ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК), крупная корпорация, имеющая зарубежные активы, осуществляющая не менее 1/4 части своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована. Организационно строится по принципу системы участия капитала материнской компании в капитале дочерних предприятий. Первые ТНК возникли в начале 20 в., их роль значительно возросла после 2-й мировой войны 1939-45 гг. В начале 21 в. в руках ТНК находится значительная часть мирового производства. К крупнейшим ТНК относятся американские корпорации-гиганты нефтяной, автомобильной, электротехнической, химической и др. отраслей, имеющие сеть предприятий в странах Западной Европы, в Канаде, ряде развивающихся стран. Например, американский автомобильный концерн "Форд" имеет филиалы в 30 странах. К ТНК относятся крупные английские компании ("Бритиш петролеум", "ИКИ" и др.), германские концерны ("Херст", "Сименс" и др.), голландский концерн "Филипс" и др. В РФ в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство начинается процесс формирования российских ТНК (напр., Газпром).
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, расходы по совершению сделок - действий физических и юридических лиц, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Включают затраты на получение необходимой информации о ценах и качестве товаров, а также расходы, связанные с ведением переговоров, оформлением контрактов и заключением сделок, контролем за их исполнением и юридической защитой прав собственника в случае их нарушения.
Увеличение масштабов фирмы путём включения в её состав сопряжённых производств ведёт к снижению трансакционных издержек. Однако параллельно из-за увеличения размеров фирмы и усложнения её структуры начинают возрастать затраты на управление. Оптимальный размер фирмы будет достигнут тогда, когда экономия от сокращения трансакционных издержек, связанная с дальнейшим увеличением фирмы, окажется равной дополнительным затратам на управление.
Увеличение масштабов фирмы путём включения в её состав сопряжённых производств ведёт к снижению трансакционных издержек. Однако параллельно из-за увеличения размеров фирмы и усложнения её структуры начинают возрастать затраты на управление. Оптимальный размер фирмы будет достигнут тогда, когда экономия от сокращения трансакционных издержек, связанная с дальнейшим увеличением фирмы, окажется равной дополнительным затратам на управление.
ТОРГИ, традиционная, широко распространённая форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и покупателем предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены товара. В итоге продавцы и покупатели либо заключают торговые сделки между собой на условиях, которые представляются каждой из сторон выгодными, либо сделка оказывается несостоявшейся. К публичным торгам и выставлению продукции на биржу приглашают организации, учреждения, предприятия и предпринимателей всех форм собственности. Благодаря торгам реализуется принцип конкурсных начал в торговле, ибо каждая из торгующих сторон, если только она не представлена в единственном лице, участвует в конкурсе на лучшую продажу или покупку. Даже при наличии одного продавца и одного покупателя при торге происходит своеобразный конкурс между ними за установление выгодной цены или других условий продажи товара. На торгах можно регулировать цену товаров и услуг, используя механизм конкуренции, а также выдвигать более жёсткие требования по гарантиям качества и надлежащего исполнения своих обязательств, вытекающих из договора. На торгах могут быть предложены различные методы финансового регулирования, условия кредитования работ, различные формы оплаты продукции: наличными, безналичной оплатой, в рублях, частично в валюте, на основе товарообменных операций (бартера).
По форме проведения различают торги открытые (гласные) и закрытые (негласные), на которые или допускается ограниченное число покупателей товара, или сами торги проводятся в отсутствие их прямых участников специальным тендерным комитетом, который рассматривает письменные предложения покупателей.
По форме проведения различают торги открытые (гласные) и закрытые (негласные), на которые или допускается ограниченное число покупателей товара, или сами торги проводятся в отсутствие их прямых участников специальным тендерным комитетом, который рассматривает письменные предложения покупателей.
ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ, одно из ключевых понятий социальной теории К. Маркса. Фетишизм (от франц. fetiche - амулет, волшебство) означает религиозное поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Отсюда товарный фетишизм - наделение товаров сверхъестественными, магическими свойствами (самовозрастание стоимости).
Человеку представляется, что товары одарены собственной жизнью и вступают в определённые отношения сами с собой и с людьми. Когда человек приносит товар на рынок, не зная, то ли он обогатится в результате продажи, то ли не сможет продать его вообще, он поневоле начинает наделять товар сверхъестественными свойствами. По Марксу, в основе товарного фетишизма лежит стихийное развитие производства, такое состояние общества, когда человек не может овладеть социальными силами, созданными им самим. В результате товарную форму обретают не только вещи, но и отношения между людьми, отчуждённые от них и господствующие над ними.
Особенно ярко товарный фетишизм проявляется в денежном фетишизме. Деньги, выступая всеобщим эквивалентом, товаром всех товаров в мире, основанным на товарном богатстве, становятся не только воплощением богатства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими. Наделение денег сверхъестественными свойствами отражает реальный процесс овеществления стихийно действующих социальных сил и господства этих сил над обществом и над отдельным человеком. Э. Ф. Миженская.
Человеку представляется, что товары одарены собственной жизнью и вступают в определённые отношения сами с собой и с людьми. Когда человек приносит товар на рынок, не зная, то ли он обогатится в результате продажи, то ли не сможет продать его вообще, он поневоле начинает наделять товар сверхъестественными свойствами. По Марксу, в основе товарного фетишизма лежит стихийное развитие производства, такое состояние общества, когда человек не может овладеть социальными силами, созданными им самим. В результате товарную форму обретают не только вещи, но и отношения между людьми, отчуждённые от них и господствующие над ними.
Особенно ярко товарный фетишизм проявляется в денежном фетишизме. Деньги, выступая всеобщим эквивалентом, товаром всех товаров в мире, основанным на товарном богатстве, становятся не только воплощением богатства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими. Наделение денег сверхъестественными свойствами отражает реальный процесс овеществления стихийно действующих социальных сил и господства этих сил над обществом и над отдельным человеком. Э. Ф. Миженская.
ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ, коммандитное товарищество, хозяйственное товарищество, участники которого подразделяются на полных товарищей - комплементариев, осуществляющих предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несущих по его обязательствам неограниченную имущественную ответственность, и коммандитистов, участвующих в деятельности товарищества только своими вкладами и отвечающих по его долгам в пределах своего вклада. Получается, что коммандитисты доверяют распоряжаться своими вкладами полным товарищам, откуда и появилось название данной формы как "товарищества на вере".
ТОВАРИЩЕСТВО ПОЛНОЕ, организационно-правовая форма предприятия, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам как вкладами, так и (при их недостатке) другим своим имуществом. Имущество полного товарищества представляет общую долевую собственность и принадлежит всем участникам на паевой основе. Как правило, каждый из участников имеет равные с другими права в управлении предприятием и голосует по принципу "одно лицо - один голос".
ТОВАРИЩЕСТВО ПОЛНОЕ, организационно-правовая форма предприятия, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам как вкладами, так и (при их недостатке) другим своим имуществом. Имущество полного товарищества представляет общую долевую собственность и принадлежит всем участникам на паевой основе. Как правило, каждый из участников имеет равные с другими права в управлении предприятием и голосует по принципу "одно лицо - один голос".
ТОВАР, продукт труда, произведённый для продажи. Чтобы быть проданным, продукт должен прежде всего обладать полезностью, т. е. удовлетворять какую-либо потребность покупателя.
Товары классифицируются по различным критериям: товары конечного и промежуточного (покупается с целью последующего его использования в виде ресурсов производства других товаров) потребления, товары производственного назначения, товары длительного и краткосрочного пользования, товары повседневного спроса (регулярно используемые в личном потреблении; их покупают часто, без раздумий и с минимальными усилиями на сравнение между собой) и "интервального" пользования, товары пассивного (те, которые потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается о его покупке) и повышенного спроса, товары сезонного спроса, сопутствующие товары (навязываемые продавцом при продаже основного товара), товары роскоши, сырьевые продукты и готовые изделия, экспортные товары, уникальные товары, новые (содержащие новые или дополнительные функциональные возможности, изменения в форме, дизайне или упаковке, имеющие значение для потребителя) и подержанные товары.
Товары выступают прежде всего как потребительные стоимости и в этом своём качестве составляют вещественное содержание всякого богатства.
Но не всякая потребительная стоимость является товаром. Для того чтобы быть товаром, благо должно быть меновой стоимостью, т.е. обладать свойством обмениваемости на другое благо в тех или иных пропорциях.
Товары классифицируются по различным критериям: товары конечного и промежуточного (покупается с целью последующего его использования в виде ресурсов производства других товаров) потребления, товары производственного назначения, товары длительного и краткосрочного пользования, товары повседневного спроса (регулярно используемые в личном потреблении; их покупают часто, без раздумий и с минимальными усилиями на сравнение между собой) и "интервального" пользования, товары пассивного (те, которые потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается о его покупке) и повышенного спроса, товары сезонного спроса, сопутствующие товары (навязываемые продавцом при продаже основного товара), товары роскоши, сырьевые продукты и готовые изделия, экспортные товары, уникальные товары, новые (содержащие новые или дополнительные функциональные возможности, изменения в форме, дизайне или упаковке, имеющие значение для потребителя) и подержанные товары.
Товары выступают прежде всего как потребительные стоимости и в этом своём качестве составляют вещественное содержание всякого богатства.
Но не всякая потребительная стоимость является товаром. Для того чтобы быть товаром, благо должно быть меновой стоимостью, т.е. обладать свойством обмениваемости на другое благо в тех или иных пропорциях.
ТЕХНОПОЛИС (от греч. tеchne - искусство, ремесло и pо1is - город), одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для ускорения инновационных процессов, содействия быстрому и эффективному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового уровня. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.
ТЕХНОПАРК (технологический парк), форма территориальной интеграции науки, образования и производства в форме объединения научных организаций, про-ектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий. Создаётся для ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов. Часто имеет льготное налогообложение.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, виды экономической деятельности, не регистрируемые статистикой. Теневая экономика входит в состав существующего в экономике всех стран так называемого неформального сектора, охватывающего как легитимные (законные), так и нелегитимные виды экономической деятельности. К легитимным, но неформальным её видам относятся семейные предприятия, временные бригады строителей, другие мелкие и мельчайшие предприятия, особенно в сфере услуг. Сюда же входят разнообразные виды деятельности, осуществляемые без лицензий (напр., труд врачей, учителей, репетиторов), а также различные законные виды деятельности, результаты которых скрываются или преуменьшаются производителями с помощью различных операций (напр., бартерных).
Нелегитимные сегменты неформального сектора образуют теневую экономику. Это - все виды деятельности, осуществляемые в обход и с нарушением существующего в стране законодательства, в т.ч. криминальные (преступные). Главным мотивом ухода в "тень" служит стремление уклониться от уплаты налогов и социальных выплат, которое зависит от размеров налоговой нагрузки на физических лиц и предприятия. Существует прямая зависимость между долей теневой экономики в ВВП страны и тяжестью налогового бремени: страны с низкой налоговой нагрузкой отличаются, как правило, и низкой долей теневой экономики в процентах к ВВП. И наоборот, для стран с высоким налоговым бременем характерна и более высокая доля теневой экономики.
Нелегитимные сегменты неформального сектора образуют теневую экономику. Это - все виды деятельности, осуществляемые в обход и с нарушением существующего в стране законодательства, в т.ч. криминальные (преступные). Главным мотивом ухода в "тень" служит стремление уклониться от уплаты налогов и социальных выплат, которое зависит от размеров налоговой нагрузки на физических лиц и предприятия. Существует прямая зависимость между долей теневой экономики в ВВП страны и тяжестью налогового бремени: страны с низкой налоговой нагрузкой отличаются, как правило, и низкой долей теневой экономики в процентах к ВВП. И наоборот, для стран с высоким налоговым бременем характерна и более высокая доля теневой экономики.
ТЕНДЕР (от англ. tender - аукцион, предложение), 1) конкурентные торги открытого (открытый тендер) или закрытого (для ограниченного числа участников - закрытый тендер) типов; конкурсная форма размещения заказа. 2) Письменное предложение, заявление о подписке на ценные бумаги, о намерении заключить контракт или поставить товары. 3) Цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен, предлагаемых его конкурентом, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар.
После сопоставления условий поступивших тендеров один из них принимается и соответствующему предлагающему лицу - победителю конкурса - направляется извещение. Предметом тендера могут быть различные объекты: от разработки проекта компьютеризации офиса до разведки нефтяных месторождений.
Тендеры бывают национальные и международные. Международные тендеры представляют форму организации торговых операций на мировом рынке оборудования, строительных, инжиниринговых и иных работ. Заключаются в объявлении открытого или закрытого конкурса на лучшие условия выполнения заказа, являющегося предметом торгов. А. А. Петров.
После сопоставления условий поступивших тендеров один из них принимается и соответствующему предлагающему лицу - победителю конкурса - направляется извещение. Предметом тендера могут быть различные объекты: от разработки проекта компьютеризации офиса до разведки нефтяных месторождений.
Тендеры бывают национальные и международные. Международные тендеры представляют форму организации торговых операций на мировом рынке оборудования, строительных, инжиниринговых и иных работ. Заключаются в объявлении открытого или закрытого конкурса на лучшие условия выполнения заказа, являющегося предметом торгов. А. А. Петров.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, объединение государств для проведения взаимного экономического сотрудничества и совместной внешнеэкономической политики. Создаётся на базе договора между двумя и более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли, таможенный союз обусловливает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики.
Таможенные союзы создавались уже в 19 в. (напр., таможенный союз германских государств, таможенный союз между Францией и Монако и др.).
В процессе развития экономической интеграции таможенный союз выступает как одна из её форм. Это первый этап формирования Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз). Форму таможенного союза имеют многие интеграционные группировки развивающихся стран, напр. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО) и др.
В процессе формирования находится Таможенный союз в рамках СНГ, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Между странами этого Таможенного союза не только снимаются барьеры на пути товаров, но и проводятся мероприятия по согласованию экономической политики, проведению общей внешнеторговой политики, унификации таможенного законодательства, хотя разные экономические интересы стран-участниц вызывают появление некоторых барьеров во взаимной торговле.
Таможенные союзы создавались уже в 19 в. (напр., таможенный союз германских государств, таможенный союз между Францией и Монако и др.).
В процессе развития экономической интеграции таможенный союз выступает как одна из её форм. Это первый этап формирования Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз). Форму таможенного союза имеют многие интеграционные группировки развивающихся стран, напр. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО) и др.
В процессе формирования находится Таможенный союз в рамках СНГ, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Между странами этого Таможенного союза не только снимаются барьеры на пути товаров, но и проводятся мероприятия по согласованию экономической политики, проведению общей внешнеторговой политики, унификации таможенного законодательства, хотя разные экономические интересы стран-участниц вызывают появление некоторых барьеров во взаимной торговле.
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ (хозяйствующие субъекты), активная движущая сила производственного процесса. Главный субъект экономики в современных условиях - государство. Оно, во-первых, определяет и защищает условия экономической деятельности, те "правила игры", согласно которым действуют все субъекты экономики. Законы, процедуры и нормы, определяемые государством, носят обязательный характер. Во-вторых, государство создаёт и защищает посредством антимонопольного законодательства рыночную среду, благодаря которой действует механизм конкуренции. В-третьих, государство через налоговую систему и бюджет перераспределяет финансовые потоки, осуществляет экономическое регулирование и непосредственную экономическую деятельность, создавая объекты государственной собственности и управляя ими.
Субъектами экономики выступают также предприятия и фирмы, осуществляющие непосредственную экономическую деятельность. Предприятие (завод, фабрика) - обособленная единица по производству товаров и услуг. Когда предприятие является юридическим лицом, оно становится субъектом экономики на основе контракта (договора); в этом случае предприятие выступает как фирма. Если же предприятие включено в состав экономической организационной структуры наряду с другими предприятиями, то оно перестаёт быть самостоятельным субъектом экономики. В таком случае организационная структура, включающая несколько предприятий, также называется фирмой.
В западных странах более распространённый субъект экономики - фирма; в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством,- предприятие, которое понимается как самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица.
Субъектами экономики выступают также предприятия и фирмы, осуществляющие непосредственную экономическую деятельность. Предприятие (завод, фабрика) - обособленная единица по производству товаров и услуг. Когда предприятие является юридическим лицом, оно становится субъектом экономики на основе контракта (договора); в этом случае предприятие выступает как фирма. Если же предприятие включено в состав экономической организационной структуры наряду с другими предприятиями, то оно перестаёт быть самостоятельным субъектом экономики. В таком случае организационная структура, включающая несколько предприятий, также называется фирмой.
В западных странах более распространённый субъект экономики - фирма; в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством,- предприятие, которое понимается как самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица.