ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, объединение государств для проведения взаимного экономического сотрудничества и совместной внешнеэкономической политики. Создаётся на базе договора между двумя и более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли, таможенный союз обусловливает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики.
Таможенные союзы создавались уже в 19 в. (напр., таможенный союз германских государств, таможенный союз между Францией и Монако и др.).
В процессе развития экономической интеграции таможенный союз выступает как одна из её форм. Это первый этап формирования Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз). Форму таможенного союза имеют многие интеграционные группировки развивающихся стран, напр. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО) и др.
В процессе формирования находится Таможенный союз в рамках СНГ, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Между странами этого Таможенного союза не только снимаются барьеры на пути товаров, но и проводятся мероприятия по согласованию экономической политики, проведению общей внешнеторговой политики, унификации таможенного законодательства, хотя разные экономические интересы стран-участниц вызывают появление некоторых барьеров во взаимной торговле.
И. П. Фаминский.
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, систематизированный свод таможенных пошлин на все товары, импортируемые в страну (в определённых случаях и экспортируемые из страны), подлежащие обложению таможенными пошлинами. Для установления ставок таможенных пошлин товары в таможенном тарифе классифицируются в соответствии с "Гармонизированной системой описания и кодирования товаров", утверждённой Международной конвенцией в 1983 г. В Российской Федерации и странах СНГ таможенные пошлины устанавливаются на основе единой "Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности", принятой странами СНГ в 1995 г. также в соответствии с "Гармонизированной системой".
На мировой арене таможенный тариф выступает инструментом активной внешнеторговой политики страны. Его ставки обычно дифференцированы в зависимости от состояния договорных отношений этой страны со странами-экспортёрами. Тарифы бывают одноколонные (или простые) и двух- и многоколонные (или сложные). Простые (одноколонные) тарифы используются редко. Сложные (двух- и многоколонные) тарифы применяет большинство стран.
Сложные тарифы, в свою очередь, бывают двух видов: автономные и автономно-конвенционные. В автономных тарифах устанавливаются общие и минимальные пошлины вне связи с какими-либо договорными обязательствами. Автономно-конвенционные тарифы содержат одну-две колонки автономных пошлин и одну-две колонки конвенционных пошлин (см. Пошлина). Последние устанавливаются в отношении товаров стран, с которыми заключены договоры. Такие тарифы применяются странами БЭС, ЕАСТ, НАФТА, участниками интеграционных группировок развивающихся стран.
В России таможенный тариф содержит три величины ставки на каждый товар. Базовой ставкой является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлин, увеличенные в 2 раза по сравнению с базовыми. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия, как и другие про-мышленно развитые страны, имеет преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран в российском тарифе составляют 75% от базовой ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 47 государств) при ввозе на территорию импортной пошлиной не облагаются.
В различного рода интеграционных группировках (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) таможенные пошлины во взаимной торговле не взимаются. В России не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран СНГ, с которыми подписан договор о зоне свободной торговли. По отношению к товарам из стран, находящихся в Таможенном союзе с Россией (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) не только не применяются импортные пошлины, но и предпринимаются шаги к согласованию размера таможенных пошлин по отношению к товарам из стран, не входящих в Союз.
При установлении размера пошлин страны, как правило, повышают их по мере роста степени обработки изделия. Так, в таможенном тарифе Японии в начале 1970-х гг. пошлина на кожсырьё составляла 0, на кожу 19,9%, кожгалантерею 23,6%, обувь 29,5%; на железную руду 0, чугун и ферросплавы 10,0%, сталь 13,0%, прокат 15,4%. Наиболее высокие пошлины устанавливаются на бытовую технику (напр., пошлины в ЕЭС на транзисторные радиоприёмники в начале 1970-х гг. были равны 17%). В ходе переговоров в рамках ГАТТ пошлины в промышленно развитых странах снизились, но их эскалация по мере повышения степени обработки продукта сохраняется.
Так, в соответствии с договорённостями Уругвайского раунда переговоров средний размер пошлин в тарифе США в 2000 г. составлял 4,3%, при этом 40% товаров, преимущественно сырьё, ввозится беспошлинно, а на отдельные нетропические сельскохозяйственные товары пошлина составила 440%, в Японии средний размер пошлин - 5,4% (62% товаров ввозится беспошлинно, а наивысшая ставка пошлины 552%). В ЕС средняя ставка пошлин - 6,6 товаров ввозится беспошлинно, а наивысшая ставка пошлины 280%).
И. П. Фаминский.
Таможенные союзы создавались уже в 19 в. (напр., таможенный союз германских государств, таможенный союз между Францией и Монако и др.).
В процессе развития экономической интеграции таможенный союз выступает как одна из её форм. Это первый этап формирования Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз). Форму таможенного союза имеют многие интеграционные группировки развивающихся стран, напр. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО) и др.
В процессе формирования находится Таможенный союз в рамках СНГ, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Между странами этого Таможенного союза не только снимаются барьеры на пути товаров, но и проводятся мероприятия по согласованию экономической политики, проведению общей внешнеторговой политики, унификации таможенного законодательства, хотя разные экономические интересы стран-участниц вызывают появление некоторых барьеров во взаимной торговле.
И. П. Фаминский.
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, систематизированный свод таможенных пошлин на все товары, импортируемые в страну (в определённых случаях и экспортируемые из страны), подлежащие обложению таможенными пошлинами. Для установления ставок таможенных пошлин товары в таможенном тарифе классифицируются в соответствии с "Гармонизированной системой описания и кодирования товаров", утверждённой Международной конвенцией в 1983 г. В Российской Федерации и странах СНГ таможенные пошлины устанавливаются на основе единой "Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности", принятой странами СНГ в 1995 г. также в соответствии с "Гармонизированной системой".
На мировой арене таможенный тариф выступает инструментом активной внешнеторговой политики страны. Его ставки обычно дифференцированы в зависимости от состояния договорных отношений этой страны со странами-экспортёрами. Тарифы бывают одноколонные (или простые) и двух- и многоколонные (или сложные). Простые (одноколонные) тарифы используются редко. Сложные (двух- и многоколонные) тарифы применяет большинство стран.
Сложные тарифы, в свою очередь, бывают двух видов: автономные и автономно-конвенционные. В автономных тарифах устанавливаются общие и минимальные пошлины вне связи с какими-либо договорными обязательствами. Автономно-конвенционные тарифы содержат одну-две колонки автономных пошлин и одну-две колонки конвенционных пошлин (см. Пошлина). Последние устанавливаются в отношении товаров стран, с которыми заключены договоры. Такие тарифы применяются странами БЭС, ЕАСТ, НАФТА, участниками интеграционных группировок развивающихся стран.
В России таможенный тариф содержит три величины ставки на каждый товар. Базовой ставкой является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлин, увеличенные в 2 раза по сравнению с базовыми. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия, как и другие про-мышленно развитые страны, имеет преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран в российском тарифе составляют 75% от базовой ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 47 государств) при ввозе на территорию импортной пошлиной не облагаются.
В различного рода интеграционных группировках (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) таможенные пошлины во взаимной торговле не взимаются. В России не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран СНГ, с которыми подписан договор о зоне свободной торговли. По отношению к товарам из стран, находящихся в Таможенном союзе с Россией (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) не только не применяются импортные пошлины, но и предпринимаются шаги к согласованию размера таможенных пошлин по отношению к товарам из стран, не входящих в Союз.
При установлении размера пошлин страны, как правило, повышают их по мере роста степени обработки изделия. Так, в таможенном тарифе Японии в начале 1970-х гг. пошлина на кожсырьё составляла 0, на кожу 19,9%, кожгалантерею 23,6%, обувь 29,5%; на железную руду 0, чугун и ферросплавы 10,0%, сталь 13,0%, прокат 15,4%. Наиболее высокие пошлины устанавливаются на бытовую технику (напр., пошлины в ЕЭС на транзисторные радиоприёмники в начале 1970-х гг. были равны 17%). В ходе переговоров в рамках ГАТТ пошлины в промышленно развитых странах снизились, но их эскалация по мере повышения степени обработки продукта сохраняется.
Так, в соответствии с договорённостями Уругвайского раунда переговоров средний размер пошлин в тарифе США в 2000 г. составлял 4,3%, при этом 40% товаров, преимущественно сырьё, ввозится беспошлинно, а на отдельные нетропические сельскохозяйственные товары пошлина составила 440%, в Японии средний размер пошлин - 5,4% (62% товаров ввозится беспошлинно, а наивысшая ставка пошлины 552%). В ЕС средняя ставка пошлин - 6,6 товаров ввозится беспошлинно, а наивысшая ставка пошлины 280%).
И. П. Фаминский.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи