- Интракультурный анализ проводится в пределах одной страны и похож на внутренние исследоваиня.
- При межкультурном анализе сначала собираются данные по странам, потом анализируется сходство и различие.
- Панкультурный анализ подразумевает анализ всех стран вместе.
Если измрения (например, отношения или удовлетворенности) проводятся в разных странах, надо установить эквивалентность шкал и единиц измерения. Эта эквивалентность имеет целый ряд аспектов.
1.Конструктивная эквивалентность показывает, имеют ли маркетинговые конструкции (например, лояльность к торговой марке) одинаковое значение и важность в разных странах. Иногда марка обозначает в стране всю товарную категорию
1.1.Концептуальная эквивалентность: тождественны ли интерпретации торговых марок, товаров, поведение потребителей и восприятие ими маркетинговых действий. Например, в США много мероприятий по стимулированию сбыта. Там сложилось мнение: если товар надо рекламировать, то он низкого качества.
1.2.Функциональная эквивалентность: выполняет ли данное понятие одну и ту же роль и функцию. Например, в Азии велосипед – средство транспотра, а в Европе он служит для отдыха и укрепления здоровья.
1.3.Эквивалентность категории: одинаковы ли категории товаров, торговых марок, поведения. Основной покупатель в США – глава семьи (мужчина или женщина). В некоторых странах основную массу покупок делает прислуга.
2.Операционная эквивалентность касается процесса проведения измерений. Иногда одни и те же измерения нельзя провести, так как того или иног явления просто не существует в данной стране. Если в одной стране отдыхом считается какая-то спортивная игра, то в других странах такого вида отдыха может посто не быть (лыжный спорт, хотя и распространяется на юг с развитием технологий создания искусственного снега, все же распространен не во всех странах; греться на солнце и загорать больше любят жителя северных стран, южане больше любят сидеть в тени)
Личное интервью на дому также имеет национальные особенности. Одна из них – порядок страхования интервьюера. Иногда это должен делать работодатель, иногда – интервьюер. В некоторых странах большинство опросов – домашние, а в США отказываются от них из-за дороговизны.
Опросы в торговых центрах. В США распространены крупные торговые центры. В них оборудованы комнаты для интервью, площадки для наблюдений. В Европе опросы чаще проводятся на торговых улицах около магазинов.
Почтовые опросы во всех странах обычно лучше работают для промышленного маркетинга.
Интернет-опросы еще не достигли своего максимального развития. Если информатизация населения мала, они дают результаты только для небольшой части населения, поэтому могут использоваться ограниченно.
- Маркетинговая среда. В развивающихся странах производственная ориентация бизнеса встречатся чаще, чем маркетинговая. Спрос превышает предложение, конкуренция часто низка. Надо учитывать сложившийся ассортимент товаров, ценовую политику, контроль государства за средствами массовой информации, отношение общества к рекламе, неудовлетворенные потребности и поведение потребителей. Государство часто вводит ограничения на рекламы, особенно на государственных телеканалах.
- Государство и правительство. Следует изучить госсектор экономики, систему государственного стимулирования экономики, таможенные пошлины, структуру налогов, тарифы, нормы безопасности товаров, положения относительно зарубежных многонациональных компаний и их деятельности.
- Правовая среда. Важно знать законы, связанные с качеством товаров, упаковкой, гарантией, патентами, авторскими правами, ценообразованием, договорными отношениями.
- Экономическая среда. Уровень экономического развития определяет размер, степень модернизации и стандартизации рынков, стиль жизни потребителей, например, предпочитаемый вид отдыха.
Виды международных маркетинговых исследований:
- собственно международное, для товаров, продающихся в различных странах;
- зарубежное, проводимое в другой стране;
- многонациональное, осуществляемое во всех странах, в которых представлена компания;
- кросс-культурное, проводимое для различных культур.
При перспективности данного вида исследований они наталкиваются на довольно боьшие сложности, поэтому надо иметь представления об их особенностях и проблемах, которые могут возникнуть в процессе их проведения.
- кто наши клиенты;
- какой тип переживаний, связанных с нишим продуктом, они больше всего ценят;
- каким подходом пользуются конкуренты, преуспели ли они;
- куда развивается отрасль;
- есть ли в отрасли представитель, преуспевший в каком-то одном подходе.
Затем подбирают соответствующие проводники переживаний.
Ощущения могут быть:
- дифференциатором (что-то новое, отличающее продукт от других,например, морозная свежесть для стирального порошка);
- мотиватором (чтобы хотелось попробовать и приобрести);
Стратегические эмпирические модули (типы переживаний):
- ощущения (возникающие при съедании шоколада), короткие образы;
- более длительные чувства (эмоции по отношению к бренду, от благоприятного, благосклонного отношения до гордости от потребления);
- степенные, размеренные размышления (познание, решение проблем);
- действия (стиль жизни, взаимодействие с другими людьми);
- соотнесение (с собственным идеальным состоянием; с другими людьми; с другими культурами).
Можно попытаться управлять сразу несколькими модулями.
- классифицировать их (важно спросить, что легло в основу классификации);
- разработать визуальное развитие ситуации (какое изображение «будет дальше»);
- провести сенсорное дублирование изображений (какие стимулы других органов чувств вызовут сходные переживания);
- создать клип (дать описание содержания клипа, который отражает схожие переживания).
Много внимания уделяется брендам и брендингу. Но при исследованиях покупок мобильных телефонов 51% покупателей указали в качестве важнейшего фактора, определившего покупку, внешний вид, 37% – цену, 11% – функциональные свойства. Эт говорит о том, что все заранее знают, что все бренды хороши, и больеше ценят не свойства товара, а переживания, связанные с ним.
Итак, новый подход к маркетингу характеризуется тем, что
- делается акцент на переживания, ценности чувственного, поведенческого, познавательного характера вместо функциональных свойств товаров.
- исследуется ситуация потребителя: вместо того, чтобы концентрироваться на шампуне и его свойствах рассматривается более общее понятие ухода за телом; вместо дачной мебели рассматривается категория все для дачи;
- потребители искусно провоцируются с применением эмоционального воздействия;
- применяются самые разноплановые методики, главное – сгенерировать новую идею.
Бывает, что иностранные фирмы находят, чему поучиться в России. Компания Xerox использовала принцип прямых продаж. В Европе это работало прекрасно, но в странах с большой территорией сложно охватить таким способом весь рынок. Российский офис Xerox в 1999 году первым из отделений компании запустил двухуровневую систему дистрибуции, что привело к заметному росту объемов продаж. Теперь представители отделений Xerox из Индии, Латинской Америки, Египта и других стран приезжают в Москву перенимать новый опыт управления продажами.
Вот еще один пример, связанный с фирмой Xerox. Изучение производства спорттоваров позволило выявить схожесть складских операций при производстве спорттоваров и оргтехники: большое число готовых изделий разной массы и размера. Но у изготовителей спорттоваров затраты времени, связанные с ходками на склад, оказались значительно ниже. Выяснилось, что причиной этого является компьютерный учет и расположение часто используемых товаров поблизости от входа на склад. Продолжив исследования, выяснили, что похожие проблемы имеются и у фармацевтических фирм, и у изготовителей бытовых приборов.
1. Определение объекта бенчмаркинга. На этом этапе проводится
- оценка эффективности деятельности предприятия;
- установение потребности предприятия в улучшениях;
- выделение основных процессов, влияющих на результат деятельности предприятия;
- определение глубины бенчмаркинга;
- выбор способа количественного измерения характеристик.
2. Выбор партнера по бенчмаркингу:
- устанавливается, каким будет бенчмаркинг: внешним или внутренним;
- проводится поиск предприятий, которые являются эталонными;
- устанавливаются контакты с этими предприятиями;
- формулируются критерии, по которым будет производиться оценка и анализ.
Внутренний бенчмаркинг – бенчмаркинг осуществляемый внутри организации; сопоставлющий характеристики производственных единиц со схожими производственными процессами.
Бенчмаркинг конкурентоспособности – сопоставление характеристики предприятия, его продукта, производственных процессов, административных методов с характеристиками конкурентов.
Функциональный бенчмаркинг – сравнение определенной функции в различных организациях.
Бенчмаркинг процесса – сравнение показателей некоторого процесса своей организации и организации, признанной совершенной в данной области.
Глобальный бенчмаркинг – расширение стратегического бенчмаркинга (сравнения стратегий и стратегических целей), которое включает также ассоциативный бенчмаркинг (проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе). Проводится обычно на глобальном уровне, то есть изучаются мировые достижения, культура и организация производства в разных странах.