговые исследования проводятся за счёт предпринимателя, заинтересованного в их результатах, т.е. за счёт фирм-производителей и продавцов товаров и услуг. Большинство крупных компаний имеет подразделения для проведения маркетинговых исследований. Такие исследования сопряжены со значительными затратами, но эти затраты окупаются благодаря повышению эффективности продаж и снижению коммерческих рисков. В результате маркетинговых исследований предприниматель, деятельность которого связана с рынком, Получает возможность составлять "навигационные карты", указывающие путь безопасного движения в море рыночной стихии.

МАРКЕТИНГ

Наука » Экономика
МАРКЕТИНГ (от англ. market - рынок, буквально - деятельность на рынке), осуществление предпринимательской рыночной деятельности, связанной с торговлей, обменом и направленной на продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в целях удовлетворения их потребностей и получения выгоды.

Широко распространённое в мировой экономической практике понятие "маркетинг" не поддаётся однозначному определению. В научной литературе, в словарях под этим термином понимается разнообразная деятельность в сфере рынка товаров и услуг, прокладывающая мост между производителями и потребителями. В то же время маркетинговая деятельность не ограничивается куплей-продажей товаров, она оказывает влияние на вид производимых продуктов, их обновление в условиях конкуренции и возрастающих требований со стороны потребителей, она тесно связана с реакцией рынка на спрос и предложение товаров и услуг. Маркетинг включает также планирование и регулирование товародвижения в рыночных условиях хозяйствования.

Хотя история рынков насчитывает много веков, понятие "маркетинг" относительно молодо, оно возникло и получило широкое распространение в США в 1-й половине 20 в. На фоне бурного развития промышленности, сельского хозяйства стали возникать кризисы перепроизводства. Предложение товаров превысило спрос на них и пришлось задумываться не только над тем, как произвести товар, но и как найти покупателя, удовлетворить его потребности, заинтересовать в покупке товара, продать товар на рынке. Такую многогранную деятельность, выходящую далеко за пределы простой торговли, и стали называть маркетингом.

МАКРОЭКОНОМИКА

Наука » Экономика
МАКРОЭКОНОМИКА, раздел общей теории рыночного хозяйства, изучающий такие укрупнённые параметры его развития, как экономический рост, занятость и безработица, динамика общего уровня цен, процентной ставки, валютного курса, экспорта и импорта, движения капитала в страну и из страны, а также влияние на них экономической политики государства.

Характерный для макроэкономики глобальный взгляд на функционирование рыночного хозяйства проявляется прежде всего в том, что в центре её внимания оказывается поведение не отдельных потребителей и фирм, а крупных секторов экономики.

Сектор домашних хозяйств, охватывающий всё население страны, рассматривается под двумя углами зрения. С одной стороны, он является собственником факторов производства (труда, капитала, земли), а следовательно и получателем факторных доходов (соответственно, заработной платы, процента на капитал, ренты). С другой - он является распорядителем получаемых доходов, направляя часть из них на нужды текущего потребления и сберегая для целей будущего потребления другую их часть. При этом потребительские расходы домашних хозяйств, представляя важнейшую часть совокупного спроса, прямо влияют на масштабы производства товаров и услуг (см. Кругооборот товаров и платежей).

ЛЬГОТЫ

Наука » Экономика
ЛЬГОТЫ, преимущества и дополнительные права, освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, предоставляемые определённым категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Льготы могут быть в форме льготного кредита, а также полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы) и от внесения других обязательных платежей (напр., бесплатный или частично оплачиваемый проезд пассажиров определённой категории в общественном транспорте), освобождения от выполнения общих для всех обязанностей, а также в форме дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия, дотации). Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов.

Льготы - форма повышения реального дохода их получателей. Основная проблема с институтом предоставления льгот и их размером связана с источником финансирования льгот, т. к. их размер непосредственно зависит от достигнутого уровня и качества жизни в стране. Само понимание, что размер предоставляемой льготы инвалидам, матерям-одиночкам, пенсионерам и многим другим гражданам недостаточен, не может стать основанием для увеличения размера льготы. Льгота не является бесплатной, всегда требуется определить источник её финансирования. Льготополучатель не оплачивает льготу, но чтобы дать льготу, её надо оплатить.

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ

Наука » Экономика
ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ, международное объединение представителей крупнейших частных коммерческих банков. Образовался в 1980-х гг. с целью разрешения проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и обычно собирается в составе банков, имеющих наиболее крупные требования к стране-должнику, чьё дело они рассматривают. К началу 1990-х гг. в Лондонский клуб входили представители почти 600 банков развитых стран мира. Банки - члены Лондонского клуба заключают с правительством страны-должника соглашение о ежегодной или рассчитанной на ряд лет реструктуризации долга. Условием заключения соглашения является принятие страной-должником программы МВФ о структурной перестройке экономики и проведения экономических реформ. Реструктуризации подлежат только выплаты по основному долгу. Как правило, соглашение о реструктуризации предусматривает выкуп правительством частного долга своих компаний со скидкой, обмен со скидкой долгов на другие активы (напр., акции национальных компаний), сокращение платежей по обслуживанию долга и предоставление новых займов для оплаты старых долгов. В 1990-х гг. через механизм реструктуризации Лондонского клуба прошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппины, Польша и др. Такая проблема встала и перед Российской Федерацией. В начале 1997 г. задолженность РФ банкам - членам Лондонского клуба составляла ок. 32 млрд. долл. (включая просроченную задолженность). В 1997 г. была достигнута договорённость о реструктуризации российского долга, предполагающая отсрочку выплаты основного долга на 25 лет.

Однако в связи с российским кризисом 1998 г. и приостановкой оплаты долгов иностранным кредиторам, включая банки Лондонского клуба, возникла необходимость переговоров о новой реструктуризации российского долга. Договорённость о такой реструктуризации была достигнута в конце 1999 г.

ЛОББИЗМ

Наука » Экономика
ЛОББИЗМ (от англ. lobby - кулуары), деятельность особого рода, состоящая в использовании различных каналов взаимоотношений и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти в целях влияния на принимаемые ими решения в пользу тех, кого представляют субъекты этой деятельности (лоббисты).

Лоббизм действует на различных уровнях управления и приобретает различные формы. Лоббируются интересы отдельных лиц и групп населения, фирм и корпораций, отраслей и их групп, отдельных стран и даже блоков стран. Представляют эти интересы как профессиональные, так и непрофессиональные лоббисты. В качестве коллективных лоббистов выступают отдельные фирмы, различные официальные и неофициальные объединения, а также органы государственной власти.

Профессиональные лоббисты - обычно имеющие большой опыт специалисты различного профиля, чаще всего юристы. При законодательных и исполнительных органах власти многих развитых стран существуют специальные конторы и агентства, которые ставят своей целью введение в пользу своих клиентов (фирм, корпораций) нужных им законов, иной раз противоречащих национальным интересам, добиваются через государственных чиновников выгодных заказов и субсидий. Такие конторы зачастую носят специализированный характер, выступая в качестве агентов влияния отдельных отраслей и секторов экономики. Примером может служить биржевой лоббизм, который через законодателей и государственных чиновников воздействует на принятие биржевых законов, способы регулирования торговли на бирже, размещение ценных бумаг.

ЛИЦЕНЗИЯ

Наука » Экономика
ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - разрешение, право), 1) разрешение на осуществление экспортно-импортных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных пределах, выдаваемое государственными органами. 2) Предоставление организациям и лицам права использования защищённых патентами изобретений, технологий, технической и коммерческой информации. Лицензиар (продавец лицензии) предоставляет лицензиату (покупателю) право (лицензию) на использование интеллектуальной собственности на согласованных в лицензионном договоре коммерческих условиях. Лицензионный договор заключается на определённый срок, но в нём нередко предусматривается возможность продления его по взаимному согласию сторон. В договоре может предусматриваться право лицензиата производить продукцию по лицензии и после истечения срока выплат лицензиару. 3) Разрешение на осуществление разнообразных видов деятельности в определённых пределах, выдаваемое государственными органами применительно, к тем видам, которые нуждаются в ограничении, или для взимания платежей за выдаваемое разрешение. Лицензия выдаётся её получателю (лицензиату) на определённый срок (не менее 3 лет) или бессрочно, т. е. она действует на протяжении всего срока занятия лицензиата данным видом деятельности.

ЛИСТИНГ

Наука » Экономика
ЛИСТИНГ (от англ. list - список), внесение акций в список акций, обращающихся на данной бирже; первая котировка акций на бирже, установление максимальной цены покупателя и минимальной цены продавца на данном рынке и в данный момент времени. Листинг необходим для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку. См. также Фондовый рынок. Л. С. Савостина.

ЛИКВИДНОСТЬ

Наука » Экономика
ЛИКВИДНОСТЬ (франц. liquidite, от лат. liquidus - жидкий, текучий), 1) в широком смысле слова - эффективность, действенность. 2) Лёгкость реализации, продажи, превращения активов фирмы, материальных ценностей в наличные деньги; мобильность активов. 3) Способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен, без их существенного изменения. См. также Ликвидность банков.

ЛИКВИДНОСТЬ БАНКОВ, способность банка (или другого финансового учреждения) своевременно выполнять данные им финансовые обязательства, т. е. производить необходимые выплаты за счёт имеющихся наличных денежных средств, продажи принадлежащих ему активов или получения ресурсов из других источников (напр., за счёт покупки на денежном рынке). Банки и другие финансовые учреждения должны постоянно поддерживать определённый уровень ликвидности, принятый в банковском бизнесе. Чем выше ликвидность активов, хранящихся в портфеле банка, тем меньше связанный с ними риск. Но невысокая степень риска означает и низкую процентную ставку по этим активам. Поэтому банк должен лавировать, чтобы обеспечить как можно более высокую норму прибыли на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых стандартов платёжеспособности.

Для поддержания необходимого уровня ликвидности банки используют внутренние и внешние источники. Внутренняя ликвидность обеспечивается путём создания запаса определённых видов легко продаваемых активов, для которых существует устойчивый рынок и которые являются надёжными с точки зрения инвесторов (напр., краткосрочные государственные ценные бумаги).

ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Наука » Экономика
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, прекращение деятельности предприятия (общества, фирмы) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. Может носить добровольный и принудительный характер.

По законодательству РФ добровольная ликвидация происходит в случае: 1) истечения срока, на который создано юридическое лицо; 2) достижения цели, ради которой оно создано; 3) признания судом недействительными его учредительных документов; 4) превышения установленной законом предельной численности участников для закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Добровольной она называется потому, что у юридического лица есть возможность исправить существующую ситуацию, например привести в порядок документы или поставить новую цель. Если учредители или уполномоченный орган юридического лица не хотят или не могут использовать эту возможность, они вправе принять решение о ликвидации.

Решение о принудительной ликвидации может быть принято только судом на основании: 1) осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом; 2) осуществления законной деятельности, но с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; 3) в отношении некоммерческих организаций (благотворительных и др. фондов, религиозных, общественных организаций), если они осуществляют деятельность, не соответствующую их целям. В отношении коммерческих организаций, потребительских кооперативов, благотворительных и др. фондов, если они признаны судом несостоятельными, процедура ликвидации носит обязательный характер. Она может осуществляться по решению арбитражного суда или по согласованию между его собственником и кредиторами.