ЛОББИЗМ

Наука » Экономика
ЛОББИЗМ (от англ. lobby - кулуары), деятельность особого рода, состоящая в использовании различных каналов взаимоотношений и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти в целях влияния на принимаемые ими решения в пользу тех, кого представляют субъекты этой деятельности (лоббисты).

Лоббизм действует на различных уровнях управления и приобретает различные формы. Лоббируются интересы отдельных лиц и групп населения, фирм и корпораций, отраслей и их групп, отдельных стран и даже блоков стран. Представляют эти интересы как профессиональные, так и непрофессиональные лоббисты. В качестве коллективных лоббистов выступают отдельные фирмы, различные официальные и неофициальные объединения, а также органы государственной власти.

Профессиональные лоббисты - обычно имеющие большой опыт специалисты различного профиля, чаще всего юристы. При законодательных и исполнительных органах власти многих развитых стран существуют специальные конторы и агентства, которые ставят своей целью введение в пользу своих клиентов (фирм, корпораций) нужных им законов, иной раз противоречащих национальным интересам, добиваются через государственных чиновников выгодных заказов и субсидий. Такие конторы зачастую носят специализированный характер, выступая в качестве агентов влияния отдельных отраслей и секторов экономики. Примером может служить биржевой лоббизм, который через законодателей и государственных чиновников воздействует на принятие биржевых законов, способы регулирования торговли на бирже, размещение ценных бумаг.

Лоббистами иногда бывают и сами крупные фирмы, представляя интересы труппы предприятий или отрасли в целом. Роль лоббиста в ряде случаев выполняет правительство страны, лоббируя принятие важных законов парламентом. Например, в РФ правительство лоббирует в Государственной думе принятие пакета законов, создающих условия для экономического роста. На международной арене, защищая интересы отечественных производителей, оно добивается условий наибольшего благоприятствования для сбыта их продукции.

Иногда государства консолидируются в региональные блоки для лоббирования собственных интересов; напр., нефтедобывающие страны Персидского залива через ОПЕК выступают против призывов уменьшить использование углеводородного топлива.

Лоббизм может носить формальный и неформальный характер. Формальными лоббистами интересов избирателей являются депутаты парламентов (в РФ - Государственной думы). Неформальный лоббизм осуществляется путём использования неофициальных связей с государственными чиновниками. Такие связи во многих случаях носят коррупционный характер, поэтому лоббизм часто идентифицируется со взяточничеством, коррупцией. Несмотря на это, в некоторых странах поощряется развитие неформальных связей, максимально открытые неформальные контакты лоббистов, представляющих фирмы и ассоциации, с чиновниками различных уровней. Многие западные эксперты склоняются к тому, что позитивный эффект лоббизма перевешивает отрицательный, а неформальные группы интересов могут служить фактором стабилизации экономики. При этом в развитых странах существует специальное законодательство о лоббизме. С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.