ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

Наука » Экономика
ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ, одно из ключевых понятий социальной теории К. Маркса. Фетишизм (от франц. fetiche - амулет, волшебство) означает религиозное поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Отсюда товарный фетишизм - наделение товаров сверхъестественными, магическими свойствами (самовозрастание стоимости).

Человеку представляется, что товары одарены собственной жизнью и вступают в определённые отношения сами с собой и с людьми. Когда человек приносит товар на рынок, не зная, то ли он обогатится в результате продажи, то ли не сможет продать его вообще, он поневоле начинает наделять товар сверхъестественными свойствами. По Марксу, в основе товарного фетишизма лежит стихийное развитие производства, такое состояние общества, когда человек не может овладеть социальными силами, созданными им самим. В результате товарную форму обретают не только вещи, но и отношения между людьми, отчуждённые от них и господствующие над ними.

Особенно ярко товарный фетишизм проявляется в денежном фетишизме. Деньги, выступая всеобщим эквивалентом, товаром всех товаров в мире, основанным на товарном богатстве, становятся не только воплощением богатства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими. Наделение денег сверхъестественными свойствами отражает реальный процесс овеществления стихийно действующих социальных сил и господства этих сил над обществом и над отдельным человеком. Э. Ф. Миженская.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.