КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ в маркетинге, разделение товаров на группы по классификационным признакам, характеризующим назначение товара, его обозначение, оформление, способы продажи. Классификация товаров облегчает их учёт, рекламу, продажу.
По признаку долговечности товары разделяют на две группы: а) товары длительного пользования - веши, предназначенные для многократного, долговременного применения, напр. мебель, одежда, транспортные средства; б) товары кратковременного пользования -вещи, потребляемые в течение одного (пищевые продукты) или нескольких циклов употребления (мыло, стиральный порошок и др.).
Специальную товарную группу образуют услуги, которые продаются в виде определённых действий, напр. услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских, туристических агентств и т. п.
К товарам широкого потребления относят потребительские товары, используемые населением в повседневной жизни. Товары широкого потребления подразделяются в маркетинговой деятельности на ряд группировок.
Товары повседневного спроса - наиболее часто покупаемые товары, которые покупатель приобретает по привычке, без глубокого анализа и раздумий, не утруждая себя проблемой сравнения и выбора. К таким товарам относят хлеб, мыло, зубную пасту, сигареты. Товары повседневного спроса подразделяются на основные товары постоянного спроса, которые люди покупают регулярно, товары импульсной покупки (мороженое, шоколад), приобретаемые в разных местах при возникновении неожиданной потребности или желания, и товары для экстренных случаев, покупаемые при возникновении острой необходимости быстрой замены пришедших в непригодность вещей или для борьбы со стихийными бедствиями (зонты, плащи, лопаты и т. п.).
Товары предварительного выбора - достаточно дорогие, редко приобретаемые, важные для потребителя товары, которые покупаются после предварительного обдумывания, сравнения разных вариантов покупки между собой по качеству, свойствам, пригодности, цене, внешнему виду. К таким товарам относятся дорогая одежда и обувь, мебель, автомобили, бытовая техника. Товары предварительного выбора делятся в маркетинге на схожие и несхожие. Схожие товары близки между собой, мало отличаются как по виду и назначению, так и по качеству, ценовые различия между ними часто носят условный характер и нуждаются в дополнительном обосновании. Несхожие товары обладают выраженными отличительными особенностями в виде формы, фасона, материала. Именно несхожие товары создают для покупателя широкое поле выбора, возможности реализации вкусов и предпочтений, за которые иногда приходится платить более высокую цену.
Товары особого спроса обладают уникальными свойствами и характеристиками, чаще всего это фирменные товары, продаваемые в небольшом количестве экземпляров по повышенной в сравнении с аналогичными распространёнными вещами цене. Ради таких товаров ищущие их привередливые покупатели, желающие приобрести именно этот особый товар, готовы идти на дополнительные расходы денег и затраты времени по поиску, заказу и доставке уникального товара.
Товары пассивного спроса представляют собой группу известных или неизвестных покупателю товаров, по отношению к покупке которых возможные покупатели не проявляют высокой активности, то ли в силу отсутствия острой необходимости в них, то ли в связи с уверенностью, что приобрести подобный товар всегда успеется. Реклама и обострение спроса часто оказываются способными превратить товары пассивного спроса в объекты активной продажи.
Товары промышленно-производственного назначения, в отличие от потребительских товаров и услуг, предназначены для использования их предприятиями в процессе производства продукции. К ним относятся основные материалы, основные средства производства, вспомогательные материалы и услуги.
Основные материалы - это товары, применяемые для производства из них других товаров, они используются в производственном процессе однократно и целиком переходят, превращаются в производимый товар, составляя его неотъемлемую часть. Основные материалы делятся на сырьё, материалы и полуфабрикаты. Под сырьём понимаются природные продукты, добываемые в природной среде (руда, нефть, газ, лес и др.) и производимые в сельском хозяйстве (продукция растениеводства и животноводства). Материалы - это дерево, металл, пластмассы, ткани, мука и многое другое, из чего изготовляют готовую продукцию и полуфабрикаты. Полуфабрикаты представляют собой неокончательно изготовленный товар, подлежащий последующей обработке или сборке, прежде чем он превратится в конечный продукт производства. К полуфабрикатам примыкают комплектующие изделия, которые целиком присоединяются к товару при его окончательном оформлении. Это, напр., автомобильные колёса, батарейки электропитания, лезвия для бритвы. К основным материалам относят также энергию (тепловую, электрическую), представляющую собой исключительно важный товар производственного назначения.
Выделение основных материалов в специальную товарную группу связано не только с их назначением, но и с характером их продажи и особенностями маркетинга, проявляющимися в особых способах измерения, поставки и использования природного сырья и энергии. Ещё более специфический товар представляют собой земельные и водные ресурсы.
Основные средства, или капитальное имущество,- это товар в виде зданий, сооружений, машин, производственного оборудования, компьютерной техники, инструментов и т. п. Данная группа товаров разделяется на две подгруппы: стационарные сооружения (недвижимость) и переносное вспомогательное оборудование, включая инструменты.
Вспомогательные материалы и услуги образуют третью группу товаров промышленно-производственного назначения. Эти товары, в отличие от основных материалов, не используются непосредственным образом в качестве составной части производимого продукта, не представляют собой средство его производства, а играют вспомогательную роль, являясь материалом для ухода, ремонта, технического обслуживания, предохранения товаров от порчи. Вспомогательные товары, напр. в виде масел, красок, защитных покрытий, шурупов, щёток, канцелярских товаров, представляют собой аналог товаров повседневного спроса, но используемых не в быту, а в производстве. Деловыми услугами в маркетинге называют услуги по техническому обслуживанию и ремонту зданий, производственного оборудования, а также юридические услуги, обучение, консультации, рекламные услуги.
Для маркетинга товаров характерен ещё один способ их разделения на товарные группы, в основе которого лежит присвоение группе товарной марки.
Товарная марка - это изображение в виде рисунка, символа, знака, термина, имени или их сочетания, предназначенное для идентификации (выделения) товаров или услуг одной или группы фирм, продавцов и дифференциации их от товаров и услуг других фирм. Товарная марка (или просто марка) есть комплексное понятие, включающее такие составные части, как марочное название и марочный знак.
Марочное название - это часть марки, которая поддаётся произношению, т. е. её словесный символ.
Марочный знак, или эмблема,- опознаваемая, видимая часть марки, которая не произносится в словесной форме, а представляет собой символ, изображение, отличительную окраску, специфическое шрифтовое оформление.
Товарный знак - отличительная особенность марки товара, обеспеченная правовой защитой, охраной авторского права фирмы-производителя и продавца товара. К товарному знаку близок логотип, представляющий собой оригинальное начертание полного или сокращённого наименования фирмы.
Идентификация товара достигается не только с помощью товарной марки, но и посредством его маркировки, которая содержит сведения о товаре, наносимые непосредственно на товар, упаковку или на прикрепляемую к товару этикетку. В последнее время в маркировку стали включать штриховой код, дающий возможность чётко идентифицировать товар, устанавливать его признаки посредством считывания кода с помощью специального электронного устройства, которым оборудованы пункты продажи товара. Используется также электронная магнитная маркировка товаров, предохраняющая их от выноса из магазина без оплаты.
С классификацией товаров связаны также такие понятия маркетинга, как товарный ассортимент и товарная номенклатура.
Товарный ассортимент представляет собой группу товаров, объединяемых по таким признакам, как схожесть функционирования (назначения и области применения), продажа одним и тем же клиентам через одни и те же типы торговых заведений, наличие одного уровня цен товаров, входящих в группу. Это может быть ассортимент автомобилей, косметики, конфет и др. Формирование товарного ассортимента - одна из самых важных стратегических задач фирм, производящих и продающих товары. Фирмам постоянно приходится принимать решения о широте товарного ассортимента, его наращивании, насыщении, свёртывании, изменении состава.
Товарная номенклатура - это совокупность ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых к покупке отдельным продавцом. Товарная номенклатура характеризуется широтой (численностью ассортиментных групп), насыщенностью (общее количество видов продаваемых товаров), глубиной (количеством вариантов товара в рамках одной ассортиментной группы), гармоничностью (степенью близости между товарами разных ассортиментных групп одного продавца). Б. А. Райзверг.
По признаку долговечности товары разделяют на две группы: а) товары длительного пользования - веши, предназначенные для многократного, долговременного применения, напр. мебель, одежда, транспортные средства; б) товары кратковременного пользования -вещи, потребляемые в течение одного (пищевые продукты) или нескольких циклов употребления (мыло, стиральный порошок и др.).
Специальную товарную группу образуют услуги, которые продаются в виде определённых действий, напр. услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских, туристических агентств и т. п.
К товарам широкого потребления относят потребительские товары, используемые населением в повседневной жизни. Товары широкого потребления подразделяются в маркетинговой деятельности на ряд группировок.
Товары повседневного спроса - наиболее часто покупаемые товары, которые покупатель приобретает по привычке, без глубокого анализа и раздумий, не утруждая себя проблемой сравнения и выбора. К таким товарам относят хлеб, мыло, зубную пасту, сигареты. Товары повседневного спроса подразделяются на основные товары постоянного спроса, которые люди покупают регулярно, товары импульсной покупки (мороженое, шоколад), приобретаемые в разных местах при возникновении неожиданной потребности или желания, и товары для экстренных случаев, покупаемые при возникновении острой необходимости быстрой замены пришедших в непригодность вещей или для борьбы со стихийными бедствиями (зонты, плащи, лопаты и т. п.).
Товары предварительного выбора - достаточно дорогие, редко приобретаемые, важные для потребителя товары, которые покупаются после предварительного обдумывания, сравнения разных вариантов покупки между собой по качеству, свойствам, пригодности, цене, внешнему виду. К таким товарам относятся дорогая одежда и обувь, мебель, автомобили, бытовая техника. Товары предварительного выбора делятся в маркетинге на схожие и несхожие. Схожие товары близки между собой, мало отличаются как по виду и назначению, так и по качеству, ценовые различия между ними часто носят условный характер и нуждаются в дополнительном обосновании. Несхожие товары обладают выраженными отличительными особенностями в виде формы, фасона, материала. Именно несхожие товары создают для покупателя широкое поле выбора, возможности реализации вкусов и предпочтений, за которые иногда приходится платить более высокую цену.
Товары особого спроса обладают уникальными свойствами и характеристиками, чаще всего это фирменные товары, продаваемые в небольшом количестве экземпляров по повышенной в сравнении с аналогичными распространёнными вещами цене. Ради таких товаров ищущие их привередливые покупатели, желающие приобрести именно этот особый товар, готовы идти на дополнительные расходы денег и затраты времени по поиску, заказу и доставке уникального товара.
Товары пассивного спроса представляют собой группу известных или неизвестных покупателю товаров, по отношению к покупке которых возможные покупатели не проявляют высокой активности, то ли в силу отсутствия острой необходимости в них, то ли в связи с уверенностью, что приобрести подобный товар всегда успеется. Реклама и обострение спроса часто оказываются способными превратить товары пассивного спроса в объекты активной продажи.
Товары промышленно-производственного назначения, в отличие от потребительских товаров и услуг, предназначены для использования их предприятиями в процессе производства продукции. К ним относятся основные материалы, основные средства производства, вспомогательные материалы и услуги.
Основные материалы - это товары, применяемые для производства из них других товаров, они используются в производственном процессе однократно и целиком переходят, превращаются в производимый товар, составляя его неотъемлемую часть. Основные материалы делятся на сырьё, материалы и полуфабрикаты. Под сырьём понимаются природные продукты, добываемые в природной среде (руда, нефть, газ, лес и др.) и производимые в сельском хозяйстве (продукция растениеводства и животноводства). Материалы - это дерево, металл, пластмассы, ткани, мука и многое другое, из чего изготовляют готовую продукцию и полуфабрикаты. Полуфабрикаты представляют собой неокончательно изготовленный товар, подлежащий последующей обработке или сборке, прежде чем он превратится в конечный продукт производства. К полуфабрикатам примыкают комплектующие изделия, которые целиком присоединяются к товару при его окончательном оформлении. Это, напр., автомобильные колёса, батарейки электропитания, лезвия для бритвы. К основным материалам относят также энергию (тепловую, электрическую), представляющую собой исключительно важный товар производственного назначения.
Выделение основных материалов в специальную товарную группу связано не только с их назначением, но и с характером их продажи и особенностями маркетинга, проявляющимися в особых способах измерения, поставки и использования природного сырья и энергии. Ещё более специфический товар представляют собой земельные и водные ресурсы.
Основные средства, или капитальное имущество,- это товар в виде зданий, сооружений, машин, производственного оборудования, компьютерной техники, инструментов и т. п. Данная группа товаров разделяется на две подгруппы: стационарные сооружения (недвижимость) и переносное вспомогательное оборудование, включая инструменты.
Вспомогательные материалы и услуги образуют третью группу товаров промышленно-производственного назначения. Эти товары, в отличие от основных материалов, не используются непосредственным образом в качестве составной части производимого продукта, не представляют собой средство его производства, а играют вспомогательную роль, являясь материалом для ухода, ремонта, технического обслуживания, предохранения товаров от порчи. Вспомогательные товары, напр. в виде масел, красок, защитных покрытий, шурупов, щёток, канцелярских товаров, представляют собой аналог товаров повседневного спроса, но используемых не в быту, а в производстве. Деловыми услугами в маркетинге называют услуги по техническому обслуживанию и ремонту зданий, производственного оборудования, а также юридические услуги, обучение, консультации, рекламные услуги.
Для маркетинга товаров характерен ещё один способ их разделения на товарные группы, в основе которого лежит присвоение группе товарной марки.
Товарная марка - это изображение в виде рисунка, символа, знака, термина, имени или их сочетания, предназначенное для идентификации (выделения) товаров или услуг одной или группы фирм, продавцов и дифференциации их от товаров и услуг других фирм. Товарная марка (или просто марка) есть комплексное понятие, включающее такие составные части, как марочное название и марочный знак.
Марочное название - это часть марки, которая поддаётся произношению, т. е. её словесный символ.
Марочный знак, или эмблема,- опознаваемая, видимая часть марки, которая не произносится в словесной форме, а представляет собой символ, изображение, отличительную окраску, специфическое шрифтовое оформление.
Товарный знак - отличительная особенность марки товара, обеспеченная правовой защитой, охраной авторского права фирмы-производителя и продавца товара. К товарному знаку близок логотип, представляющий собой оригинальное начертание полного или сокращённого наименования фирмы.
Идентификация товара достигается не только с помощью товарной марки, но и посредством его маркировки, которая содержит сведения о товаре, наносимые непосредственно на товар, упаковку или на прикрепляемую к товару этикетку. В последнее время в маркировку стали включать штриховой код, дающий возможность чётко идентифицировать товар, устанавливать его признаки посредством считывания кода с помощью специального электронного устройства, которым оборудованы пункты продажи товара. Используется также электронная магнитная маркировка товаров, предохраняющая их от выноса из магазина без оплаты.
С классификацией товаров связаны также такие понятия маркетинга, как товарный ассортимент и товарная номенклатура.
Товарный ассортимент представляет собой группу товаров, объединяемых по таким признакам, как схожесть функционирования (назначения и области применения), продажа одним и тем же клиентам через одни и те же типы торговых заведений, наличие одного уровня цен товаров, входящих в группу. Это может быть ассортимент автомобилей, косметики, конфет и др. Формирование товарного ассортимента - одна из самых важных стратегических задач фирм, производящих и продающих товары. Фирмам постоянно приходится принимать решения о широте товарного ассортимента, его наращивании, насыщении, свёртывании, изменении состава.
Товарная номенклатура - это совокупность ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых к покупке отдельным продавцом. Товарная номенклатура характеризуется широтой (численностью ассортиментных групп), насыщенностью (общее количество видов продаваемых товаров), глубиной (количеством вариантов товара в рамках одной ассортиментной группы), гармоничностью (степенью близости между товарами разных ассортиментных групп одного продавца). Б. А. Райзверг.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи