КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio - возмещение), возмещение потерь, понесённых убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение за что-либо, а также выплата рабочим и служащим, производимая в установленных законом случаях (за неиспользованный отпуск, за изнашивание инструментов, принадлежащих работнику, за невыданные спецодежду, паёк и т. п.).
Компенсация существует в форме компенсационных выплат за нанесённый материальный и(или) моральный ущерб, ранее понесённые потери. Например, с 1996 г. Правительство РФ осуществляет поэтапные компенсационные выплаты россиянам, чьи вклады в Сбербанке обесценились в 1991 г. В РФ денежная компенсация выплачивается тем, кто работает на Севере и в районах, приравненных к северным условиям (Камчатка, Магадан), а также тем, кто работает в условиях, наносящих вред здоровью - на шахтах, рудниках, вредных производствах (напр., химическом).
К компенсационным выплатам также относятся денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд и др. Например, при наборе работников для работы в другом городе им выплачивают денежную компенсацию для переезда и обустройства на новом месте (с учётом численности семьи).
Во многих странах, в т. ч. и в РФ, некоторые категории государственных служащих и работники частных компаний получают компенсацию за использование личных автомобилей для служебных поездок. Такая компенсация выступает как скрытая форма повышения реального дохода.
Компенсация существует в форме компенсационных выплат за нанесённый материальный и(или) моральный ущерб, ранее понесённые потери. Например, с 1996 г. Правительство РФ осуществляет поэтапные компенсационные выплаты россиянам, чьи вклады в Сбербанке обесценились в 1991 г. В РФ денежная компенсация выплачивается тем, кто работает на Севере и в районах, приравненных к северным условиям (Камчатка, Магадан), а также тем, кто работает в условиях, наносящих вред здоровью - на шахтах, рудниках, вредных производствах (напр., химическом).
К компенсационным выплатам также относятся денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд и др. Например, при наборе работников для работы в другом городе им выплачивают денежную компенсацию для переезда и обустройства на новом месте (с учётом численности семьи).
Во многих странах, в т. ч. и в РФ, некоторые категории государственных служащих и работники частных компаний получают компенсацию за использование личных автомобилей для служебных поездок. Такая компенсация выступает как скрытая форма повышения реального дохода.
КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь), передача информации от одного субъекта к другому с помощью общих символов. Субъектами могут быть отдельные личности, группы и целые организации. Управленческие структуры выступают в роли источников, получателей, посредников, контролёров управленческой информации.
Для успеха в управлении особенно важна межличностная коммуникация, которая осуществляется путём передачи идей, фактов, мнений, намёков, ощущений, или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестом, интонацией и т.п.). Во-первых, решение многих управленческих задач строится на взаимодействии людей (начальника с подчинёнными, подчинённых друг с другом и т. д.) в рамках конкретных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью. Существует понятие "богатство информации", или степени, с которой она может изменить понимание проблемы в рамках определённого периода времени. При этом данные, составляющие информацию, являются продуктом коммуникации. Богатство информации определяется не только содержанием данных, но и средствами передачи этой информации.
В процессе обмена информацией можно выделить следующие базовые элементы:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи, собирающее информацию и передающее её. Он проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи её другому лицу (получателю).
Для успеха в управлении особенно важна межличностная коммуникация, которая осуществляется путём передачи идей, фактов, мнений, намёков, ощущений, или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестом, интонацией и т.п.). Во-первых, решение многих управленческих задач строится на взаимодействии людей (начальника с подчинёнными, подчинённых друг с другом и т. д.) в рамках конкретных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью. Существует понятие "богатство информации", или степени, с которой она может изменить понимание проблемы в рамках определённого периода времени. При этом данные, составляющие информацию, являются продуктом коммуникации. Богатство информации определяется не только содержанием данных, но и средствами передачи этой информации.
В процессе обмена информацией можно выделить следующие базовые элементы:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи, собирающее информацию и передающее её. Он проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи её другому лицу (получателю).
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, признающие получение прибыли главной целью своей деятельности и распределяющие часть этой прибыли, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей, между своими участниками (членами, учредителями) для непосредственного использования. В РФ, согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, коммерческие организации могут создаваться и функционировать только в одной из следующих организационно-правовых форм: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, товарищество полное и товарищество на вере, производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Коммерческие организации для легального функционирования должны быть юридическими лицами, т.е. удовлетворять следующим условиям: 1) обладать обособленным имуществом, на которое в случае судебного решения может быть обращена ответственность по обязательствам организации; 2) приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и обязанности, быть ответчиком и истцом в суде; 3) иметь самостоятельный баланс или смету, отражающие имущество, поступления, затраты, активы и пассивы организации. Каждое юридическое лицо должно иметь наименование, адрес, учредительный договор и (или) устав, официально зарегистрированные в установленном порядке. См. также Предприятие. Г. Б. Клейнер.
Коммерческие организации для легального функционирования должны быть юридическими лицами, т.е. удовлетворять следующим условиям: 1) обладать обособленным имуществом, на которое в случае судебного решения может быть обращена ответственность по обязательствам организации; 2) приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и обязанности, быть ответчиком и истцом в суде; 3) иметь самостоятельный баланс или смету, отражающие имущество, поступления, затраты, активы и пассивы организации. Каждое юридическое лицо должно иметь наименование, адрес, учредительный договор и (или) устав, официально зарегистрированные в установленном порядке. См. также Предприятие. Г. Б. Клейнер.
КОМАНДА, коллектив единомышленников с особенно высоким уровнем сплочённости вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в организации; социальная группа, в которой неформальные отношения между её членами могут иметь большее значение, чем формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпадать с её официальным положением в организации.
Члены команды связаны общими ценностями и отделены от других коллективов. По мнению специалистов, основные атрибуты команды - это цели, ценности, роли, особые отношения между её членами, неформальная внутренняя организация, координация деятельности, организационная культура, чёткая система взаимного контроля, собственная система коммуникаций, система вознаграждения и мотиваций. Условием образования команды являются профессиональная, интеллектуальная и психологическая совместимость образующих её людей, распределение между ними обязанностей в соответствии с их способностями и желаниями. Такой подход позволяет членам команды успешно решать возникающие проблемы.
С точки зрения сроков существования команды могут быть временными (создаваться для решения конкретной задачи) и постоянными. Для команды характерно чувство общности, своеобразное "мы", объединяющее людей. Это делает команду эффективным инструментом достижения стратегических целей организации. Команда выступает одновременно как "мозговой центр" и как "мотор" организации, как важнейший фактор управления её деятельностью.
Члены команды связаны общими ценностями и отделены от других коллективов. По мнению специалистов, основные атрибуты команды - это цели, ценности, роли, особые отношения между её членами, неформальная внутренняя организация, координация деятельности, организационная культура, чёткая система взаимного контроля, собственная система коммуникаций, система вознаграждения и мотиваций. Условием образования команды являются профессиональная, интеллектуальная и психологическая совместимость образующих её людей, распределение между ними обязанностей в соответствии с их способностями и желаниями. Такой подход позволяет членам команды успешно решать возникающие проблемы.
С точки зрения сроков существования команды могут быть временными (создаваться для решения конкретной задачи) и постоянными. Для команды характерно чувство общности, своеобразное "мы", объединяющее людей. Это делает команду эффективным инструментом достижения стратегических целей организации. Команда выступает одновременно как "мозговой центр" и как "мотор" организации, как важнейший фактор управления её деятельностью.
КОЛЛЕКТИВ, группа, члены которой имеют единую для всех цель, психологически признают друг друга, отождествляют себя с группой, взаимодействуют в процессе достижения совместной цели; организованная общность людей, объединённая конкретным видом деятельности и складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Коллектив характеризуется такими признаками, как совместная деятельность, наличие общих интересов, целей и задач, единая организация и управление, относительная устойчивость и длительность функционирования.
В рамках коллектива удовлетворяется потребность человека в общении и деловом взаимодействии. Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединённой по какому-то принципу, напр. общности территории, профессии, обстоятельств, в которых они оказались. Такое объединение, естественно, не означает, что члены группы постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять свои обязанности - степень сплочённости членов группы может быть различной, но при этом они в любом случае включены в систему управленческих отношений. Именно коллектив составляет основу любой организации. У коллектива работник организации обретает поддержку и защиту, в коллективе он в первую очередь находит признание своих успехов и достижений.
С др. стороны, коллектив воздействует на поведение человека, стимулирует в нём стремление к совершенствованию, творческую активность. Индивиду приходится жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы.
В рамках коллектива удовлетворяется потребность человека в общении и деловом взаимодействии. Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединённой по какому-то принципу, напр. общности территории, профессии, обстоятельств, в которых они оказались. Такое объединение, естественно, не означает, что члены группы постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять свои обязанности - степень сплочённости членов группы может быть различной, но при этом они в любом случае включены в систему управленческих отношений. Именно коллектив составляет основу любой организации. У коллектива работник организации обретает поддержку и защиту, в коллективе он в первую очередь находит признание своих успехов и достижений.
С др. стороны, коллектив воздействует на поведение человека, стимулирует в нём стремление к совершенствованию, творческую активность. Индивиду приходится жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы.
КЛИРИНГ (от англ. clearing - очищать), система безналичных расчётов между компаниями, предприятиями, странами за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей. Например, одна сторона поставляет другой зерно по цене 1000 долл. за 1 тонну, а другая сторона поставляет первой автомобили по цене 10000 долл. за 1 автомобиль. Тогда при поставке одной стороной 200 тонн зерна, а другой стороной - 20 автомобилей соблюдается баланс взаимных платежей, и денежные расчёты становятся излишними.
Впервые клиринговые расчёты стали применяться английскими банками в середине 17 в. в связи с нехваткой металлических денег, т. к. применение клиринга позволяет свести к минимуму погашение финансовых требований наличными деньгами. Клиринговые расчёты между странами вначале использовались только при внешнеторговых операциях, и лишь затем эти расчёты были распространены на все виды международных платежей. Клиринговые расчёты осуществляются на основе специальных клиринговых (платёжных) соглашений, включающих следующие обязательные элементы: систему клиринговых счетов (их, как правило, два), на которых учитываются все платежи и поступления каждой из сторон; объём клиринга, т. е. все денежные платежи и поступления каждой из сторон; валюта клиринга (согласованная валюта, в которой ведутся клиринговые счета); согласованный порядок пересчёта сальдо - разности между денежными поступлениями и расходами за определённый период на клиринговом счёте в случае изменения курса валюты; объём технического кредита по клирингу -взаимодопустимое кредитование сторонами (предельно допустимое сальдо задолженности); текущее выравнивание сальдо по клирингу (производится сторонами в обусловленные сроки); окончательное регулирование сальдо.
Впервые клиринговые расчёты стали применяться английскими банками в середине 17 в. в связи с нехваткой металлических денег, т. к. применение клиринга позволяет свести к минимуму погашение финансовых требований наличными деньгами. Клиринговые расчёты между странами вначале использовались только при внешнеторговых операциях, и лишь затем эти расчёты были распространены на все виды международных платежей. Клиринговые расчёты осуществляются на основе специальных клиринговых (платёжных) соглашений, включающих следующие обязательные элементы: систему клиринговых счетов (их, как правило, два), на которых учитываются все платежи и поступления каждой из сторон; объём клиринга, т. е. все денежные платежи и поступления каждой из сторон; валюта клиринга (согласованная валюта, в которой ведутся клиринговые счета); согласованный порядок пересчёта сальдо - разности между денежными поступлениями и расходами за определённый период на клиринговом счёте в случае изменения курса валюты; объём технического кредита по клирингу -взаимодопустимое кредитование сторонами (предельно допустимое сальдо задолженности); текущее выравнивание сальдо по клирингу (производится сторонами в обусловленные сроки); окончательное регулирование сальдо.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ в маркетинге, разделение товаров на группы по классификационным признакам, характеризующим назначение товара, его обозначение, оформление, способы продажи. Классификация товаров облегчает их учёт, рекламу, продажу.
По признаку долговечности товары разделяют на две группы: а) товары длительного пользования - веши, предназначенные для многократного, долговременного применения, напр. мебель, одежда, транспортные средства; б) товары кратковременного пользования -вещи, потребляемые в течение одного (пищевые продукты) или нескольких циклов употребления (мыло, стиральный порошок и др.).
Специальную товарную группу образуют услуги, которые продаются в виде определённых действий, напр. услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских, туристических агентств и т. п.
К товарам широкого потребления относят потребительские товары, используемые населением в повседневной жизни. Товары широкого потребления подразделяются в маркетинговой деятельности на ряд группировок.
По признаку долговечности товары разделяют на две группы: а) товары длительного пользования - веши, предназначенные для многократного, долговременного применения, напр. мебель, одежда, транспортные средства; б) товары кратковременного пользования -вещи, потребляемые в течение одного (пищевые продукты) или нескольких циклов употребления (мыло, стиральный порошок и др.).
Специальную товарную группу образуют услуги, которые продаются в виде определённых действий, напр. услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских, туристических агентств и т. п.
К товарам широкого потребления относят потребительские товары, используемые населением в повседневной жизни. Товары широкого потребления подразделяются в маркетинговой деятельности на ряд группировок.
КЕЙНСИАНСТВО, направление в экономической (макроэкономической) теории, ведущее своё начало от идей, изложенных в книге знаменитого английского экономиста и государственного деятеля Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Книга Кейнса, которая произвела переворот в мировой экономической мысли, была вызвана к жизни небывало глубоким и длительным спадом производства, поразившим все развитые страны в 1929-33 гг. и получившим впоследствии название "Великая депрессия". Многим в то время приходила в голову мысль, что изменившаяся экономическая реальность требует новой теории, не настолько связанной с равновесным подходом, как господствовавшая в то время неоклассическая экономическая теория. Эту роль как раз и сыграла теория Кейнса.
В определённом смысле Кейнса можно назвать основоположником современной макроэкономики. Он впервые построил теорию, в которой исследовались взаимосвязи не между различными домохозяйствами и фирмами, а между агрегатными (суммарными, совокупными) экономическими показателями: общими величинами производимой продукции, доходов, потребительских расходов, сбережений, инвестиций и пр. во всей экономике данной страны. Во многом благодаря Кейнсу и возникшему под его влиянием интересу экономистов к макроэкономическим показателям во всех странах была создана современная статистика национального дохода.
В определённом смысле Кейнса можно назвать основоположником современной макроэкономики. Он впервые построил теорию, в которой исследовались взаимосвязи не между различными домохозяйствами и фирмами, а между агрегатными (суммарными, совокупными) экономическими показателями: общими величинами производимой продукции, доходов, потребительских расходов, сбережений, инвестиций и пр. во всей экономике данной страны. Во многом благодаря Кейнсу и возникшему под его влиянием интересу экономистов к макроэкономическим показателям во всех странах была создана современная статистика национального дохода.
КВОТА (от лат. quota - часть, приходящаяся на каждого), 1) доля, часть, пай, приходящаяся на одного из участников общего дела. 2) Доля участия страны или отдельной компании в производстве, сбыте, экспорте какого-нибудь товара. 3) Количественные ограничения производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров, вводимые на определённый период; инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Квоты производства или сбыта товара применяются в национальных и международных картелях, где они устанавливаются и пересматриваются в соответствии с экономической силой участников. Нарушение квоты часто влечёт за собой уплату штрафа. Квоты производства и потребления для отдельных участников устанавливаются в международных товарных соглашениях, квоты производства и поставки на рынок - в организациях стран-экспортёров [напр., в Организации стран - экспортёров нефти (ОПЕК), участницы которой согласовывают между собой и устанавливают ограничения на поставку нефти]. В условиях политики энергосбережения спрос на нефть растёт очень медленно, а возможности её добычи растут. Ограничивая поставки, страны ОПЕК стремятся поддерживать уровень мировых цен на нефть.
Импортные или экспортные квоты - форма административного регулирования внешней торговли. Импортные квоты, или контингентирование ввоза (установление количества товара, разрешённого к ввозу), являются важным инструментом импортного протекционизма. Импортные квоты начали широко применяться во всех промышленно развитых странах в 1930-40-х гг., когда в период мирового экономического кризиса 1929-33 гг. мировые цены резко упали и импортные пошлины перестали быть серьёзным барьером для ввоза иностранных товаров.
Импортные или экспортные квоты - форма административного регулирования внешней торговли. Импортные квоты, или контингентирование ввоза (установление количества товара, разрешённого к ввозу), являются важным инструментом импортного протекционизма. Импортные квоты начали широко применяться во всех промышленно развитых странах в 1930-40-х гг., когда в период мирового экономического кризиса 1929-33 гг. мировые цены резко упали и импортные пошлины перестали быть серьёзным барьером для ввоза иностранных товаров.
КВАЛИФИКАЦИЯ (от лат qualis -какой, какого качества и facio - делать), 1) характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе, напр. квалификация преступления - определение статьи уголовного кодекса, предусматривающей наказание за данное преступление. 2) Профессия, специальность, степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда, наличие у работника знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения определённой работы.
Для получения профессии, специальности требуется пройти курс обучения. В соответствии со своими интересами, возможностями и условиями человек выбирает, в каком учебном заведении и на какую специальность учиться, затем в ходе профессиональной деятельности человек повышает своё мастерство.
Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации соответствующего тарифного разряда), что свидетельствует о пригодности работника к выполнению определённого круга работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория (напр., юрист 1-й, 2-й и 3-й категории) или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя).
Для получения профессии, специальности требуется пройти курс обучения. В соответствии со своими интересами, возможностями и условиями человек выбирает, в каком учебном заведении и на какую специальность учиться, затем в ходе профессиональной деятельности человек повышает своё мастерство.
Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации соответствующего тарифного разряда), что свидетельствует о пригодности работника к выполнению определённого круга работ. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория (напр., юрист 1-й, 2-й и 3-й категории) или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя).
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, техногенных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. Среди объективных факторов - потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения; среди субъективных - удовлетворённость работой и жизненными условиями, социальным статусом индивида, финансовым положением семьи и семейными отношениями. Таким образом, концепция качества жизни включает все аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.
Большинство стран длительное время использовали классификацию показателей качества и уровня жизни населения, подготовленную экспертами ООН в 1961 г. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на 1-е место здоровье, на 2-е - потребление, на 3-е - образование. В шведской модели качества жизни, разработанной в конце 1960-х - начале 70-х гг., на 1-м месте труд и его условия, экономические и политические возможности человека; разработчики модели стремились учесть в концепции качества жизни влияние социальной политики, проводимой правительствами, на условия жизни различных слоев населения. Обе эти концепции придавали доминирующее значение количественным показателям, особенно показателям, определяющим уровень жизни. В классификации ООН, распространяемой на все страны (в т. ч. и развивающиеся), на 1-е место поставлено потребление продуктов питания, далее - состояние здоровья, уровень образования. К важнейшим показателям уровня и качества жизни, позволяющим проводить межстрановые сравнения, относятся коэффициент младенческой смертности, а также структура пищевого рациона населения.
Большинство стран длительное время использовали классификацию показателей качества и уровня жизни населения, подготовленную экспертами ООН в 1961 г. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на 1-е место здоровье, на 2-е - потребление, на 3-е - образование. В шведской модели качества жизни, разработанной в конце 1960-х - начале 70-х гг., на 1-м месте труд и его условия, экономические и политические возможности человека; разработчики модели стремились учесть в концепции качества жизни влияние социальной политики, проводимой правительствами, на условия жизни различных слоев населения. Обе эти концепции придавали доминирующее значение количественным показателям, особенно показателям, определяющим уровень жизни. В классификации ООН, распространяемой на все страны (в т. ч. и развивающиеся), на 1-е место поставлено потребление продуктов питания, далее - состояние здоровья, уровень образования. К важнейшим показателям уровня и качества жизни, позволяющим проводить межстрановые сравнения, относятся коэффициент младенческой смертности, а также структура пищевого рациона населения.
КАЧЕСТВО, философское понятие, характеризующее совокупность существенных отличительных свойств предмета, явления или процесса. Применительно к экономике различают качество товара или услуги, качество труда, качество жизни и др.
Качество товара (услуги) - совокупность свойств, обеспечивающих их пригодность для удовлетворения соответствующих производственных, общественных, индивидуальных потребностей. Чем лучше качество товара, тем выше его полезность для потребителя. Качество определяется мерой, в которой товар соответствует лучшим образцам, стандартам. Способы оценки качества товара многообразны. Для товаров производственно-технического назначения особенно важны технико-экономические показатели: функциональная пригодность, технологичность производства, ремонтопригодность, безопасность, надёжность. Для потребительских промышленных товаров - это дизайн, безопасность, эстетические и эргономические свойства; для продовольственных товаров - вкусовые, органолептические свойства, экологическая чистота.
В современной рыночной экономике качество товара или услуга становится не менее важным фактором в конкурентной борьбе, чем их цена. Под давлением жёсткой конкуренции в поисках рынков сбыта производители вынуждены всё в большей мере ориентироваться на повышение качества товаров и услуг.
Качество труда - характеристика конкретного вида труда, исходящая из его сложности, интенсивности, значения для общества и результатов. Различают высококвалифицированный, малоквалифицированный и неквалифицированный труд. Труд высокой и средней квалификации требует образовательной и специальной подготовки. С.А.Хавина.
Качество товара (услуги) - совокупность свойств, обеспечивающих их пригодность для удовлетворения соответствующих производственных, общественных, индивидуальных потребностей. Чем лучше качество товара, тем выше его полезность для потребителя. Качество определяется мерой, в которой товар соответствует лучшим образцам, стандартам. Способы оценки качества товара многообразны. Для товаров производственно-технического назначения особенно важны технико-экономические показатели: функциональная пригодность, технологичность производства, ремонтопригодность, безопасность, надёжность. Для потребительских промышленных товаров - это дизайн, безопасность, эстетические и эргономические свойства; для продовольственных товаров - вкусовые, органолептические свойства, экологическая чистота.
В современной рыночной экономике качество товара или услуга становится не менее важным фактором в конкурентной борьбе, чем их цена. Под давлением жёсткой конкуренции в поисках рынков сбыта производители вынуждены всё в большей мере ориентироваться на повышение качества товаров и услуг.
Качество труда - характеристика конкретного вида труда, исходящая из его сложности, интенсивности, значения для общества и результатов. Различают высококвалифицированный, малоквалифицированный и неквалифицированный труд. Труд высокой и средней квалификации требует образовательной и специальной подготовки. С.А.Хавина.